Сергей Безруков: «У мальчишек перед глазами должны быть примеры благородства»
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Сергей Безруков: «У мальчишек перед глазами должны быть примеры благородства»

18 июня 2015
Виктория Пешкова, «Театрал»
Что может театр предложить сегодняшнему подростку, чем удержать и заставить приходить снова и снова? Похоже, у Губернского театра появился вполне конкретный ответ на этот вопрос. Паруса подняты, мушкеты заряжены – стивенсоновская «Испаньола» прямым курсом идет на «Остров сокровищ», и Сергей Безруков, он же Джон Сильвер, точно знает, что своей цели она достигнет.

– Сергей Витальевич, не припомню, чтобы кто-нибудь за последние лет двадцать отваживался у нас поставить «Остров сокровищ» как драматический спектакль?

– Такой спектакль есть только у нас в Губернском… да еще в Лондонском национальном театре. Но наш, пожалуй, помасштабней будет: больше 50 человек занято. Нам в Петербурге сделали огромную конструкцию-трансформер – шесть с половиной тонн веса – которая превращается то в трактир «Адмирал Бенбоу», то в старый пиратский форт на острове, то в «Испаньолу». Главные пираты, между прочим, у нас за кулисами действуют – наши силачи-монтировщики, которые эту самую «Испаньолу» собирают-разбирают, а могут и угнать…

– Детский спектакль с таким размахом?

– А иначе и затевать все это не стоило. Я вспоминаю себя в детстве: когда шел в театр, очень хотелось праздника. На двух-трех стульях с ковриком устраивать праздник достаточно проблематично. В детские спектакли вообще нужно вкладываться по-взрослому, а если главный зритель подросток – тем более. Юные умы настроены весьма критично. Они многое вдели в кино, они на «ты» с компьютерными играми. «Взять» их можно только той атмосферой подлинности, которой и славился всегда русский театр, следовавший в лучших своих появлениях бессмертному пушкинскому «над вымыслом слезою обольюсь». Мы на два состава сшили 93 костюма абсолютно в духе эпохи. Специально поднимали старинные картины и гравюры, чтобы все камзолы-рубашки-шляпы были точь-в-точь как настоящие.

– Сейчас вы скажете, что и оружие у вас настоящее.

– Мушкеты, пистолеты и сабли мы тоже специально для постановки заказывали. В Новосибирске есть специалисты по реконструкции исторического оружия, которые смогли адаптировать его для сцены. Так что стреляем мы из настоящего оружия, правда… заряды холостые. И сценические бои ставили по всем правилам. Идентичность эпохе – это очень важно для любого зрителя: он понимает, что с ним не заигрывают, а играют по-честному.

– Не секрет, что сегодня актеры сложный грим не любят: раньше искали для своих персонажей всякие накладки, толщинки, лицо по часу себе рисовали, а сегодня прибегают в театр за полчаса до начала, только чтобы успеть переодеться. А тут у каждого пирата в буквальном смысле – свое лицо.

– Наши актеры не прибегают в театр за полчаса до начала только потому, что… просто из него не уходят. Ну, а если серьезно, то к пяти все уже в театре: сделать такой грим тяп-ляп за пять минут действительно не получится. Все пираты у нас типажные, непохожие друг на друга, с теми самыми толщинками-накладками, и артистам это нравится, они купаются в своих ролях.

– И вы, кажется, больше всех. Джона Сильвера по традиции считают эдаким воплощением абсолютного зла, но вы с такой трактовкой явно не согласны.

