Сергей Безруков: «У мальчишек перед глазами должны быть примеры благородства»
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Сергей Безруков: «У мальчишек перед глазами должны быть примеры благородства»

18 июня 2015
Виктория Пешкова, «Театрал»
Что может театр предложить сегодняшнему подростку, чем удержать и заставить приходить снова и снова? Похоже, у Губернского театра появился вполне конкретный ответ на этот вопрос. Паруса подняты, мушкеты заряжены – стивенсоновская «Испаньола» прямым курсом идет на «Остров сокровищ», и Сергей Безруков, он же Джон Сильвер, точно знает, что своей цели она достигнет.

– Сергей Витальевич, не припомню, чтобы кто-нибудь за последние лет двадцать отваживался у нас поставить «Остров сокровищ» как драматический спектакль?

– Такой спектакль есть только у нас в Губернском… да еще в Лондонском национальном театре. Но наш, пожалуй, помасштабней будет: больше 50 человек занято. Нам в Петербурге сделали огромную конструкцию-трансформер – шесть с половиной тонн веса – которая превращается то в трактир «Адмирал Бенбоу», то в старый пиратский форт на острове, то в «Испаньолу». Главные пираты, между прочим, у нас за кулисами действуют – наши силачи-монтировщики, которые эту самую «Испаньолу» собирают-разбирают, а могут и угнать…

– Детский спектакль с таким размахом?

– А иначе и затевать все это не стоило. Я вспоминаю себя в детстве: когда шел в театр, очень хотелось праздника. На двух-трех стульях с ковриком устраивать праздник достаточно проблематично. В детские спектакли вообще нужно вкладываться по-взрослому, а если главный зритель подросток – тем более. Юные умы настроены весьма критично. Они многое вдели в кино, они на «ты» с компьютерными играми. «Взять» их можно только той атмосферой подлинности, которой и славился всегда русский театр, следовавший в лучших своих появлениях бессмертному пушкинскому «над вымыслом слезою обольюсь». Мы на два состава сшили 93 костюма абсолютно в духе эпохи. Специально поднимали старинные картины и гравюры, чтобы все камзолы-рубашки-шляпы были точь-в-точь как настоящие.

– Сейчас вы скажете, что и оружие у вас настоящее.

– Мушкеты, пистолеты и сабли мы тоже специально для постановки заказывали. В Новосибирске есть специалисты по реконструкции исторического оружия, которые смогли адаптировать его для сцены. Так что стреляем мы из настоящего оружия, правда… заряды холостые. И сценические бои ставили по всем правилам. Идентичность эпохе – это очень важно для любого зрителя: он понимает, что с ним не заигрывают, а играют по-честному.

– Не секрет, что сегодня актеры сложный грим не любят: раньше искали для своих персонажей всякие накладки, толщинки, лицо по часу себе рисовали, а сегодня прибегают в театр за полчаса до начала, только чтобы успеть переодеться. А тут у каждого пирата в буквальном смысле – свое лицо.

– Наши актеры не прибегают в театр за полчаса до начала только потому, что… просто из него не уходят. Ну, а если серьезно, то к пяти все уже в театре: сделать такой грим тяп-ляп за пять минут действительно не получится. Все пираты у нас типажные, непохожие друг на друга, с теми самыми толщинками-накладками, и артистам это нравится, они купаются в своих ролях.

– И вы, кажется, больше всех. Джона Сильвера по традиции считают эдаким воплощением абсолютного зла, но вы с такой трактовкой явно не согласны.

– Играть его в одну краску, на мой взгляд, неправильно. Да, Сильвер страшен, иначе лихие его товарищи не стали бы ему подчиняться. Но в отличие от них, на суше он ведет вполне добропорядочную жизнь: держит трактир, платит налоги. И за сокровищами он отправляется потому, что богатство позволит ему вести жизнь «настоящего джентльмена». В нем, как ни странно, не угасла искра благородства: он отпускает Джима, когда понимает, что не нашедшие сокровищ пираты убьют их обоих: «Я скажу тебе как повар – пахнет жареным! Уходи!» Сильвер уговаривает мальчишку забыть «слово джентльмена», которое тот ему дал – для него эта клятва не пустой звук, как для остальных. И когда Джим отказывается его оставить, Сильвер, похоже, удивляется сам себе: «Еще немного и я поверю, что в этом мире еще существует благородство».

– Сильвер видит в Джиме прежнего себя?

– Конечно! Он тоже когда-то был молод, тоже любил приключения. И в море он скорее всего отправился, как и Джим, из того же юношеского желания проверить себя на прочность. Он стал тем, кем стал. Но, возможно, это не только его вина. И ему не все равно, кем станет Джим. Сильвер не очень-то и рад всей это затее с поиском сокровищ, но нищей старости он боится едва ли не больше, чем виселицы.

– Зачем вам сразу два Джима понадобилось – маленький и большой?

– Это не нам понадобилось, это у Стивенсона так: повзрослевший, ставший капитаном Джим рассказывает о том, как он в детстве отправился на поиски золота Флинта. Мы просто воспользовались этим ходом для того, чтобы показать, как мальчишка превращается в мужчину. Мой учитель Олег Павлович Табаков всегда нам говорил: результат на сцене играть не надо. Результат есть результат, самое важное на сцене – процесс.

– А не утратило ли разнежившееся человечество секрет воспитания настоящих мужчин?

– Не утратило. Но, к сожалению, почти перестало им пользоваться. В том числе и потому, что реже стало открывать нужные книги. Собственно, никакого секрета ведь нет: мужчина должен уметь принимать решения и отвечать за свои поступки. Джим в конце плавания, когда цель достигнута, золото найдено и осталось только загрузить его в трюм «Испаньолы», принимает самое главное, самое взрослое решение. Только не спрашивайте, какое: путь зрители все увидят сами. Скажу только одно – у сегодняшних мальчишек должны быть перед глазами примеры благородства. Им этого очень не хватает.

– Два поколения детей – 90-х и 2000-х – выросли практически без детского театра. Есть надежда, что хотя бы для тех, кому сегодня от пяти до десяти, театр станет достойной альтернативой кинематографу и компьютерным развлечениям?

– Надежда есть. Станет ли она реальностью, зависит от нас всех – и тех, кто делает театр, и тех, кто в него приводит своих детей. Если не верить в то, что это возможно, театром для детей вообще заниматься не стоит. А мы занимаемся. И не напрасно. В кино сегодня дети уже не плачут, они понимают – там все «понарошку». А в театре – все живое и настоящее.

– Похоже, вы таким ответственным подходом к детским спектаклям создаете своего будущего зрителя, чтобы ваш театр в какой-нибудь отнюдь не прекрасный день не сочли «неэффективным» и не реформировали за недостаточную заполняемость зала, как это у нас сейчас принято.

– Театр должен думать не только о том, кто приходит в него сегодня, но и о том, кто будет приходить завтра. Конечно, любовь к театру может неожиданно проснуться у человека в любом возрасте. Но мне кажется, что учить понимать и любить театр нужно с детства. И чем раньше, тем лучше. Ребенок открыт миру и постигает его в игре, а игра ведь и составляет душу театра.
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Вид с моста
Драма
2 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
16+
Дядя Ваня
Сцены деревенской жизни в двух действиях
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
12+
Поэтическое кафе «Луч»
Оттепель в стихах и мелодиях
2 ч 45 мин, один антракт
Подробнее
16+
Сердце матери
Драма
1 ч 50 мин, без антракта
Подробнее
6+
Аленький цветочек
По мотивам сказки С. Аксакова
1 ч 10 мин, без антракта
Подробнее
Последние статьи
Московский Губернский театр представляет вторую премьеру сезона
04 февраля 2023
16 февраля Московский Губернский театр представит вторую премьеру сезона — комедию по...
Московский Губернский театр представит вторую премьеру сезона 16 февраля
03 февраля 2023
РИАМО - 3 фев. Московский Губернский театр 16 февраля представит вторую премьеру сезона —...
Сергей Безруков представит в МГТ вторую премьеру сезона
03 февраля 2023
Театр сыграет комедию «Женитьба. Почти по Гоголю» 16 февраля Московский Губернский театр...
Спектакль Сергея Безрукова «Приключения Фандорина» покажут в Уфе
02 февраля 2023
В основе спектакля – роман Бориса Акунина «Левиафан», третья книга из серии исторических...
Московский Губернский театр сыграет в Зеленограде спектакль «Аленький цветочек»
30 января 2023
19 февраля в КЦ «Зеленоград» пройдет спектакль по мотивам сказки Сергея Аксакова о...
16 февраля Московский Губернский театр представит вторую премьеру сезона
18 января 2023
Режиссер спектакля Сергей Безруков, художник-постановщик - Дмитрий Дробышев. Начало...
Два рукопожатия до Станиславского
17 января 2023
Народный артист России Сергей Безруков — о вечно актуальном создателе МХАТа и реформаторе...
Актёрам Московского Губернского театра вручили премии «Золотой Мухин»
16 января 2023
Московский Губернский театр отпраздновал своё девятилетие. В рамках празднования лучшим...
В Московском Губернском театре наградили лучших сотрудников
16 января 2023
РИАМО - 16 янв. В Московском Губернском театре отпраздновали день рождения — на днях...
Премии «Золотой Мухин» вручили в Московском Губернском театре
16 января 2023
Московский Губернский театр отпраздновал свое 9-летие. В рамках празднования лучшим...
Московский Губернский театр отметил день рождения
13 января 2023
Театру исполнилось девять лет. На церемонии в пятый раз состоялось вручение премий...
«Профессия редкая и необходимая»: Ирина Безрукова о тифлокомментировании
27 декабря 2022
Московский губернский театр, художественным руководителем которого является Сергей...
Московский Губернский театр удостоился Премии им. Фёдора Волкова
27 декабря 2022
Премия Минкультуры России имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства...
Ирина Безрукова: "Мне часто пишут о том, что я являюсь примером стойкости в жизненных обстоятельствах"
23 декабря 2022
Она излучает гармонию, теплоту и нежность. И это проявляется буквально во всем: как она...
Сергей Безруков: «Дети, выросшие без любви, это другие люди»
09 декабря 2022
На днях в Московском Губернском театре прошел моноспектакль «Маленький принц» – в...
Московский Губернский театр представляет вторую премьеру сезона
19 ноября 2022
24, 25 ноября Московский Губернский театр представит вторую премьеру сезона – комедию по...
Аккаунт Губернского театра «захватило» брачное агентство
18 ноября 2022
Страницу Московского Губернского театра (МГТ) на днях взломали представители брачного...
Женитьба как спецоперация
15 ноября 2022
Московский Губернский театр 24, 25 ноября представит вторую премьеру сезона – комедию по...
Сергей Безруков прочитает 5 декабря сказку «Маленький принц» в Московском Губернском Театре в честь 10-летия фонда «Измени одну жизнь»
10 ноября 2022
5 декабря 2022 года в Московском Губернском Театре пройдет спектакль «Маленький...
МГТ представит комедию «Женитьба. Почти по Гоголю»
03 ноября 2022
Московский Губернский театр (МГТ) 24, 25 ноября представит зрителям вторую премьеру...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре