Шарлотта Ивановна, покажите фокус! «Вишневый сад» в Губернском театре: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Шарлотта Ивановна, покажите фокус! «Вишневый сад» в Губернском театре

19 апреля 2022
pamsik, LiveJournal
Столько сказано о загадочной русской душе, о непостижимости её глубин, о метаниях и поисках смысла жизни, о вечной неуспокоенности и любви к драме. В спокойных внешне пьесах Чехова старательно стараются разглядеть именно эти невидимые тектонические разломы русской души, так надёжно спрятанные за вишневым цветом, зябким передёргиванием плеч от сырого тумана, желанием неуёмного веселья в пику безграничной тоске.

«Вишневый сад» подкупает нежностью названия, тогда как эта чеховская пьеса в самом буквальном понимании - бухгалтерская. Здесь всё время считают деньги и говорят о деньгах. А любви, на которой держится мир и вовсе нет.

Главной героине, которая лишена способности любить кого-то кроме себя, Чехов саркастически дал имя Любовь, прикрыл, так сказать, именем, пустое место.

На сцене всё красиво. Спектакль как картина очень похож на реальный мир крупными формами, которые в нём используются – макетами деревьев, дымом-туманом, огромной видеопроекцией сельских ландшафтов. Вишни в натуральную величину, штакетник, плетеные кресла-качалки, стол под белой скатертью.

Отступлений от текста нет, но через некоторые детали Сергей Безруков (он режиссировал спектакль) показывает своё отношение к героям пьесы. Пользуется он приёмами нарочитыми, подчёркивающими густую пошлость происходящего и трактовать которые можно только однозначно.

«Какие красивые деревья, и, в сущности, какая должна быть около них красивая жизнь» — реплика одного из героев в «Трёх сёстрах».

1351959_original.jpg

В спектакле Безрукова беспощадный контраст красоты и безнравственности.

Красота вишневого сада безмолвно контрастирует с мелочностью страстей. 

Быть может потому Чехов и называл «Вишневый сад» комедией. Дешевой печальной комедии, преисполненной пошлости, потому что на сцене присутствуют все её приметы. На авансцене царствует пошлость. Никто не обращает внимания на вишневый сад. В сущности, он просто является фоном для того, чтобы подчеркнуть насколько все герои инертны, в них нет ни малейшего люфта для высоких чувств и устремлений души. Все персонажи, кроме одного – рой мух.

Безруков безжалостно подводит к иным непривычным трактовкам образов, освобождает от стереотипов и с глаз как будто спадает пелена. Приходит понимание, что Раневская совсем не похожа на несчастную женщину. Карина Андоленко в этой роли не «кружевная барыня», никакой акварели, никаких полутонов, полная заземлённость. Эта Раневская зациклена исключительно на своих желаниях и живёт исключительно ради своего удовольствия. 

1353062_original.jpg

Петя застёгивает штаны, после того как вылез из-под телеги, где происходило свидание с Аней. Лакей Яша «брюхатит» горничную Дашу на сеновале. Сама Раневская прикладывается то к фляжке, вынутой из складок платья, то к рюмке с коньяком и недвусмысленно прижимается к Пете. Варя в злобе бросает палку в Лопахина, так и не дождавшись от него предложения. Скучный донельзя персонаж по фамилии Епиходов изрекает бессмысленные банальности. Гаев раздражает карикатурной беззаботностью. В довершение почти цирковой персонаж Шарлотта Ивановна в цилиндре и во фраке развлекает фокусами и глотает платки.

1353233_original.jpg

Под определение по-настоящему «красивой жизни» попадает один Лопахин. 

«Я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера, и я вижу, какие кругом люди… Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую».
В пьесе у Чехова список действующих лиц начинается с Любови Раневской. У Безрукова в спектакле главный герой – Ермолай Лопахин. О нём Чехов в своём письме к Станиславскому так и писал: «Лопахин – фигура центральная». Единственный созидающий среди толпы людей-потребителей. Единственный, среди прочих остальных, человек с живыми чувствами и деятельным характером. 

Удивительно понимать, что Чехов постоянно прячет «центрального» героя в тени вишневого сада. Лопахин со своими подлинными чувствами и искренними намерениями всегда присутствует где-то сзади, на втором плане. Не всегда в других постановках обращаешь на это внимание, здесь же такое положение особенно заметно.

1354100_original.jpg

Антон Хабаров интересно раскрывает своего героя – мужское ожидание, нервное волнение, желание помочь, подставить плечо, защитить. Любовь к Раневской похожа на незакрытый гештальт, когда-то она проявила сострадание к побитому крестьянскому мальчику и навеки застыла в его сознании в образе богини-спасительницы. Благодарность мальчика превратилась в слепую любовь взрослого мужчины. Идеализировав её образ, Лопахин не замечает ни эгоистичности, ни надменности и страстно хочет воздать за добро, теперь он спаситель. Но можно ли спасти того, кто этого не желает? Для кого и вишневый сад, и старый дом, и люди всего лишь игрушки. И здесь тоже говорящие детали – знаменитый «многоуважаемый шкаф», обращаясь к которому Гаев подыгрывает себе на пианино и поёт – это его миниатюрная игрушечная копия.

Под облаками цветущих вишен разворачивается кармическая иллюстрация закону «что человек посеет, то и пожнёт».

1355122_original.jpg

Стараниями Раневской – вишневый сад уничтожен. Она уезжает в Париж.

Стараниями Лопахина – будет возрожден. Он остаётся в России.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Дон Жуан. Новый миф
Трагикомедия
2 часа
Подробнее
16+
Бесконечный апрель
Драма
1 час 15 минут
Подробнее
12+
Поэтическое кафе «Луч»
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа 45 минут с антрактом
Подробнее
6+
Путешествие Мармелана
Музыкальная сказка
1 час 10 минут
Подробнее
16+
Свадьба Кречинского
Комедия
3 часа 30 минут, антракт
Подробнее
Последние статьи
Новый миф о Дон Жуане представили в Московском Губернском театре
18 марта 2025
В праздничные дни марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Дон...
Кто обнимет небо: премьера «Дон Жуан. Новый миф» прошла в Московском Губернском театре
17 марта 2025
Премьера «Дон Жуан. Новый миф» по пьесе Жана-Батиста Мольера состоялась на сцене...
Антон Хабаров: «Мне точно уже не интересно просто играть красавчика»
14 марта 2025
В дни, когда страна отмечала женский праздник, Московский Губернский театр порадовал...
«Дон Жуан»: Новый миф родился в Губернском театре
14 марта 2025
Острохарактерные герои, резкая смена тональности и раскрытие идей Мольера. 8 марта в...
СОБЛАЗНИТЬ СМЕРТЬ И ОБРЕСТИ ПОКОЙ
13 марта 2025
ПРЕМЬЕРА «ДОН ЖУАН. НОВЫЙ МИФ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ 8 марта Губернский театр...
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре (16+)
12 марта 2025
«Мы показали две энергии – грешного, заблудшего и несчастного персонажа, и доброго,...
Бросая вызов морали и небесам
12 марта 2025
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» Московский Губернский театр представил...
Рецензия на спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025) в Губернском театре: как обнять небо
12 марта 2025
8 марта 2025 года на сцене Губернского театра в Москве состоялась премьера...
Небо в алмазах
11 марта 2025
На сцене Московского Губернского театра премьера – спектакль "Дон Жуан. Новый миф" по...
Танцы со смертью: Антон Хабаров сыграл Дон Жуана в комедии Мольера
11 марта 2025
Главную роль в постановке по комедии Мольера «Дон Жуан» режиссер Максим Меламедов...
АНТОН ХАБАРОВ: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»
10 марта 2025
— Я тут подумал: если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь....
«Дон Жуан. Новый миф» Губернского театра
10 марта 2025
В праздничные дни москвичей ждала премьера Губернского театра «Дон Жуан. Новый миф»....
Антон Хабаров заделался "Дон Жуаном"
10 марта 2025
Премьера спектакля о знаменитом ловеласе прошла в Московском Губернском театре 8 марта. ...
"Интервью": Антон Хабаров – о том, почему выбирает друзей по недостаткам
10 марта 2025
Как о людях отзывается актер Антон Хабаров? Почему друзей выбирает по...
В Губернском театре показали необычного "Дон Жуана" с Антоном Хабаровым
09 марта 2025
МОСКВА, 9 мар – РИА Новости. В Губернском театре 8 марта состоялась премьера трагикомедии...
Губернский театр представил новую интерпретацию "Дон Жуана"
08 марта 2025
Образ Дон Жуана – один из самых загадочных и противоречивых в мировой культуре. От...
Московский Губернский театр представил новую версию «Дон Жуана»
08 марта 2025
Великий сердцеед и обольститель всех времен. «Дон Жуан. Новый миф» — премьера на...
В МГТ состоится премьера спектакля "Дон Жуан. Новый миф"
08 марта 2025
Показы пройдут 8 и 9 марта МОСКВА, 8 марта. /ТАСС/. Московский Губернский театр (МГТ)...
«Дон Жуан. Новый миф». Премьера в Московском Губернском театре. Доброе утро. Суббота. Фрагмент выпуска от 08.03.2025
08 марта 2025
На афишах Московского Губернского театра новые для него имена: в репертуар вошел...
Московский Губернский театр представляет премьеру спектакля «Дон Жуан. Новый миф»
08 марта 2025
Великий соблазнитель и история о вечном противостоянии добра и зла. «Дон Жуан....
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре