Сергей Безруков: «У мальчишек перед глазами должны быть примеры благородства»
Министерство Культуры Московской Области
Касса: +7 (495) 378-65-75
ПН-ВС, без перерыва: 11:00-20:00
Пресса
Московского
губернского
театра

Сергей Безруков: «У мальчишек перед глазами должны быть примеры благородства»

18 Июня 2015
Виктория Пешкова, «Театрал», июнь 2015.

Что может театр предложить сегодняшнему подростку, чем удержать и заставить приходить снова и снова? Похоже, у Губернского театра появился вполне конкретный ответ на этот вопрос. Паруса подняты, мушкеты заряжены – стивенсоновская «Испаньола» прямым курсом идет на «Остров сокровищ», и Сергей Безруков, он же Джон Сильвер, точно знает, что своей цели она достигнет.



– Сергей Витальевич, не припомню, чтобы кто-нибудь за последние лет двадцать отваживался у нас поставить «Остров сокровищ» как драматический спектакль?

– Такой спектакль есть только у нас в Губернском… да еще в Лондонском национальном театре. Но наш, пожалуй, помасштабней будет: больше 50 человек занято. Нам в Петербурге сделали огромную конструкцию-трансформер – шесть с половиной тонн веса – которая превращается то в трактир «Адмирал Бенбоу», то в старый пиратский форт на острове, то в «Испаньолу». Главные пираты, между прочим, у нас за кулисами действуют – наши силачи-монтировщики, которые эту самую «Испаньолу» собирают-разбирают, а могут и угнать…

– Детский спектакль с таким размахом?

– А иначе и затевать все это не стоило. Я вспоминаю себя в детстве: когда шел в театр, очень хотелось праздника. На двух-трех стульях с ковриком устраивать праздник достаточно проблематично. В детские спектакли вообще нужно вкладываться по-взрослому, а если главный зритель подросток – тем более. Юные умы настроены весьма критично. Они многое вдели в кино, они на «ты» с компьютерными играми. «Взять» их можно только той атмосферой подлинности, которой и славился всегда русский театр, следовавший в лучших своих появлениях бессмертному пушкинскому «над вымыслом слезою обольюсь». Мы на два состава сшили 93 костюма абсолютно в духе эпохи. Специально поднимали старинные картины и гравюры, чтобы все камзолы-рубашки-шляпы были точь-в-точь как настоящие.

– Сейчас вы скажете, что и оружие у вас настоящее.

– Мушкеты, пистолеты и сабли мы тоже специально для постановки заказывали. В Новосибирске есть специалисты по реконструкции исторического оружия, которые смогли адаптировать его для сцены. Так что стреляем мы из настоящего оружия, правда… заряды холостые. И сценические бои ставили по всем правилам. Идентичность эпохе – это очень важно для любого зрителя: он понимает, что с ним не заигрывают, а играют по-честному.



– Не секрет, что сегодня актеры сложный грим не любят: раньше искали для своих персонажей всякие накладки, толщинки, лицо по часу себе рисовали, а сегодня прибегают в театр за полчаса до начала, только чтобы успеть переодеться. А тут у каждого пирата в буквальном смысле – свое лицо.

– Наши актеры не прибегают в театр за полчаса до начала только потому, что… просто из него не уходят. Ну, а если серьезно, то к пяти все уже в театре: сделать такой грим тяп-ляп за пять минут действительно не получится. Все пираты у нас типажные, непохожие друг на друга, с теми самыми толщинками-накладками, и артистам это нравится, они купаются в своих ролях.

– И вы, кажется, больше всех. Джона Сильвера по традиции считают эдаким воплощением абсолютного зла, но вы с такой трактовкой явно не согласны.

– Играть его в одну краску, на мой взгляд, неправильно. Да, Сильвер страшен, иначе лихие его товарищи не стали бы ему подчиняться. Но в отличие от них, на суше он ведет вполне добропорядочную жизнь: держит трактир, платит налоги. И за сокровищами он отправляется потому, что богатство позволит ему вести жизнь «настоящего джентльмена». В нем, как ни странно, не угасла искра благородства: он отпускает Джима, когда понимает, что не нашедшие сокровищ пираты убьют их обоих: «Я скажу тебе как повар – пахнет жареным! Уходи!» Сильвер уговаривает мальчишку забыть «слово джентльмена», которое тот ему дал – для него эта клятва не пустой звук, как для остальных. И когда Джим отказывается его оставить, Сильвер, похоже, удивляется сам себе: «Еще немного и я поверю, что в этом мире еще существует благородство».

– Сильвер видит в Джиме прежнего себя?

– Конечно! Он тоже когда-то был молод, тоже любил приключения. И в море он скорее всего отправился, как и Джим, из того же юношеского желания проверить себя на прочность. Он стал тем, кем стал. Но, возможно, это не только его вина. И ему не все равно, кем станет Джим. Сильвер не очень-то и рад всей это затее с поиском сокровищ, но нищей старости он боится едва ли не больше, чем виселицы.

– Зачем вам сразу два Джима понадобилось – маленький и большой?

– Это не нам понадобилось, это у Стивенсона так: повзрослевший, ставший капитаном Джим рассказывает о том, как он в детстве отправился на поиски золота Флинта. Мы просто воспользовались этим ходом для того, чтобы показать, как мальчишка превращается в мужчину. Мой учитель Олег Павлович Табаков всегда нам говорил: результат на сцене играть не надо. Результат есть результат, самое важное на сцене – процесс.



– А не утратило ли разнежившееся человечество секрет воспитания настоящих мужчин?

– Не утратило. Но, к сожалению, почти перестало им пользоваться. В том числе и потому, что реже стало открывать нужные книги. Собственно, никакого секрета ведь нет: мужчина должен уметь принимать решения и отвечать за свои поступки. Джим в конце плавания, когда цель достигнута, золото найдено и осталось только загрузить его в трюм «Испаньолы», принимает самое главное, самое взрослое решение. Только не спрашивайте, какое: путь зрители все увидят сами. Скажу только одно – у сегодняшних мальчишек должны быть перед глазами примеры благородства. Им этого очень не хватает.

– Два поколения детей – 90-х и 2000-х – выросли практически без детского театра. Есть надежда, что хотя бы для тех, кому сегодня от пяти до десяти, театр станет достойной альтернативой кинематографу и компьютерным развлечениям?

– Надежда есть. Станет ли она реальностью, зависит от нас всех – и тех, кто делает театр, и тех, кто в него приводит своих детей. Если не верить в то, что это возможно, театром для детей вообще заниматься не стоит. А мы занимаемся. И не напрасно. В кино сегодня дети уже не плачут, они понимают – там все «понарошку». А в театре – все живое и настоящее.

– Похоже, вы таким ответственным подходом к детским спектаклям создаете своего будущего зрителя, чтобы ваш театр в какой-нибудь отнюдь не прекрасный день не сочли «неэффективным» и не реформировали за недостаточную заполняемость зала, как это у нас сейчас принято.

– Театр должен думать не только о том, кто приходит в него сегодня, но и о том, кто будет приходить завтра. Конечно, любовь к театру может неожиданно проснуться у человека в любом возрасте. Но мне кажется, что учить понимать и любить театр нужно с детства. И чем раньше, тем лучше. Ребенок открыт миру и постигает его в игре, а игра ведь и составляет душу театра.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Нашла коса на камень
Комедия в двух действиях
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
12+
На всякого мудреца довольно простоты
Комедия
3 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
12+
За кулисами спектакля «На всякого мудреца довольно простоты»
Экскурсия
Подробнее
12+
Приключения Фандорина
Детектив по роману Б. Акунина
2 ч 50 мин, один антракт
Подробнее
6+
Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон
Заоблачно-головокружительная история
1 час 20 мин
Подробнее
Последние статьи
ПОЭТИЧЕСКОЕ КАФЕ «ЛУЧ»: МИРУ – МИР!
15 Апреля 2021
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА «ЖУРФАК ТЕАТРАЛА» – О СПЕКТАКЛЕ В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ В...
Никита Пресняков получил главную роль в Московском Губернском театре
12 Апреля 2021
Москва, 12 апреля. Актер и музыкант Никита Пресняков был выбран на роль в спектакле...
Внук Пугачевой сыграет учителя астрономии
12 Апреля 2021
Никита Пресняков поймал "Звезду" В Никите Преснякове проснулись театральные гены:...
Никита Пресняков сыграет главную роль в спектакле театра Сергея Безрукова
12 Апреля 2021
29-летний внук примадонны Никита Пресняков получил главную роль в спектакле по пьесе...
Премьеру "Безымянной звезды" МГТ покажет осенью
08 Апреля 2021
МОСКВА, 8 апр - Пресс-служба Московского Губернского театра. Московский Губернский театр...
Галина Бокашевская: “Приглашение Безрукова восприняла как розыгрыш”
08 Апреля 2021
Недавно в московском Доме кино прошёл юбилейный вечер заслуженной артистки России...
В Московском Губернском театре представят свою версию «Безымянной звезды»
07 Апреля 2021
Ранее пьесу Михаила Себастьяна адаптировали в виде фильма с Анастасией Вертинской и...
Нос Сирано, настоящие ружья и кровавый раствор: В Губернском театре рассказали, как устроен мир «закулисья»
05 Апреля 2021
Сколько человек рисуют пиратские шрамы актерам спектакля «Остров сокровищ»? Где...
Сергей Безруков представит в Минске премьеру спектакля «Дядя Ваня»
26 Марта 2021
Спектакль режиссера Сергея Безрукова, поставленный по одной из самых известных пьес...
Безруков, Бутман, Прилепин, Голубкина получили премию Минобороны
24 Марта 2021
Наталия Губернаторова Глава российского военного ведомства Сергей Шойгу 24...
«Помогать патриотическому настрою»: Безруков о премии МО в области культуры и искусства
24 Марта 2021
Андрей Аркадьев, Ирина Лосик Награду за вклад в развитие культуры получили актер,...
Шойгу вручил премию Минобороны РФ артисту Безрукову
24 Марта 2021
Юрий Гаврилов Вечером в среду, 24 марта в Центральном академическом театре Российской...
Резко помолодевшая Устинова пришла на премьеру к Безрукову
17 Марта 2021
Инна Фомина Актер привез свой театр в Барвиху Множество звезд - Марина Зудина,...
Звездная премьера спектакля Сергея Безрукова «Дядя Ваня» (фоторепортаж)
16 Марта 2021
Фото: Герман Жигунов Показ постановки Московского Губернского театра...
Светская неделя с Ириной Чайковской: премьера спектакля «Дядя Ваня» Сергея Безрукова в «Барвиха Luxury Village»
15 Марта 2021
Ирина Чайковская Наш светский колумнист Ирина Чайковская рассказывает, как прошла...
Сергей Безруков сыграл «Дядю Ваню» в Концертном зале «Барвиха Luxury Village»
15 Марта 2021
В минувшие выходные в Концертном зале «Барвиха Luxury Village» состоялась звездная...
Марина Зудина, Катерина Шпица, Милана Тюльпанова и другие на премьере нового спектакля Сергея Безрукова
15 Марта 2021
Яна Марковская В минувшие выходные в концертном зале "Барвиха Luxury Village"...
Сергей Безруков, Митя Хрусталев, Марина Зудина и другие на премьере спектакля «Дядя Ваня»
15 Марта 2021
В минувшие выходные в Концертном зале «Барвиха Luxury Village» состоялась звездная...
Шпица пришла на премьеру Безрукова с мужем, а Погребняк и Зудина — в коже
13 Марта 2021
Кто еще из звезд появился на новом спектакле 13 марта в концертном зале «Барвиха...
Сергей Безруков: Классика – не в пересказе
12 Марта 2021
Сергей Безруков покажет 13 марта спектакль Антона Павловича Чехова «Дядя Ваня» в...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре