Жанна Ованесова, «Горизонты культуры», 16.11.2015.
В сумраке сцены странные существа – ожившие сновидения главного героя. На фоне этого фантасмагоричного мира живет главный персонаж спектакля – маленький человек Поприщин из повести Гоголя «Записки сумасшедшего». Театральное действо сопровождают воздушная эквилибристика, пантомима, иллюзионистские трюки. И все это пронизано странными звуками, шепотами, волшебно переходящими в музыку.
Таким получился спектакль, в котором ожили и узнаются многие другие персонажи произведений Николая Васильевича Гоголя. Здесь есть его Нос. Есть Вий. Но главным остается мечтатель и романтик из чиновников – вызывающий сострадание, стремящийся вырваться из действительности. В него писатель вложил многое из своего мира: и страхи, и желания. И весь этот гоголевский мир попытался не объять, а буквально захватить главный режиссер спектакля и исполнитель роли Поприщина – Сергей Безруков.
Воплотить постановку на сцене Губернского театра главному художественному руководителю помогала большая команда профессионалов, включая привлеченных со стороны специалистов по спецэффектам. Спектакль на сегодняшний день по технической оснащенности один из сложнейших в Москве. Над ним работал мастер по созданию иллюзий Вадим Савенков, специалисты из цирка на Цветном бульваре обучали актеров основам воздушной эквилибристики. Постановка получилась сложной не только технически. В ней задан невероятный темп, по признанию самого режиссера, спектакль очень энергозатратный: «Всего два часа, но отдохнуть некогда. Ставить и играть самому невероятно сложно. Месяц я выстраивал картинки. А потом за три прогона надо было войти в них, то есть переключиться. Вот это и есть сон разума, когда необходимо начать жить в спектакле. А спецэффекты! Нужно было просчитать все, каждое движение. В пространстве сцены все двигается, и для актеров само пребывание в нем уже опасно. Здесь недопустимы ошибки, ведь работаем на высоте в прямом смысле. Все просчитано до мелочей, до каждой секунды, до реплики, до взгляда. Поэтому мы надеемся на крепость рук, на руки друга и вбитый гвоздь».
Спектакль действительно очень сложный. Не только его техническая сторона, акробатика – выстроена и подобрана музыка. Некоторые секреты открыл композитор Александр Биллион (для него это уже третья работа в Губернском театре). Например, в постановке использовались звуки настоящего органа (записывали в московском костеле на Малой Грузинской). Шепоты наговаривали и записывали с Сергеем Безруковым. Музыка – в исполнении Губернаторского оркестра, есть вкрапление мелодий Рахманинова. Звучит в спектакле единственный женский голос – актриса театра Юлия Пилипович поет песенку «Душеньки часов не видят...», взятую из повести Гоголя.
Главного героя спектакля «Сон разума» настолько замучила жестокая реальность, в которой нет и не будет воплощения его мечтам, что он предпочел уйти в мир иллюзий. Уйти в параллельную реальность может позволить себе и современный человек. Для этого необязательно сходить с ума, достаточно включить телевизор или компьютер. А можно купить билет и пойти в Московский Губернский театр на спектакль «Сон разума». Его обязательно увидит и зритель из глубинки, пообещал главный режиссер.
Сергей Безруков, исполнитель роли Поприщина:
– Всегда интересно работать над ролью, экспериментировать с собой. Так получилось, что последние лет шесть у меня не было новых главных ролей в театре. Мне нравится мой персонаж, в нем столько всего, такие глубины! В этот раз наконец дорвался до работы. Я благодарен художнику Николаю Горобцу, хореографу Антону Крамару, тем, кто придумал спецэффекты. Хорошо работают танцоры, часть из которых – драматические актеры. Здесь все профессионалы собрались. Приятно дарить такие спектакли.
Антон Крамар, хореограф-постановщик:
– Стаяла задача создать сюрреализм, фантасмагорию. Мы осуществили попытку найти нестандартные формы, а режиссеру удалось сделать то, чего еще не было. Это была основополагающая задача, чтобы было сказочно смотреть зрителю, чтобы он в какой-то момент не смог понять: это спектакль или кино?