«Сон разума»: вариации на тему Гоголя
Министерство Культуры Московской Области
пушкинская карта

Касса: +7(939) 846-50-03+7(495) 378-65-75

ПН-ВС 11:00-20:00 без перерыва и выходных НЕ РАБОТАЕТ с 1 по 31 июля

Пресса
Московского
губернского
театра

«Сон разума»: вариации на тему Гоголя

14 апреля 2017
Марина Седнева, Интернет-издание ЯрКуб
Фотографии их архива пресс-службы театра

son-razuma-yaroslavl-spektakl-4

Поставив «Сон разума» на сцене Губернского театра, Сергей Безруков обещал привезти его и в «глубинку». И вот спустя полтора года после премьеры, 12 апреля, спектакль состоялся на сцене КЗЦ «Миллениум». «ЯрКуб» рассказывает, как Сергей Безруков переосмыслил наследие Николая Гоголя.
Повесть «Записки сумасшедшего» была написана почти два века назад, в 1834 году. Всего на нескольких страницах Гоголь показал чиновничий мир, где титулярному советнику Аксентию Ивановичу Поприщину не находится места. «Ну, скажи, пожалуйста, что ты делаешь?» — «Как что? Я ничего не делаю», отвечал я. «Ну, размысли хорошенько! ведь тебе уже за сорок лет — пора бы ума набраться… ведь ты нуль, более ничего. Ведь у тебя нет ни гроша за душою…», — стыдит Поприщина начальник отделения. Тот бы и рад оставить департамент, «если бы не благородство службы». И вообще: «Я дворянин. Что ж, и я могу дослужиться. Мне еще сорок два года — время такое, в которое, по-настоящему, только начинается служба». Но давайте оставим текст оригинала, ведь, если войти во вкус, его можно целиком здесь перепечатать —наслаждайтесь. Лучше посмотреть, как Безруков-Поприщин рефреном твердит: «Мне сорок два года. Я еще могу дослужиться. Я дворянин!». И, конечно, вмиг ставшее крылатым: «Ничего, ничего… молчание».

son_razuma_yaroslavl_spektakl_3

Спектакль, пусть и основан на «Записках сумасшедшего», одним своим названием отсылает зрителя к гравюре Франсиско Гойи «Сон разума рождает чудовищ». На сцене загорается свет, и эти чудовища сплетаются в причудливом танце вокруг спящего на лунном диске Поприщина, а когда тот открывает глаза, постоянно находятся где-то рядом: кружат, искушают, морочат. Шесть чертей, условно назовем их так, во главе с Сатаной символизируют семь смертных грехов, и герой становится в ряд с ними. Неслучайно в итоге Поприщин провозглашает себя королем Испании, «Фердинандом восьмым». Но прежде того идет борьба за душу героя, рассыпающуюся белыми голубиными перьями, и Бог в обличьи золотой рыбки неоднократно появляется в кромешной темноте, оставляя надежду на спасение. Настанет ли оно? Здесь Безруков солидарен с Гоголем: последний монолог звучит словно молитва, но править тройкой быстрых, как вихрь, коней, что понесут Поприщина с этого света, будут отнюдь не ангелы.

son_razuma_yaroslavl_spektakl_2

Насыщенный аллюзиями и реминисценциями оригинальный текст повести Безруков начиняет христианскими символами, отсылками к гоголевским же «Носу», «Шинели», «Мертвым душам», полотну Босха «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», а хрестоматийные цитаты «Удивляет меня чрезвычайно медлительность депутатов!» и «Во Франции большая часть народа признает веру Магомета» звучат по меньшей мере злободневно. Увлекшись таким разбором во время спектакля, рискуешь пропустить половину стремительного действия. Сцена живет по законам сна, где события стремительно сменяют друг друга, предметы летают вместе с героями, все несется вскачь… Танцы, акробатика, спецэффекты, трюки, — одним словом, жанр фантасмагории артисты отрабатывают на славу. Убивает ли шоу глубокий смысл спектакля? Скорее, наоборот: в краткие минуты передышки зритель острее воспринимает слова Поприщина, будь то сетования на отсутствие достатков или низость нравов чиновнической братии.
Одному Безрукову известно, как создать безупречную визуально-звуковую составляющую, а затем безукоризненно вжиться в нее. Режиссеру и актеру в одном лице не откажешь ни в основательной работе с текстом, ни в умении найти баланс между технологичными решениями и приметами XIX века. Лишь одного жаль: спектакль прошел, и вряд ли доберется он вновь до нашей глубинки.
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Капитанская дочка
Драма
3 часа с антрактом
Подробнее
16+
Скамейка
Лирическая комедия
1 ч 30 мин, без антракта
Подробнее
6+
Алиса в Стране чудес
Сказка
2 часа, один антракт
Подробнее
6+
Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон
Приключения
1 час 20 мин
Подробнее
16+
Хулиган. Исповедь
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа, без антракта
Подробнее
Последние статьи
Московский Губернский театр представит четыре премьеры в новом сезоне
28 июня 2024
художественный руководитель МГТ Сергей Безруков и директор учреждения Лариса Вильясте...
«Я у своих артистов хлеб не отнимаю»
20 июня 2024
Сергей Безруков — о натуралисте Станиславском и федеральном размахе Губернского театра ...
Театр Сергея Безрукова стал федеральным наравне с МХАТом или Малым Театром
14 июня 2024
13 июня Московский Губернский театр получил более высокий статус Распоряжение о переходе...
Безруков: федеральный статус позволит Губернскому театру реализовать новые проекты
14 июня 2024
Художественный руководитель театра отметил, что за 10 лет в МГТ сформировался...
Возглавляемый Безруковым театр получил статус федерального
13 июня 2024
Министерство культуры России сообщило, что Московский Губернский драмтеатр (МГТ) стал...
Московский губернский театр получил статус федерального
13 июня 2024
Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова отметила, что у МГТ в планах...
Пусть не говорят, пусть читают. Сергей Безруков — о «Капитанской дочке» и загадках в судьбе Пушкина. Выпуск от 03.06.2024
03 июня 2024
В гостях у Дмитрия Бака – народный артист России Сергей Безруков. В год юбилея Александра...
«Ближе к солнцу!» - ведущие актёры Московского Губернского театра, Вера Шпак и Антон Соколов, погрузились в атмосферу спектакля «Безымянная звезда» в Московском планетарии
01 июня 2024
Московский Губернский театр вместе с исполнителями главных ролей в спектакле «Безымянная...
В России отмечают 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
05 мая 2024
Все его книги – непростая история собственной жизни. Детство без родителей,...
Актриса Карина Андоленко: «Придя в Губернский, я нашла свой театр»
18 апреля 2024
Карина Андоленко знакома телезрителям по сериалам «Королева красоты», «Доктор Анна»,...
Первая инклюзивная премьера в Губернском театре
05 апреля 2024
В Московском Губернском театре готовят премьеру спектакля "Голубое и зеленое"...
Актриса Юлия Пилипович: В ГИТИСЕ нас учили быть свободными и не бояться При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
03 апреля 2024
Юлия Пилипович окончила РАМ им. Гнесиных, затем ГИТИС. Служит в Московском Губернском...
В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ ПРОЙДЕТ ВЕЧЕР К 100-ЛЕТИЮ ОКУДЖАВЫ
02 апреля 2024
В Губернском театре состоится литературная гостиная к 100-летнему юбилею Булата Окуджавы....
Московский Губернский театр представит спектакль «Капитанская дочка» к 225-летию Пушкина
14 марта 2024
Работа над постановкой спектакля «Капитанская дочка» началась в Московском Губернском...
Новый спектакль «Капитанская дочка» готовят ко Дню рождения А.С. Пушкина
14 марта 2024
К 225-летию А.С. Пушкина Московский Губернский театр готовит спектакль «Капитанская...
Московский Губернский театр покажет спектакль «Капитанская дочка» к 225‑летию Пушкина
14 марта 2024
РИАМО - 14 мар. Московский Губернский театр приступил к работе над постановкой спектакля...
Безруков приступил к работе над "Капитанской дочкой" в Губернском театре
13 марта 2024
Как сообщили в пресс-службе театра, режиссер использует в спектакле не только текст...
Актриса Валерия Минина: Как и в первобытной стае, в нашем обществе есть чёткая иерархия
13 марта 2024
Валерия Минина родилась в Брянской области. Окончила ВГИК, мастерскую знаменитого актёра...
Сергей Безруков начал работать над «Капитанской дочкой» в Губернском театре
13 марта 2024
Московский Губернский театр под художественным руководством Сергея Безрукова начал...
Московский Губернский театр репетирует «Капитанскую дочку»
13 марта 2024
Премьера спектакля состоится 12, 13 сентября Московский Губернский театр начал...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре