Сергей Безруков: В какой-то момент понимаешь, что нужно идти напролом: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Сергей Безруков: В какой-то момент понимаешь, что нужно идти напролом

08 июня 2016
Денис Корсаков, Антон Арасланов, «Комсомольская правда», 8.06.2016.

Накануне премьеры нового фильма знаменитый актер побывал на Радио «Комсомольская правда»

wx10801

На «Кинотавре» 9 июня состоится премьера фильма «После тебя», где главную роль играет Сергей Безруков. Это фильм про артиста балета Алексея Темникова, который когда-то был премьером Большого театра.

Травма, полученная на сцене 20 лет назад и прервавшая его карьеру, прогрессирует, и врачи ставят Алексея перед фактом: скоро он не сможет ходить, что для него равносильно смерти. Эта новость окончательно заставит его переменить всю жизнь.

Сергей Безруков пришел на Радио «КП», чтобы рассказать о картине, которая выйдет в прокат осенью.



 

«Жаль, Барышников никогда к нам не приедет»

– В «После тебя» вы играете артиста балета. Очень неожиданно...

– Началось все с того, что Аня Матисон, режиссер и сценарист, посмотрела мои работы в театре и спросила: были ли у меня роли в кино, где использовали мою пластику, то, как я могу двигаться? Я сказал: нет, ни разу. Я иногда танцевал в театре, но это были характерные танцы, балетом их было назвать нельзя. Но, например, в спектакле Миндаугаса Карбаускиса «Похождение» я именно в движениях выражал чувства и страсти моего персонажа. Аня уловила, что я слышу музыку как танцор, и вместе с Тимуром Эзугбая они написали сценарий специально под меня. Никто еще «под меня» не писал, это было удивительно и приятно.

А вообще танец я всегда очень любил и, когда учился в Школе-студии МХАТ, все четыре года с удовольствием ходил на занятия, наш педагог по танцу всегда была мною очень довольна... Но потом всерьез заниматься этим не получилось – да и странно бы это было для человека, который выбрал профессию драматического артиста.

– Вы в этом фильме исполняете большой хореографический номер. Как готовились?

– Пришлось посидеть на диете и заниматься физическими упражнениями – хотя с физкультуры и так начинается каждое мое утро. В этой сцене в какие-то мгновения меня подменяет дублер: есть прыжки, которые просто невозможно выполнить, если всю жизнь не занимался этим профессионально. Но хореограф Раду Поклитару сразу сказал, что на 90 процентов танцевать буду я сам. Так и вышло. Это современный танец, модерн, драматический артист способен это вытянуть – с классикой, конечно, было бы куда сложнее, тем более в моем возрасте (Безрукову 42 года. – Ред.), когда и профессиональные танцоры уже заканчивают свою карьеру. А вот в модерне они могут выступать еще долго. В фильме «Белые ночи» есть знаменитый эпизод: гениальный Михаил Барышников танцует под Высоцкого, показывая, что может сделать артист классического балета, когда обретает свободу.

Вообще мне очень нравится современный танец, я большой поклонник, например, Пины Бауш. Каждый раз я поражаюсь, до какой степени человеческое тело может выражать любую эмоцию. Любую! Даже слов не надо. И чем это неординарнее, тем более велик хореограф.

– Не пытались пересечься с самим Михаилом Барышниковым? Он ведь, ко всему прочему, прекрасный актер с номинацией на «Оскар»...

– Я мечтаю, чтобы он выступил в России. Но я понимаю, что это невозможно. Он сюда никогда не вернется. Ужасно жаль: это великий танцор, настоящий гений.

Вообще, артисты его поколения удачно вписывались в кино: например, Марис Лиепа, да и его дети, Андрис и Илзе, или Майя Михайловна Плисецкая... С Илзе и Андрисом я пересекался, мы были на «Русских сезонах» в Париже – они, к слову, так же почитаемы, как во времена Дягилева, «Гранд-опера» набита битком, когда дают русский балет.

У балетных поразительная актерская точность, они, как и драматические артисты, умеют одним движением добиться идеального выражения определенной эмоции. Но, конечно, это особые люди, особая каста. Как бы я ими ни восхищался, я на них смотрю как дилетант, со стороны.

– К слову, об «особой касте». Известно, что в драматических театрах между актерами бывают напряженные отношения, но это не идет ни в какое сравнение с тем адом, что иногда творится в балете. Мы с вами говорим буквально через несколько часов после того, как из тюрьмы вышел бывший солист Большого Павел Дмитриченко, по заказу которого худруку Сергею Филину плеснули в лицо кислотой...

– Я не знаю этот мир настолько хорошо! Могу только предполагать, что там внутри. Мой герой в «После тебя» – очень гордый человек, этим он многим и неприятен, но такой у него характер, с надломом внутри. И ты не можешь предсказать, что с ним случится дальше. Все предположения зрителя насчет его судьбы последовательно рушатся. Поэтому в начале фильма и звучит песня группы «Сплин» «Все наоборот» – единственная современная композиция, которая там есть. Ну не считая «Романса» на титрах, песни того же «Сплина» – она очень мне нравится, проникает в самое сердце. И песни Шевчука «Все, что останется после тебя», которая звучит в одном эпизоде и дает название фильму. Все остальное – классика, которую подбирала Аня, она любит ее и разбирается в ней. Я вот не могу похвастаться, что знаю классику настолько хорошо, хотя и окончил музыкальную школу...

Мой герой – очень жесткий человек ко всем. И к самому себе. Он очень закрыт. И он абсолютно диктаторски говорит то, о чем думает, никто не имеет права ему возражать. Аня мастерски показала абсолютно отрицательного персонажа, которому ты потом начинаешь симпатизировать, понимая, что с ним происходит. Он ведь другим быть и не может.

 

«Не нравится – ищите другого худрука!»

– Вам самому свойственна такая почти патологическая требовательность к себе и окружающим?

– В Московском Губернском театре, который я возглавляю, я одновременно очень требовательный и очень демократичный. Непонятно, как это во мне уживается. Да, я хочу, чтобы актеры и вообще сотрудники исповедовали то, что я считаю правильным. Будьте любезны прислушаться – либо меняйте художественного руководителя. И вместе с тем я человек очень мягкий: например, в отличие от многих худруков, я позволяю своим артистам сниматься. Им ведь надо сниматься, другой вопрос, в какого качества фильмах... Недавно я молодого артиста Илью Малакова отпустил на главную роль в «Евпатии Коловрате». Это исторический фильм, будущий блокбастер, большая история, необходимая для того, чтобы он взлетел. Джаник Файзиев позвонил: «Мы же друзья, пожалуйста, отпусти Илью», – и я согласился. Только пусть отыграет премьеру, «Веселого солдата» по Астафьеву, где у него главная роль, и забирайте!

Пусть снимаются, только помнят, что у них есть основная работа. И что именно театр дает возможность развиваться. Ты можешь блестяще сыграть в кино, но как только фильм вышел – все, это уже дело прошлое, а прошлыми заслугами жить глупо. Бывает, что актеры, ушедшие из театра ради съемок, потом звонят и просятся обратно, потому что отснялись и начался простой, а вместе с ним деградация. Или кинорежиссеры видят их в определенном амплуа, дают однообразные роли, не дают ничего для развития, и артист утопает в собственных штампах. Нужно постоянно выходить на сцену, постоянно себя проверять, постоянно быть в тренинге, необходимом для артиста.

– Ваш герой в «После тебя» живет в доме без лифта, но при этом ездит на «Феррари». Вы разделяете его страсть к машинам?

– Для меня это просто средство передвижения. Менять машины как перчатки или как часы, хвастаться этим – не для меня. Машина должна быть надежной. И быстрой: я люблю скорость, хотя я аккуратный водитель и ПДД стараюсь не нарушать. Устраивать в своей жизни культ из автомобиля, думаю, неправильно. Кататься по улицам, чтобы на тебя показывали пальцем: «О, как круто», – мне как раз неудобно и неприятно.

А для героя машина – воспоминание о прошлом, когда он был премьером Большого театра, смог скопить и удачно вложиться в бизнес, задавив в себе артиста вместе со всей своей жизнью и страстью. Машина – игрушка, которая напоминает о его статусе. Игра в достоинство, которого нет в его нынешней профессии.

wx1080a
Роль милиционера в «Участке» была для поклонников артиста неожиданной – ведь до этого Сергей сыграл бандита Сашу Белого в сериале «Бригада».
Фото: кадр из фильма

– В фильме есть еще одна тема, о которой говорит ваш герой: у людей есть страх что-то сделать – и потерпеть провал. Поэтому они не делают ничего. А потом начинают хаять других, на что-то решившихся.

