«Сон разума»: вариации на тему Гоголя: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

«Сон разума»: вариации на тему Гоголя

14 апреля 2017
Марина Седнева, Интернет-издание ЯрКуб
Фотографии их архива пресс-службы театра

son-razuma-yaroslavl-spektakl-4

Поставив «Сон разума» на сцене Губернского театра, Сергей Безруков обещал привезти его и в «глубинку». И вот спустя полтора года после премьеры, 12 апреля, спектакль состоялся на сцене КЗЦ «Миллениум». «ЯрКуб» рассказывает, как Сергей Безруков переосмыслил наследие Николая Гоголя.
Повесть «Записки сумасшедшего» была написана почти два века назад, в 1834 году. Всего на нескольких страницах Гоголь показал чиновничий мир, где титулярному советнику Аксентию Ивановичу Поприщину не находится места. «Ну, скажи, пожалуйста, что ты делаешь?» — «Как что? Я ничего не делаю», отвечал я. «Ну, размысли хорошенько! ведь тебе уже за сорок лет — пора бы ума набраться… ведь ты нуль, более ничего. Ведь у тебя нет ни гроша за душою…», — стыдит Поприщина начальник отделения. Тот бы и рад оставить департамент, «если бы не благородство службы». И вообще: «Я дворянин. Что ж, и я могу дослужиться. Мне еще сорок два года — время такое, в которое, по-настоящему, только начинается служба». Но давайте оставим текст оригинала, ведь, если войти во вкус, его можно целиком здесь перепечатать —наслаждайтесь. Лучше посмотреть, как Безруков-Поприщин рефреном твердит: «Мне сорок два года. Я еще могу дослужиться. Я дворянин!». И, конечно, вмиг ставшее крылатым: «Ничего, ничего… молчание».

son_razuma_yaroslavl_spektakl_3

Спектакль, пусть и основан на «Записках сумасшедшего», одним своим названием отсылает зрителя к гравюре Франсиско Гойи «Сон разума рождает чудовищ». На сцене загорается свет, и эти чудовища сплетаются в причудливом танце вокруг спящего на лунном диске Поприщина, а когда тот открывает глаза, постоянно находятся где-то рядом: кружат, искушают, морочат. Шесть чертей, условно назовем их так, во главе с Сатаной символизируют семь смертных грехов, и герой становится в ряд с ними. Неслучайно в итоге Поприщин провозглашает себя королем Испании, «Фердинандом восьмым». Но прежде того идет борьба за душу героя, рассыпающуюся белыми голубиными перьями, и Бог в обличьи золотой рыбки неоднократно появляется в кромешной темноте, оставляя надежду на спасение. Настанет ли оно? Здесь Безруков солидарен с Гоголем: последний монолог звучит словно молитва, но править тройкой быстрых, как вихрь, коней, что понесут Поприщина с этого света, будут отнюдь не ангелы.

son_razuma_yaroslavl_spektakl_2

Насыщенный аллюзиями и реминисценциями оригинальный текст повести Безруков начиняет христианскими символами, отсылками к гоголевским же «Носу», «Шинели», «Мертвым душам», полотну Босха «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», а хрестоматийные цитаты «Удивляет меня чрезвычайно медлительность депутатов!» и «Во Франции большая часть народа признает веру Магомета» звучат по меньшей мере злободневно. Увлекшись таким разбором во время спектакля, рискуешь пропустить половину стремительного действия. Сцена живет по законам сна, где события стремительно сменяют друг друга, предметы летают вместе с героями, все несется вскачь… Танцы, акробатика, спецэффекты, трюки, — одним словом, жанр фантасмагории артисты отрабатывают на славу. Убивает ли шоу глубокий смысл спектакля? Скорее, наоборот: в краткие минуты передышки зритель острее воспринимает слова Поприщина, будь то сетования на отсутствие достатков или низость нравов чиновнической братии.
Одному Безрукову известно, как создать безупречную визуально-звуковую составляющую, а затем безукоризненно вжиться в нее. Режиссеру и актеру в одном лице не откажешь ни в основательной работе с текстом, ни в умении найти баланс между технологичными решениями и приметами XIX века. Лишь одного жаль: спектакль прошел, и вряд ли доберется он вновь до нашей глубинки.
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
6+
Кентервильское привидение
Сказка
1 час 20 минут
Подробнее
6+
Остров сокровищ
Приключения
2 часа 20 минут, антракт
Подробнее
12+
Колыбельная для одуванчика
Музыкальный спектакль
1 час 30 минут
Подробнее
12+
Восемь женщин
Оперетта/мюзикл
2 часа
Подробнее
16+
Без вины виноватые
Мелодрама из актерской жизни
2 часа с антрактом
Подробнее
Последние статьи
Новый миф о Дон Жуане представили в Московском Губернском театре
18 марта 2025
В праздничные дни марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Дон...
Кто обнимет небо: премьера «Дон Жуан. Новый миф» прошла в Московском Губернском театре
17 марта 2025
Премьера «Дон Жуан. Новый миф» по пьесе Жана-Батиста Мольера состоялась на сцене...
Антон Хабаров: «Мне точно уже не интересно просто играть красавчика»
14 марта 2025
В дни, когда страна отмечала женский праздник, Московский Губернский театр порадовал...
«Дон Жуан»: Новый миф родился в Губернском театре
14 марта 2025
Острохарактерные герои, резкая смена тональности и раскрытие идей Мольера. 8 марта в...
СОБЛАЗНИТЬ СМЕРТЬ И ОБРЕСТИ ПОКОЙ
13 марта 2025
ПРЕМЬЕРА «ДОН ЖУАН. НОВЫЙ МИФ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ 8 марта Губернский театр...
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре (16+)
12 марта 2025
«Мы показали две энергии – грешного, заблудшего и несчастного персонажа, и доброго,...
Бросая вызов морали и небесам
12 марта 2025
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» Московский Губернский театр представил...
Рецензия на спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025) в Губернском театре: как обнять небо
12 марта 2025
8 марта 2025 года на сцене Губернского театра в Москве состоялась премьера...
Небо в алмазах
11 марта 2025
На сцене Московского Губернского театра премьера – спектакль "Дон Жуан. Новый миф" по...
Танцы со смертью: Антон Хабаров сыграл Дон Жуана в комедии Мольера
11 марта 2025
Главную роль в постановке по комедии Мольера «Дон Жуан» режиссер Максим Меламедов...
АНТОН ХАБАРОВ: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»
10 марта 2025
— Я тут подумал: если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь....
«Дон Жуан. Новый миф» Губернского театра
10 марта 2025
В праздничные дни москвичей ждала премьера Губернского театра «Дон Жуан. Новый миф»....
Антон Хабаров заделался "Дон Жуаном"
10 марта 2025
Премьера спектакля о знаменитом ловеласе прошла в Московском Губернском театре 8 марта. ...
"Интервью": Антон Хабаров – о том, почему выбирает друзей по недостаткам
10 марта 2025
Как о людях отзывается актер Антон Хабаров? Почему друзей выбирает по...
В Губернском театре показали необычного "Дон Жуана" с Антоном Хабаровым
09 марта 2025
МОСКВА, 9 мар – РИА Новости. В Губернском театре 8 марта состоялась премьера трагикомедии...
Губернский театр представил новую интерпретацию "Дон Жуана"
08 марта 2025
Образ Дон Жуана – один из самых загадочных и противоречивых в мировой культуре. От...
Московский Губернский театр представил новую версию «Дон Жуана»
08 марта 2025
Великий сердцеед и обольститель всех времен. «Дон Жуан. Новый миф» — премьера на...
В МГТ состоится премьера спектакля "Дон Жуан. Новый миф"
08 марта 2025
Показы пройдут 8 и 9 марта МОСКВА, 8 марта. /ТАСС/. Московский Губернский театр (МГТ)...
«Дон Жуан. Новый миф». Премьера в Московском Губернском театре. Доброе утро. Суббота. Фрагмент выпуска от 08.03.2025
08 марта 2025
На афишах Московского Губернского театра новые для него имена: в репертуар вошел...
Московский Губернский театр представляет премьеру спектакля «Дон Жуан. Новый миф»
08 марта 2025
Великий соблазнитель и история о вечном противостоянии добра и зла. «Дон Жуан....
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре