Елена Чеснокова, «БИЗНЕС Online», 24.02.2015.
Почему народный артист России отвергает голливудские предложения и считает Казань привлекательной для кинопроизводителей
24-28 февраля в Казани пройдут спектакли Московского губернского театра, которым руководит Сергей Безруков. Перед стартом гастролей он побывал в редакции «БИЗНЕС Online» и, отвечая на вопросы журналистов и читателей, рассказал, в чем он не согласен с Андреем Звягинцевым, как Есенин и песни о березах помешали ему стать востребованным голливудским актером и почему герой спектакля «Нашла коса на камень» говорит на татарском языке.
«ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫ СНИМАЕТЕСЬ В РЕКЛАМЕ, СТАРАЙТЕСЬ ДЕЛАТЬ ЭТО ДОСТОЙНО»
Казань стала первым городом, куда Сергей Безруков отправился с масштабными гастролями своего любимого детища — созданного год назад Московского губернского театра. По словам режиссера, а в столицу РТ Безруков приехал прежде всего в таком качестве, этот факт совсем не случаен. Казань он несколько раз за интервью назвал одним из любимых городов, а о мэре Ильсуре Метшине отзывался как о друге: «Мы с Ильсуром знакомы давно, я благодарен ему за помощь в том самом детском проекте (фильм «Реальная сказка» — ред.) — это был мой первый продюсерский опыт. Сказка снималась в Казани и до сих пор идет по телевидению с большим успехом и хорошими рейтингами».
Привезти четыре масштабных спектакля в другой город — затея непростая. В одной только постановке «Нашла коса на камень» задействованы 70 человек. Кроме того, необходимо было доставить объемные декорации. «Вывезти и разместить труппу — это непросто, но со стороны властей города и республики нам была оказана материальная помощь, — рассказал Безруков. — Казанцы увидят спектакли сразу нескольких направлений — классического, современного и детского. Надеюсь, наше сотрудничество будет продолжаться, и уверен в том, что после гастролей зрители захотят увидеть и другие наши работы. И нам есть что показать!»
Казанская премьера спектакля «Нашла коса на камень» состоится в театре им. Камала сегодня вечером. Кстати, Безруков рассказал о любопытной детали: постановка открывается монологом героя на... татарском языке. «Это не потому, что я привез этот спектакль в Казань, — объяснил режиссер. — Мне в первую очередь было важно воссоздать подлинный губернский город. Вы должны знать историю и понимать, что в XIX веке извозчики и дворники в Москве, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге были из татарской диаспоры. Когда я презентовал спектакль, журналисты говорили: «Как актуально! Сейчас ведь дворники у нас тоже таджики. Кстати, на каком языке он говорит?» Вообще-то это татарский! Помощница администратора нашего театра Эльвира Сибгатуллина перед каждым спектаклем слушает актера, который играет дворника, и поправляет: «Не торопись вот здесь и здесь». Очень волнуюсь перед казанским показом. Хочу послушать реакцию зрителей в Камаловском».
О постановках своего театра Безруков говорил обильно и с невероятным энтузиазмом. Концепцию Московского губернского он сформулировал так: «театр, понятный каждому». И подчеркнул, что особую ставку делает на детские спектакли: «Для детей нужно ставить серьезно, с размахом. Мы сейчас думаем о детской гастрольной программе, в апреле выпускаем «Остров сокровищ». Это классический Стивенсон — такой, каким я его читал. Хочу сделать настоящее шоу, блокбастер: если взятие форта, то пусть пиратов будет человек 30, чтобы у мальчишек, которые пришли это смотреть, горели глаза!» Поделившись планами, актер пообещал, что «одну из самых выигрышных ролей» — Джона Сильвера — сыграет сам.
Многих читателей интересовало, как Безруков чувствует себя в относительно новом для него статусе режиссера. Сергей заверил, что к своим актерам относится трепетно — рекламирует их коллегам с телевидения и позволяет параллельно с театральной деятельностью сниматься в кино и сериалах. «Я сам работаю на телевидении и в кино, и считаю, что это необходимо, — пояснил Безруков. — Единственное, я их пытаюсь предупредить, чтобы они думали головой и понимали, что участие в подобных проектах — это, как говорили великие, «плевок в вечность». Важно, чтобы потом не было мучительно больно и стыдно за время, проведенное на съемочной площадке. Понятно, что актерские зарплаты не столь большие, всем нужно зарабатывать и кормить детей, но я всегда говорю: друзья мои, даже если вы снимаетесь в рекламе, старайтесь делать это достойно. Поймите, всех денег не заработаешь».
«Я ВСЕМ СОВЕТУЮ КАЗАНЬ КАК МЕСТО ДЛЯ СЪЕМОК»
Спрашивали Безрукова и о том, возможно ли проводить съемки федеральных проектов в Казани — мол, инфраструктура есть, руководство республики к искусству лояльно, а цены явно ниже московских. «Я только за, — подтвердил гость. — Всегда готов приезжать в Казань: надо было во дворах почитать стихи — приехал, завтра собираюсь заехать в студию Хабенского. И всем советую ваш город, потому что считаю, что в Казани все есть: каналы, Волга, Кремль... Современный город есть, старинный — пожалуйста. Есть Свияжск, есть природа, для съемок место потрясающее».
Также актер высказался о необходимости национального кинематографа: «Думаю, национальное кино нужно снимать, причем 100 процентов — на своем языке. Надо помнить традиции, свою культуру и своих героев, это относится ко всем национальностям, населяющим большую Россию. Это ведь те самые корни, которые пытаются подрезать, создавая современного человека. Сегодня очень много говорят про однополярность мира, когда мы едим одно и то же, одеваемся в одно и то же, смотрим на одних и тех же героев. Вот весь мир обожает Железного человека. Ну да, хорошее кино, потрясающий артист Дауни-младший. Но почему все должны смотреть только это?»
На вопрос о возможности стать режиссером татарского национального фильма, Безруков ответил цитатой из «Чапаева»: «Языков не знаю». Впрочем, вспомнив о своих волжских корнях (выяснилось, что предки актера — из Нижнего Новгорода, Лысково и Чебоксар), гость заявил, что такую возможность не исключает: «Самое главное, должна быть человеческая история. И чтобы были сильны традиции. Ну и чтобы это было современное кино. У молодежи совершенно другой темпоритм — объем потока информации, который считывает молодой зритель в секунду экранного времени, изменился. Он не привык, допустим, к «тарковским» кадрам — ему скучновато и хочется динамики».
«МОЖЕТ БЫТЬ, ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО Я ЕСЕНИНА ИГРАЛ И ПЕСНИ ПРО БЕРЕЗЫ ПЕЛ, БОЛЬШЕ ГОЛЛИВУДСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ МНЕ НЕ ПОСТУПАЕТ»
Среди прочего, читателей «БИЗНЕС Online» интересовало, были ли предложения Безрукову от голливудских режиссеров. «Были, — подтвердил актер. — Но я отказывался. Меня не устраивало то, что предлагали. Наверное, это национальная гордость: я русский, и мне неприятно играть русского урода. Во всех этих предложениях существует нехороший подтекст: если сыграешь, то попадешь в наш профсоюз, будешь играть дальше, может, получишь роль получше. А пока надо играть КГБ-шника или какую-то другую бяку. Тут ведь какая ситуация? В семье может происходить все, что угодно — мы можем ссориться, можем быть недовольны родителями, иногда случаются скандалы — жизнь так устроена, но если кто-то со стороны сделает замечание моей семье, я сделаю замечание в ответ. Я не позволю обижать мою семью, даже если чем-то недоволен». По словам Безрукова, в мире снова возобладали тенденции холодной войны, и это сильно сказывается на кинематографе: «Русский у них с медведем живет, медведем пахнет и пьет водку из горла. Может быть, из-за того, что
я Есенина играл и песни про березы пел, больше голливудских предложений мне не поступает. Там ведь тоже умные люди сидят — видят, что я играю». К слову, роли негодяев Безруков не готов исполнять и в отечественных фильмах: «Я просто не соглашаюсь играть откровенно отрицательных персонажей. Это плохая энергия и мне не нравится в ней вариться».
Продолжая тему творчества и неожиданных предложений, Безруков ответил на вопрос читателя из Челябинска, который поинтересовался, не хотелось бы Сергею сняться в артхаусном фильме. «В свое время я играл в «Городе без солнца» талантливого фотохудожника-наркомана, который болен ВИЧ, — рассказал Безруков. — Очень болезненная история, но это был довольно интересный опыт. Многие из артхаусных режиссеров за глаза говорят, что боятся со мной работать, но я абсолютно открыт и готов к экспериментам. Другое дело — артхаус артхаусу рознь. Считаю, нужно снимать светлое кино, даже говоря о какой-то проблеме. Конечно, это зависит от художника — может быть, он пытается изменить мир через болевое ощущение. Но мне кажется, что зритель уже наиспытывался боли и ему хочется хоть какого-то света, хоть чуть-чуть во что-то поверить. Для этого вовсе не обязательно снимать «Кубанских казаков», когда вокруг идет война, — достаточно просто показать свет в конце тоннеля, а не добивать».
Безруков посетил редакцию «БИЗНЕС Online» в тот день, когда стали известны итоги оскаровской церемонии, поэтому обойти стороной тему звягинцевского «Левиафана» просто не представлялось возможным. Впрочем, от прямого высказывания Безруков уклонился, сославшись на сложное отношение к картине: «Если уж российский фильм выдвигают куда-то и награждают, я сразу вспоминаю «Летят журавли» или «Москва слезам не верит» и испытываю настоящую гордость за страну. В этих случаях послевкусие от победы хорошее. Конечно, Звягинцев потрясающий режиссер, но, повторюсь, мне бы очень хотелось, чтобы даже в артхаусе присутствовал свет в конце тоннеля». Также гость отметил, что ставшая основой для «Левиафана» история американца, который запаял себя в бульдозер, разрушил здания ненавистного завода и покончил с собой, кажется ему гораздо интереснее и мощнее, чем нашумевшее кино: «Потому что там человек боролся с системой. И, как ни странно, тот самый американец мне показался гораздо большим русским, чем герой Звягинцева».
«БИЗНЕС Online» предлагает читателям посмотреть полную видеоверсию беседы с Сергеем Безруковым, в которой народный артист читает Есенина, рассуждает о «Черном человеке» в жизни любой творческой личности и анонсирует первую режиссерскую работу коллеги по цеху Дмитрия Дюжева.
Материал на сайте издания