Фото: Игорь Чураков
Гастроли Московского Губернского театра (МГТ) в Хабаровске открылись их главным спектаклем — "Нашла коса на камень", в который вплетены сюжеты сразу трех пьес Александра Островского: "Бесприданница", "Бешеные деньги", "Таланты и поклонники". На сцене краевого музыкального театра "плавали" подвижные декорации, рекой лилось пенное шампанское, которым угощали зрителей, звучала живая музыка. В зале не было ни одного свободного места.
Спектакль,поставленный со вкусом, — такая мысль как будто "звучит" в голове в течение всего представления. Приятные оттенки, в которые "одета" сцена: розовый, соломенный, цвет слоновой кости, благородный горчичный, чистый белый, сиреневый, пурпурный… Все — от сценических костюмов до объемных декораций сцены — выдержано в духе тех времен.
Постановка, в которой задействовано 88 человек (к слову, полный состав приехал в Хабаровск), поражает своей масштабностью. На сцене — живой оркестр, актеры, исполняющие главные роли, Карина Андоленко (Лидия Чебоксарова) и Антон Хабаров (Егор Глумов) мастерски играли на фортепиано, Дмитрий Дюжев — исполнитель главной роли Саввы Василькова — продемонстрировал публике свои вокальные данные, исполнив романс "Очи черные" в самом начале спектакля.
— В спектаклях, которые мы играем, все должно выглядеть натурально. Только так достигается основная цель актерской работы — погрузить зрителя в мир, который зарождается на сцене, чтобы публика почувствовала себя частью всего происходящего. Этому нас учит наш руководитель и педагог Сергей Безруков. Мы обучаемся вокалу, игре на музыкальных инструментах, тренируем произношение, потому что в спектакле много французских слов. Оттачивать каждый момент чрезвычайно важно. Ведь из мелочей вырисовывается "лицо" спектакля, формируется восприятие, — сказала Карина Андоленко, актриса Московского Губернского театра.
Также скрупулезно проработаны внешние образы актеров. За время спектакля актеры переодеваются несколько раз. Героиня Карины Андоленко, капризная, избалованная кокетка Чебоксарова, модничает в изысканных шляпках, атласных перчатках, шелковых платьях с ажурными рюшами и кружевными оборками. Художники по костюмам, как ранее на пресс-конференции рассказала директор театра Лариса Вильясте, — опытные модельеры, знающие историю моды. Все, вплоть до тканей, из которых пошиты наряды артистов, подобраны по классическим канонам.
Самым долгожданным было появление на сцене Дмитрия Дюжева. Амплуа, в котором известный артист предстал перед публикой, непривычно для зрителя.
— Дюжев поразил своей многогранностью. Он ведь нам знаком по ролям в кино: бандит какой-то грубый. А тут, оказывается, он может быть наивным лириком, в чем-то растяпой, смешно окающим на поволжский манер. Замечательный актер. Открытый, не боящийся быть смешным, искренний, — отозвалась об игре Дмитрия Анна Кромских, зрительница.
Он много танцевал, дурачился, рассуждал на тему любви и ценностей, шумно открывал шампанское, так, что пробки улетали в ложи и на балкон зрительного зала, угощал пенным напитком зрителей. Кстати, зал задействован в спектакле почти так же, как сама сцена. Артисты спускались в проходы, прогуливались между рядами, разговаривали с публикой, уходили в фойе и возвращались оттуда на сцену. Атмосфера, о которой говорила Андоленко, получилась: зрители чувствовали себя в гуще событий спектакля.
— Я в таком восторге от постановки. Это удивительно: нащупать общие точки в трех разных пьесах, соединить их в один сюжет. Актеры работают профессионально, ничего лишнего, никакой пошлости и безвкусицы. Какая школа все-таки у московского театра, какая культура, какая честность, — сказала Нина Брегова, зрительница.
Декорации спектакля — особенная часть представления. Сцена трансформировалась, двигалась по кругу. Повозки, запряженные лошадьми, карусели… Действие разворачивалось то в парке, то в клубе, то в гостиной, то во дворе, у уютных качелей. Менялась мебель, то зажигались, то гасли уличные фонари, слышались конский топот, песни цыган на пристани, гудок подходящей к причалу "Ласточки"… И много разговоров, много эмоций, слез и смеха — вся гамма чувств, которой изобилуют психологические пьесы Островского. В реальность настоящего зрителя возвращал лишь дворник, метущий листья на сцене. Суетливый пузан в тюбетейке, талдычащий на узбекском, напоминал: "Что сидим?! Антракта начался!" или "Выключите мобильнике".
Напомним, спектакль "Нашла коса на камень" хабаровчане смогут увидеть еще сегодня вечером. В субботу Московский Губернский театр дважды сыграет детский пластический спектакль "Книгв джунглей. Маугли", один из которых будет благотворительным — для детей из малообеспеченных семей. В воскресенье на сцене краевого музыкального перед публикой предстанет сам руководитель МГТ, народный артист РФ Сергей Безруков. Он прочтет сказку "Маленький принц" в сопровождении Губернаторского оркестра Московской области.