– Играть его в одну краску, на мой взгляд, неправильно. Да, Сильвер страшен, иначе лихие его товарищи не стали бы ему подчиняться. Но в отличие от них, на суше он ведет вполне добропорядочную жизнь: держит трактир, платит налоги. И за сокровищами он отправляется потому, что богатство позволит ему вести жизнь «настоящего джентльмена». В нем, как ни странно, не угасла искра благородства: он отпускает Джима, когда понимает, что не нашедшие сокровищ пираты убьют их обоих: «Я скажу тебе как повар – пахнет жареным! Уходи!» Сильвер уговаривает мальчишку забыть «слово джентльмена», которое тот ему дал – для него эта клятва не пустой звук, как для остальных. И когда Джим отказывается его оставить, Сильвер, похоже, удивляется сам себе: «Еще немного и я поверю, что в этом мире еще существует благородство».

– Сильвер видит в Джиме прежнего себя?

– Конечно! Он тоже когда-то был молод, тоже любил приключения. И в море он скорее всего отправился, как и Джим, из того же юношеского желания проверить себя на прочность. Он стал тем, кем стал. Но, возможно, это не только его вина. И ему не все равно, кем станет Джим. Сильвер не очень-то и рад всей это затее с поиском сокровищ, но нищей старости он боится едва ли не больше, чем виселицы.

– Зачем вам сразу два Джима понадобилось – маленький и большой?

– Это не нам понадобилось, это у Стивенсона так: повзрослевший, ставший капитаном Джим рассказывает о том, как он в детстве отправился на поиски золота Флинта. Мы просто воспользовались этим ходом для того, чтобы показать, как мальчишка превращается в мужчину. Мой учитель Олег Павлович Табаков всегда нам говорил: результат на сцене играть не надо. Результат есть результат, самое важное на сцене – процесс.

– А не утратило ли разнежившееся человечество секрет воспитания настоящих мужчин?

– Не утратило. Но, к сожалению, почти перестало им пользоваться. В том числе и потому, что реже стало открывать нужные книги. Собственно, никакого секрета ведь нет: мужчина должен уметь принимать решения и отвечать за свои поступки. Джим в конце плавания, когда цель достигнута, золото найдено и осталось только загрузить его в трюм «Испаньолы», принимает самое главное, самое взрослое решение. Только не спрашивайте, какое: путь зрители все увидят сами. Скажу только одно – у сегодняшних мальчишек должны быть перед глазами примеры благородства. Им этого очень не хватает.

– Два поколения детей – 90-х и 2000-х – выросли практически без детского театра. Есть надежда, что хотя бы для тех, кому сегодня от пяти до десяти, театр станет достойной альтернативой кинематографу и компьютерным развлечениям?

– Надежда есть. Станет ли она реальностью, зависит от нас всех – и тех, кто делает театр, и тех, кто в него приводит своих детей. Если не верить в то, что это возможно, театром для детей вообще заниматься не стоит. А мы занимаемся. И не напрасно. В кино сегодня дети уже не плачут, они понимают – там все «понарошку». А в театре – все живое и настоящее.

– Похоже, вы таким ответственным подходом к детским спектаклям создаете своего будущего зрителя, чтобы ваш театр в какой-нибудь отнюдь не прекрасный день не сочли «неэффективным» и не реформировали за недостаточную заполняемость зала, как это у нас сейчас принято.

– Театр должен думать не только о том, кто приходит в него сегодня, но и о том, кто будет приходить завтра. Конечно, любовь к театру может неожиданно проснуться у человека в любом возрасте. Но мне кажется, что учить понимать и любить театр нужно с детства. И чем раньше, тем лучше. Ребенок открыт миру и постигает его в игре, а игра ведь и составляет душу театра.
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Скрипка Ротшильда
Трагикомедия
1 час
Подробнее
16+
С неба упали три яблока
Деревенская сага
3 ч 40 мин с антрактом
Подробнее
12+
Весна
Комедия
1 ч 40 мин, без антракта
Подробнее
6+
Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон
Приключения
1 час 20 мин
Подробнее
12+
Марьино поле
Странствие
1 час 30 мин
Подробнее
Последние статьи
Московский Губернский театр впервые покажет благотворительный спектакль для детей с нарушениями слуха
30 мая 2023
Спектакль «Книга джунглей. Маугли» с субтитрами для слабослышащих детей впервые покажут в...
Московский Губернский театр впервые сыграет благотворительный спектакль для детей с нарушениями слуха
30 мая 2023
1 июня, в Международный день защиты детей, Московский Губернский театр совместно...
«Зойкина квартира», «Собака на сене» и «Авлабар, или Новая Ханума»: самые яркие премьеры столичных театров
25 мая 2023
Актеров Губернского театра охватила испанская страсть На сцене Московского Губернского...
КОМЕДИЯ ЛОПЕ ДЕ ВЕГИ НА СЦЕНЕ ГУБЕРНСКОГО ТЕАТРА
24 мая 2023
Режиссёр Александр Коручеков решил поговорить «о странностях любви». В яркой и динамичной...
Премьера спектакля «Собака на сене» в Московском Губернском театре: «Ведь не в величии наслаждение, а в том, чтобы душа могла осуществить свою надежду…»
19 мая 2023
В апогей цветущего мая Московский Губернский театр представил четвертую премьеру...
В Московском Губернском театре сыграли премьеру комедии «Собака на сене»
17 мая 2023
Московский Губернский театр представил четвертую премьеру юбилейного сезона – комедию...
Рецензия на спектакль «Собака на сене» в Губернском театре: поэтический океан прихотей любви
17 мая 2023
Московский Губернский театр представляет четвертую премьеру десятого юбилейного...
Безруков: «В СССР было три канала, но сколько фильмов показывали для детей»
17 мая 2023
С 14 по 21 мая в Карелии проходит детский фестиваль «Эхо БДФ». По этому случаю в...
В Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля "Собака на сене"
16 мая 2023
Московский Губернский театр первым в России стал показывать спектакли в сопровождении...
В Московском Губернском театре состоялась премьера комедии «Собака на сене»
16 мая 2023
13 мая в Московском Губернском театре состоялась четвёртая премьера юбилейного сезона –...
В московском Губернском театре сыграли премьеру комедии «Собака на сене»
16 мая 2023
В минувшие выходные Московский Губернский театр представил четвертую премьеру юбилейного...
"История вне времени": как прошла премьера спектакля "Собака на сене" в Московском Губернском театре
15 мая 2023
Комедия драматурга Лопе де Веги не теряет актуальности веками. В мае Московский...
«СОБАКА НА СЕНЕ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ. ФОТОРЕПОРТАЖ С ПРЕМЬЕРЫ
15 мая 2023
13 и 14 мая в Московском Губернском театре представили четвертую премьеру юбилейного...
Два взгляда на "Собаку на сене" Московского Губернского театра
15 мая 2023
Мне удалось посмотреть премьерный спектакль режиссёра Александра Коручекова "Собака на...
В Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Собака на сене»
15 мая 2023
РИАМО - 15 мая. Московский Губернский театр 13 и 14 мая представил четвертую премьеру...
Премьера спектакля «Собака на сене» состоялась в Московском Губернском театре
15 мая 2023
Московский Губернский театр представил 13 и 14 мая комедию Лопе де Вега «Собака на сене»...
В Губернском театре состоится премьера спектакля "Собака на сене"
15 мая 2023
Комедию Лопе де Вега поставил режиссер Александр Коручеков. "Собака на сене" в...
СПЕКТАКЛЬ ПО ПЬЕСЕ ЛОПЕ ДЕ ВЕГИ ПОКАЗАЛИ В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ
15 мая 2023
На сцене Губернского театра ожила пьеса испанского драматурга Лопе де Веги, написанная в...
В Губернском театре поговорили о странностях любви
14 мая 2023
Сильней любви в природе нет начала…» (Лопе де Вега. 1618г) «…Словом, поговорим о...
В Губернском театре состоится премьера комедии "Собака на сене"
13 мая 2023
МОСКВА, 13 мая. /ТАСС/. Московский Губернский театр (МГТ) представит в субботу премьеру...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре