Местное время
Где ты, Маленький Принц?
Сергей Безруков шёл вдоль первого ряда Дворца искусств и показывал зрителям мягкую рыжую куклу Лиса. Словно давал возможность приручить его каждому, кто протянет руку. История дружбы Принца с Лисом не стала самой надрывной в спектакле (хотя чаще всего на нее и уповают, чтобы буквально выжать из зрителя слезу), но она была теплая, мягкая, настоящая. Мне показалось, что Лис говорил голосом Олега Табакова, великого учителя Безрукова. Было видно, как актеру дорог этот кусочек спектакля и материи, как жаль ему с ним расставаться.
У каждого из нас свой Маленький Принц, своя история отношений с книгой Экзюпери. В день открытия фестиваля Сергей Безруков подарил зрителям собственное. Мне показалось довольно честное и очень понимаемое. В этой истории, миллион раз поставленной по всему миру, сложно чем-то удивить опытного зрителя, пронять до катарсиса. Это может быть случайная находка, и, чтобы напасть на нее, идти нужно только от себя. Актер вводит нас в свой детский мир: на полке шкафа портрет 6-летнего (именно столько в начале повествования герою притчи) Сережи Безрукова, как будто его детские игрушки: летчик (альтер-эго рассказчика) – плюшевый мишка, деревянный самолет, резиновая змейка (у кого такой не было), да и сам Принц – маленькая фигурка.
Авторы вообще очень трепетно относятся к спектаклю, который по традиции открывает выездные фестивали. Из Москвы привезли (благо бюджет позволяет) декорации, которые, в принципе, можно найти в каждом театре: контейнер с песком (это и пустыня, и детская песочница), книжные шкафы и главное - книги. Я специально подошел в антракте и посмотрел близко – русские сказки, рассказы Толстого для детей, «Волшебник Изумрудного города», «Незнайка в Солнечном городе». Да много еще чего. Каждая книга важна, каждая на своем месте.
Спектакль Сергея Безрукова (он его сам и поставил) развертывается сразу в нескольких плоскостях: маленькая пустыня-песочница на авансцене, огромный мир, который создает живой Губернаторский оркестр Московской области. Его музыканты и визуально участвуют в действии: флейта ненадолго перевоплощается в розу. Наконец, сам актер, который оживляет этот мир и живет в нем. Смотреть спектакль можно с любого ряда благодаря видеопроекциям. Они улавливают каждую эмоцию. Иногда останавливаешь себя на том, что следишь за картинкой, и заставляешь переключиться на «живой план». Кстати, в Нижневартовске впервые использовали три экрана: помимо основного, ещё два боковых, что, по мнению видеографов дало необычный эффект. Когда герой задумывается, грустит, сожалеет об утраченном даже средние планы проекций незаменимы. А хотелось бы еще и крупно видеть глаза актера, как, например, видишь его руки, когда он возится с куклами в «песочнице», отгоняет змею и погребает Маленького Принца.
Спектакль получается про потерю себя, ребенка, того шестилетнего мальчика, рисующего слонов и удавов, смотрящего на звезды и бережно обнимающего мячик-планету, доброго, прямого и искреннего. Его больше нет, и игрушки снова прячутся в коробку. Но все же в человеке живет вера, и Сергей Безруков хоть и с трудом, но достает из глубокого внутреннего кармана пиджака (как из глубин души) заветную фигурку Принца.
Материал на сайте издания