– Это панический страх! «Что про меня будут говорить? Как я буду выглядеть в глазах окружающих? Не будут ли смеяться?» Да вы пробуйте, пробивайте стены, идите вперед! Но тут же словно кто-то нажимает на рубильник, и включаются мысли: «Как бы чего не вышло», «Лучше я скромно постою в стороночке»... На самом деле либо ты с рождения отчаянная голова и идешь напролом, либо осознание, что надо идти напролом, приходит к тебе в какой-то определенный момент. Иногда – когда жизнь дает последний шанс.

Я склонен сомневаться в себе, но отец с детства меня приучил, что нужно идти вперед, невзирая на внутренние терзания. Порою как в омут с головой: иди и делай, иначе не поймешь, способен ты это сделать или нет. В результате в детстве я сам научился кататься на двухколесном велосипеде. Отец очень нервничал, а у меня не получалось, я падал. Потом в какой-то момент я, наверное, собрался либо разозлился на самого себя, сказал: «Папа, ты иди, я сам». Он ушел в подъезд, но остался подглядывать за мной. И заплакал, когда вдруг увидел, как я сам выезжаю из-за поворота...

И плавать тоже меня в бассейне пытались учить – ни в какую; тону, и все. Потом самому пришлось учиться. На том озере, где я впервые поплыл, у берега была небольшая глубина, метра два, и всего метр по расстоянию. Но я страшно боялся. И одновременно мне больше всего на свете хотелось доказать: я смогу. И доказал. Проплыл.

 

«Сашу Белого хотели тиражировать и тиражировать»

– После «Бригады» вам не показалось, что вы можете навсегда остаться Сашей Белым?

– Нет, именно потому, что у меня всегда был театр. Я же в «Табакерке» 20 лет! И работал в Театре Ермоловой, и участвовал в антрепризах... Сашу Белого хотели тиражировать и тиражировать, но я просто не соглашался на то, в чем меня пытались использовать. И поэтому был момент затишья – я тогда очень плотно играл в театре, – а потом пошли другие предложения. Вдруг возник «Участок». Кто-то думал, что рискованно после бандита играть милиционера, тем более что зритель верит образам, он отождествляет актера с персонажем, но для меня всегда было важно искать что-то новое. Если нашел это новое в себе, значит, есть еще резерв. А вот если начинаешь себя повторять, нужно задуматься, искать своего режиссера, пытаться быть более требовательным... Тебе дают сценарий – в нем то, что ты уже сыграл. Ни в коем случае! Откажись. Возьми и пережди. Есть театр. Что-то да будет.

– Вы несколько дней назад вернулись из Сирии...

– Это было открытие российско-сирийского культурно-досугового центра. Выставка сирийских и наших художников. Выступали наши и сирийские коллективы. Я почитал Есенина, спел Высоцкого... Спел «Березы» – причем ребята сами меня попросили. Для наших военных, которые реально участвуют каждый день в боевых действиях, эта песня вдруг оказалась очень важна.

Я убежденный пацифист, конечно, но наши ребята в Сирии – подлинные герои, которые жертвуют собой, сражаются с самым подлым и отвратительным, что только может быть на войне – с терроризмом, направленным против беззащитных женщин и детей. И слова «За Россию!» там звучат совершенно по-другому. У нас любое «Ура, да здравствует!» сразу вызывает огромное количество негативных откликов. Ну ладно еще, когда в стихах «Исповедь хулигана» Есенин говорит «Я люблю Родину», ему вроде прощают. Он вроде не для интернета, не для блога писал, просто так чувствовал. А кому-нибудь другому в наше время – не простят.

Кстати, когда снимался сериал про Есенина, меня на Первом канале убеждали, что герой не должен читать много стихов. Дескать, хронометраж не позволит. Я был раздосадован: поэта без стихов быть не может, и Есенин весь – в стихах. И был прав: как раз стихи смотрели очень хорошо, еще и спрашивали потом, почему их в сериале так мало. Потом возникло желание их дочитать, и появился спектакль «Хулиган. Исповедь». И я вижу, как бурно отзывается зрительный зал! Приходит очень много молодежи – таких есенинских фанатов, которые читают стихи вместе со мной.

– Чему же вы удивляетесь? Молодежь сейчас рэп слушает – это ни что иное как поэзия.

– Да, рэперы действительно современные барды, поэты! К поэтическому слову интерес очень большой, люди и сами много пишут. Мне часто присылают стихи, желая узнать мое мнение.

– Вы упомянули интернет и блоги. У вас сейчас есть официальный Инстаграм...

– И не только: я есть и в Твиттере, и в Фейсбуке. Для того чтобы не прерывалось общение с поклонниками. Они очень его хотят, а я не могу им его дать в полной мере. Например, я берегу свою личную жизнь и никому не позволяю туда вмешиваться. Я публичный человек, но иногда хочется сохранить энергию для родных и близких. Но и интерес поклонников ко мне надо уважать.

– Никуда не денешься от того, что вас с режиссером «После тебя» Анной Матисон связывают личные отношения.

– Думаю, вы теперь порадуетесь за меня, равно как и все читатели. Спасибо вам большое, пожелайте нам счастья и всего самого хорошего. И на этом все, рассказ окончен.

Серьезно, искусство – то, о чем я могу говорить бесконечно, ЭТО жизнь, которой я живу. А личная жизнь – только для меня и моих близких. Есть популярные эстрадные артисты, которые иногда используют ее в рамках собственного пиара. У драматических не так.

Меня спрашивают: «Почему вас нет на обложках? Вам что, не нужен пиар?» Такого пиара не надо. «Вам что, не нравится все время быть в глянце и на тусовках?» Спасибо, неинтересно. Мне важен мой зритель, который пришел в театр и ушел с ощущением того, что его не обманули, а наоборот, отдали все свои силы и эмоции. Мы живем этим миром. Мы живем работами в авторском кино. У нас его не так много в прокате, а жаль: есть же кино авторско-зрительское, фильмы Александра Котта, Михаила Сегала, Авдотьи Смирновой, Анны Меликян, Веры Сторожевой – с совершенно индивидуальным почерком, но доступные абсолютно всем. Мне и самому хотелось бы как продюсеру скромно заниматься развитием авторского кино, существующего на сравнительно небольших бюджетах.

– Чем вы займетесь сразу после нашего разговора?

– Приду домой и еще раз перечитаю сценарий, который мне недавно предложили. Мне понравился язык. Я очень остро реагирую на то, хороший он в сценарии или плохой. И надо будет уже принять решение, сниматься или не сниматься, а это каждый раз как по минному полю. Но хороший сценарий – залог хорошего кино, а если к нему потом подключаются режиссер, оператор и хорошие профессиональные партнеры, есть шанс, что все получится.

wx10802
Рабочий момент: режиссер Анна Матисон и Сергей Безруков репетируют перед съемками.
Фото: Юрий Богомаз

 

О НАБОЛЕВШЕМ

«В СССР трудно было представить матерящуюся молодежь»

– Ваш герой в фильме оказывается в тяжелой ситуации – узнает, что ему остались считанные месяцы активной жизни, полной свободы. Если бы в такую ситуацию попали вы, на что потратили бы эти месяцы? Поехали бы в Австралию, на Северный полюс?

– Я бы продолжал работать. Чем больше, тем лучше. На сон бы времени не хватало совсем. Человек запоминается своими делами. Я надеюсь, что запомнюсь добрыми. Когда наступает определенный момент, когда человек подходит к финишу, он задумывается: что я оставлю после себя? Что обо мне потом скажут люди? И это очень хорошо стимулирует.

Можно заниматься благотворительностью, а можно хотя бы подойти к детям, которые матерятся во дворе, и попросить их так больше не делать.

– А вы сами подходите?

– Да. Я не оправдываю советское время и советскую идеологию, но почему-то во времена СССР невозможно было представить себе пьяную матерящуюся молодежь на детской площадке. Обязательно подходил взрослый и делал замечание. И все: молодежь слушалась и умолкала... Мой театр находится в Кузьминках, это спальный район, я много чего там наблюдаю, и вот честно, наступает ощущение внутреннего шока: я-то их остановлю, а другие об этом даже не думают.

 

А В ЭТО ВРЕМЯ

В семье артиста ожидается пополнение

На своем официальном сайте Сергей Безруков признался: он станет отцом.

«Во избежание нежелательного ажиотажа на фестивале «Кинотавтр» Сергей Безруков заранее сообщает своим поклонникам и журналистам, что они с женой (режиссер Анна Матисон. – Ред.) ждут ребенка. Пара едет в Сочи на «Кинотавр» не отдыхать и не в качестве гостей, а как участники кинофестиваля, участие подразумевает в том числе проведение пресс-конференции и интервью», – говорится на странице актера.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Собака на сене
Комедия
3 часа с антрактом
Подробнее
12+
Серебряное зеркало
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа 20 минут с антрактом
Подробнее
12+
Кто сильнее
Психологический детектив
1 час 45 минут
Подробнее
16+
Свадьба Кречинского
Комедия
3 часа 30 минут, антракт
Подробнее
16+
Энергичные люди
Музыкальная комедия
3 часа 50 минут, антракт
Подробнее
Последние статьи
Путин присвоил актрисе Анне Снаткиной звание заслуженной артистки России
03 февраля 2025
Артистке Московского Губернского драматического театра Анне Снаткиной присвоили звание...
Театральная среда Вадима Верника Крупным планом. Гости: Олег Савостюк и Александра Лукьянова – актеры Губернского театра
08 января 2025
Слушайте материал по ссылке...
КАРИНА АНДОЛЕНКО: «МНЕ НУЖНО ХОТЬ НЕМНОГО ВЕРИТЬ, ЧТО Я МЕНЯЮ ЭТОТ МИР»
28 декабря 2024
В фильмографии Карины Андоленко более 60 работ в самых разных жанрах, в театре –...
Драма в стиле импрессионизм: чеховская «Дама с собачкой» выходит в Московском Губернском театре
27 декабря 2024
13 февраля в Московском Губернском театре состоится премьера спектакля А. П. Чехова «Дама...
В ГУБЕРНСКОМ ГОТОВЯТ ПРЕМЬЕРУ «ДАМА С СОБАЧКОЙ»
26 декабря 2024
13-14 февраля на малой сцене Губернского театра состоятся премьерные показы спектакля...
В ТЕАТРЕ СТОЛИЦЫ СОСТОИТСЯ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ ПО РАССКАЗУ АНТОНА ЧЕХОВА
25 декабря 2024
Постановка режиссера Аллы Решетниковой с новой стороны расскажет вечную историю о двух...
Встречайте Новый год в Губернском театре
23 декабря 2024
Магия музыки и искренность сердец, – что может быть лучше в ожидании новогоднего...
Шведские спички
17 декабря 2024
Да, это вам не наш Родион Раскольников… Но и другой, Игрек, надо сказать, тоже не подарок, у него свои скелеты в шкафу. То есть нам предлагают выбрать лучшее из худшего. Ведь по правилам игры, предложенной Стриндбергом, возможны только два финала: победа сильнейшего либо гибель одного из неприглядных героев. Соединяя эти пьесы, режиссер как бы сталкивает две психологии - мужскую и женскую. Одна дуэль женская, другая мужская. И никто здесь не виноват, и каждый виноват. Это, по сути, вызов дуальности как принципу нашей реальности. Звучит непривычно, выглядит абсурдно. И не каждый зритель будет готов к такой интерпретации.
В Губернском театре показали «Кто сильнее»
17 декабря 2024
В Московском Губернском театре состоялась четвёртая премьера сезона – спектакль «Кто...
КТО СИЛЬНЕЕ. Психологический детектив
16 декабря 2024
А.Стриндберг Кто сильнее Психологический детектив 12+ Режиссер –...
В театре Сергея Безрукова показали психологический детектив
16 декабря 2024
Первые зрители увидели спектакль «Кто сильнее» В Московском Губернском театре...
​ПРЕМЬЕРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДЕТЕКТИВА СОСТОЯЛАСЬ В ТЕАТРЕ МОСКВЫ
16 декабря 2024
В Московском Губернском театре состоялась премьера психологического детектива «Кто...
Играем Стриндберга: в Московском Губернском театре прошла премьера «Кто сильнее»
13 декабря 2024
Сверкающее роскошное фойе большого зала Губернского театра разделено бордовым тяжелым...
В ГУБЕРНСКОМ ВЫЯСНЯТ «КТО СИЛЬНЕЕ?»
03 декабря 2024
13 декабря в фойе большого зала Губернского театра состоится премьера психологического...
«Без вины виноватые» появились на сцене МГТ При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
19 ноября 2024
К артистам нужно относиться бережно В Московском Губернском театре очередная громкая...
«Евгений и Татьяна — штучные люди»: в Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Мой Онегин»
19 ноября 2024
Новый неожиданный взгляд на знаменитый роман Пушкина в стихах предложила режиссер Елена...
«Без вины виноватые»: Коллективное (со)переживание
18 ноября 2024
В Губернском театре – премьера по Островскому. «Без вины виноватых» постановщица Вероника...
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент
16 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» (12+). «Чудесно. На...
ОСТРОВСКИЙ КАК СИМВОЛ, ВИНА КАК ТРАВМА
15 ноября 2024
История пьесы «Без вины виноватые» на столичной сцене достаточно богата. Припоминаются и...
«Мой Онегин» в Московском Губернском театре: взгляд Елены Черной
14 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» Постановка "Мой Онегин"...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре