Ирина Евсюкова, «Аргументы и факты. Черноземье»
Актер и режиссер рассказал зрителям фестиваля «Маршак» свою любимую сказку.
Фото: АиФ / Фаина Мания
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Слова великой сказки-притчи Антуана Сент-Экзюпери звучат под аккомпанемент нежной французской классической музыки. На сцене с книжкой в руке – актер и худрук Московского Губернского театра Сергей Безруков.
Вечная сказка
В руках актера оживает тряпичный лис и плюшевый медвежонок–летчик, его голос «выводит» на сцену властного короля и неуклюжего пьяницу, мудрого географа и дружелюбного лиса, шипящую гадюку и горделивую розу. И, конечно, Маленького Принца – образ детства, живущий даже в самом сердитом и ворчливом взрослом человеке. Безруков начинает рассказ с того, что показывает зрителям собственную фотографию в шестилетнем возрасте, как бы говоря: «Эта история и обо мне тоже».
«Маленький принц – мое любимое произведение. Мне кажется, оно очень взрослое, хоть и обращено к детям. Это ощущение нас, когда мы были маленькими. Ваш двор, родители, домашние питомцы – это ваша маленькая планета, – рассказал после спектакля Сергей Безруков. – Ощущение «маленького принца» – этой наивности и чистоты – надо в себе сохранять. Мне кажется, Экзюпери писал именно об этом – об ощущении ребенка внутри. Берегите «маленького принца» внутри себя. Понятно, что мы вырастаем, что уже от него ничего не остается. Смотрите чаще на небо, на звезды, слушайте смех внутреннего «маленького принца».
Каждое слово, произнесенное Сергеем Безруковым со сцене, кажется, ловится на лету и отзывается в каждой паре детских глаз. И со всем не потому что перед ними знаменитый актер, а потому что с ними говорят искреннее и по-взрослому, не избегая недетских тем. На простые и понятные слова, написанные Экзюпери 70 лет назад, реагировали даже суровые папы, украдкой вытирающиеся слезы в уголках глаз. А что уж говорить о детях?
«Маленький принц – вечное произведение навеки и для всех возрастов. Впервые в этом спектакле я задумался над тем, что такое жизнь и что такое смерть, – говорит Безруков. – Когда мой Маленький принц пропадает в песке, возникает ощущение смерти. Очень важно попытаться показать детям, что смерти не существует. Маленький принц вернулся на свою планету. Если его нет на песке, он есть в сердце. Это волшебный прием – ничего сложного, на детей он действует на сто процентов».
Детский блокбастер на театральной сцене
Как рассказал Сергей Безруков, в Московском Губернском театре, которым он руководит, – особый подход к театру для детей. Особый он тем, что ничем не отличается от «взрослого».
«На Западе, да и у нас, для детей сейчас производится много продукции. «Властелин колец», «Варкрафт», «Пираты Карибского моря» – это целая индустрия с серьезными деньгами. Дети привыкают смотреть произведения именно такого размаха. Поэтому чтобы их поразить, нужно постараться, – считает актер. – Обычно как смотрят детские спектакли? Дети в зале, взрослые в буфете. А у нас взрослым самим интересно. Например, «Остров сокровищ» – настоящий блокбастер. Делай детский спектакль как для взрослых – с таким же размахом и ощущением ответственности, – тогда и дети будут смотреть с удовольствием».
Фото: АиФ / Фаина Мания
Актер посетовал, что при всем многообразии и масштабности детских постановок в Губернском театре, их очень сложно показать в других городах. Такие гастроли «дорогого стоят», особенно во времена кризиса. И тут помогает «звездная» фамилия худрука.
«Театр – вечное искусство. Что бы ни происходило, как бы не падал достаток населения, в театр ходят. Находят средства и ходят. Даже в самых малых городах при небольших бюджетах театры есть. Да, кризис чувствуется. Нам, например, помогают спонсоры, область дает средства на гастроли. И подстраховываемся спектаклями с Сергеем Безруковым. Люди доверяют, покупают билеты на Безрукова. Поэтому я как художественный руководитель подставляю плечо собственному театру, – говорит Сергей. – Нужно сыграть? Да пожалуйста, я сыграю, за мной не заржавеет. Театру я отдаю свою жизнь. И мне очень важно, чтобы наши спектакли выезжали. Может быть, еще раз привезем в Воронеж «Маленького принца». Потому что знаем, что многим не досталось билетов в этот раз. И я надеюсь, что привезем и «Остров сокровищ».
В город памятников
Впрочем, в Воронеж Безруков намеревается привезти не только детские постановки, но и спектакли из вечернего – «взрослого» – репертуара.
«В Воронеже, мне кажется, любят культуру. И это город театральный. На Платоновский фестиваль стремятся попасть многие театры. Может быть, и у нас получится. Было бы интересно показать вам «Веселого солдата» по Астахову, который я сделал. Жесткая астаховская проза достойна, мне кажется, вашего земляка Платонова».
О знаменитых выходцах из Воронежа актер, кажется, знает все. Он сходу перечислил все памятники, которые стоят в столице Черноземья» и от души похвалил местный музей Есенина.
«В Воронеже я бываю, кажется, каждый год. Поэтому этот город мне уже знаком и близок. Здесь живут мои друзья, здесь есть памятник Есенину и частный музей поэта. Да какой музей! Лучше многих государственных! Воронеж – город, в котором установлены памятники всем деятелям культуры. Даже тем, кто здесь никогда не был. Здесь почитают не только своих земляков – Платонова, Никитина, Кольцова, Маршака, Бунина, – но и тех, кто тут ни разу не был. Пушкина, например. Но это понятно. Пушкину памятники стоят везде. Но все равно это приятно».