Шведские спички: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Шведские спички

17 декабря 2024
Наталья Боброва, Ревизор
"Кто сильнее" - яркая премьера в Московском Губернском театре.

…Сверкающее роскошное фойе большого зала Губернского театра разделено бордовым тяжелым занавесом. За ним — мини-зрительный зал в десяток рядов и небольшая сцена. В глубине ее — барная стойка, столики, стулья, полки с разноцветными бутылками. Мы в кафе, где не только наливают и выпивают (трезвенники, отвернитесь!), но выясняют странные отношения.
Здесь разворачивается стремительное действие спектакля режиссера Ольги Матвеевой "Кто сильнее?". В его основе – две камерные пьесы шведского писателя Августа Стриндберга "Кто сильнее" и "Пария".

- Я искала пьесу специально для фойе, - говорит Ольга Матвеева. - Я очень люблю это пространство. Мне кажется, оно максимально сближает артистов с публикой. Для артистов это очень сложный формат, но актуальный. В наше непростое время хочется прямого разговора со зрителем. У нас здесь, в фойе, уже идет два спектакля, и мне хотелось чего-то другого. Искала камерную пьесу - и нашла малоизвестные пьесы Стриндберга, абсолютно в другом жанре. Так у нас в фойе сейчас формируется интересный репертуар.

Режиссер подчеркивает, что выбранные ею пьесы Стриндберга практически не известны российскому зрителю.

- У нас они не шли, - говорит Матвеева. - И хотя эти произведения написаны в конце 19-го века и переведены на русский язык в начале 20-го века, сам текст и проблемы, о которых хотел рассказать Стриндберг, очень современны — наверное, потому, что человеческая сущность не меняется.

Героини пьесы "Кто сильнее" — две актрисы, и поэтому здесь есть момент театральности, проникновение театра в жизнь и жизни в театр — и это очень интересно. А вторая пьеса "Пария"— это чисто мужская тема. Столкновение женского и мужского разговора, разделение женского и мужского пути — одна из главных тем, которые мы исследуем в спектакле.

… У Стриндберга тут все герои безымянные. И это символично. Он свел их в один рождественский сочельник в одно пространство кафе. Здесь встречаются Актриса Х (Александрина Питиримова) и Актриса Y (Наталья Шклярук), Господин Х (Андрей Щеткин) и Господин Y (Евгений Сыркин). Из разговоров постепенно выясняется, что это вовсе не случайно. Это не чужие люди, их связывают довольно сложные отношения. Нам как свидетелям предстоит составить все звенья цепи, разобраться в прошлом и в настоящем, открыть тайные связи.

Режиссер называет жанр спектакля "психологическим детективом". Хотя преступники тут заранее известны. Но виновны ли? Вопрос. Тем интересней наблюдать за этой игрой самолюбий, которая по воле автора провоцирует нас на определенные чувства.

Вот один из героев, оправдывая себя, прямо заявляет:

- Господь требует всепрощения, а я — наказания. Каждый из нас лгал или крал в детстве. Некоторые люди до конца жизни остаются детьми, не в силах побороть в себе противозаконные порывы. Все зависит от случайности. Подвернется случай — и человек становится убийцей. Вот я убил человека. И не испытываю никаких угрызений совести.

Да, это вам не наш Родион Раскольников… Но и другой, Игрек, надо сказать, тоже не подарок, у него свои скелеты в шкафу. То есть нам предлагают выбрать лучшее из худшего. Ведь по правилам игры, предложенной Стриндбергом, возможны только два финала: победа сильнейшего либо гибель одного из неприглядных героев.

Соединяя эти пьесы, режиссер как бы сталкивает две психологии - мужскую и женскую. Одна дуэль женская, другая мужская. И никто здесь не виноват, и каждый виноват. Это, по сути, вызов дуальности как принципу нашей реальности. Звучит непривычно, выглядит абсурдно. И не каждый зритель будет готов к такой интерпретации.

Не случайно, напомним, Стриндберг считается одним из предшественников театра абсурда... Многое из того, что мы видим на сцене, с трудом поддается логичному объяснению. Все достаточно условно — от букета тюльпанов до портфеля с артефактами, которые таскает с собой один из героев.

А двойственность героев еще подчеркивает их странная одежда — мужские рубашки и женские платья соединены как бы из двух разных половинок. Это придумала художник постановщик Юлия Короткова. Абсурдность происходящего усугубляет музыкальное оформление спектакля - неожиданно звучащие то ли русские, то ли цыганские романсы в ярком исполнении хозяйки бара (Алина Ивах) и ...страстное испанское фламенко одной из героинь.


Эту стилистическую вольность режиссер объясняет так:

- Хотя автор и швед, но очень хотел работать в европейском театре. В этих пьесах очень сильные темпераменты, соответствующие испанским. И само соревнование, борьба — это ж просто по правилам вендетты! Ведь не зря самая важная тема буквально вынесена в название: "Кто сильнее?". Мы получим ответ на этот вопрос в финале. И неоднозначный. И мне кажется, что у публики, сидящей в зале, появятся свои варианты ответа.
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Часовые любви
Литературная гостиная
1 час 30 минут
Подробнее
12+
Капитанская дочка
Драма
3 часа с антрактом
Подробнее
12+
Ревизор: комедия в стихах
Хип-хоп спектакль
1 час 20 минут
Подробнее
16+
Энергичные люди
Музыкальная комедия
3 часа 50 минут, антракт
Подробнее
6+
Кентервильское привидение
Сказка
1 час 20 минут
Подробнее
Последние статьи
Сергей Жуков дебютировал на театральной сцене
21 октября 2025
Певец поразил зрителей новой гранью своего таланта. В Московском...
Театральный дебют солиста «Руки Вверх!»: о чем мюзикл Сергея Жукова «Ты у меня одна»
20 октября 2025
В Московском Губернском театре прошла премьера мюзикла Сергея Жукова. «Ты у меня...
Певец Сергей Жуков впервые вышел на сцену как актер в военном спектакле "Ты у меня одна"
20 октября 2025
Певец Сергей Жуков и его сын исполнили главные роли в мюзикле "Ты у меня одна". ...
Сергей Жуков стал композитором: премьера спектакля «Ты у меня одна»
17 октября 2025
Сергей Жуков представил первую композиторскую работу в Губернском театре. ...
Потому что есть Сережка: Жуков дебютировал в Губернском театре
17 октября 2025
Фронтмен группы «Руки вверх!» Сергей Жуков добрался до театральной сцены. Певец не...
«Вы все — мои дети. Потому что я люблю вас»
24 сентября 2025
18-19 сентября на большой сцене Губернского театра состоялась премьера спектакля «Старший...
От бытового анекдота до библейской притчи: премьера в Московском Губернском театре
22 сентября 2025
Начало театрального сезона в Москве изобилует множеством ярких премьер, и Московский...
"Старший сын" Вампилова в Губернском театре напоминает, чего отчаянно не хватает современному театру
22 сентября 2025
"Старший сын" Вампилова в Губернском театре напоминает о важности сопереживания ...
«Старший сын» - премьера в Московском Губернском театре
21 сентября 2025
Московский Губернский театр  открыл  новый сезон   постановкой   «Старший сын» по пьесе...
Афера по-советски: в Губернском театре поселился «Старший сын»
20 сентября 2025
Сергей Безруков открыл сезон знаменитой пьесой Александра Вампилова. ...
В московском Губернском театре – премьера "Старшего сына"
18 сентября 2025
Сегодня в театре дают комедию по знаменитой пьесе Александра Вампилова. История...
На сцене Московского губернского театра состоялась премьера спектакля «Старший сын»
18 сентября 2025
О том, как важно слушать и слышать близких. Большая премьера на сцене Московского...
Премьеру спектакля "Старший сын" представили в Московском Губернском театре
18 сентября 2025
Пьеса Александра Вампилова превращается в философскую притчу о человечности и...
Новый миф о Дон Жуане представили в Московском Губернском театре
18 марта 2025
В праздничные дни марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Дон...
Кто обнимет небо: премьера «Дон Жуан. Новый миф» прошла в Московском Губернском театре
17 марта 2025
Премьера «Дон Жуан. Новый миф» по пьесе Жана-Батиста Мольера состоялась на сцене...
Антон Хабаров: «Мне точно уже не интересно просто играть красавчика»
14 марта 2025
В дни, когда страна отмечала женский праздник, Московский Губернский театр порадовал...
«Дон Жуан»: Новый миф родился в Губернском театре
14 марта 2025
Острохарактерные герои, резкая смена тональности и раскрытие идей Мольера. 8 марта в...
СОБЛАЗНИТЬ СМЕРТЬ И ОБРЕСТИ ПОКОЙ
13 марта 2025
ПРЕМЬЕРА «ДОН ЖУАН. НОВЫЙ МИФ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ 8 марта Губернский театр...
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре (16+)
12 марта 2025
«Мы показали две энергии – грешного, заблудшего и несчастного персонажа, и доброго,...
Бросая вызов морали и небесам
12 марта 2025
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» Московский Губернский театр представил...
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре