Спектакль Московского Губернского театра «Сорок первый» посвящён любви во время Гражданской войны: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Спектакль Московского Губернского театра «Сорок первый» посвящён любви во время Гражданской войны

28 марта 2023
Карина ЛИПСКАЯ, Аргументы недели
В Московском Губернском театре состоялась премьера драмы «Сорок первый» в постановке Ивана Пачина.

Название «Сорок первый» у большинства ассоциируется с началом Великой Отечественной войны, но те, кто читал повесть Бориса Лавренёва или смотрел снятый по её мотивам фильм Григория Чухрая, сразу поймут, что спектакль Губернского театра будет о любви на фоне событий Гражданской войны.

Сирота из рыбацкой деревни Марютка (Ирина Токмакова) вступает в Красную армию и становится первоклассным стрелком. Она заносит всех убитых белых офицеров в свой личный снайперский список. Но вот на сорок первом её винтовка даёт осечку. Так в плен к красноармейцам попадает поручик Говоруха-Отрок (Антон Соколов).

Во время шторма необразованная девушка с мужицкими повадками и интеллигентный офицер, попавший в плен к противнику, оказываются на необитаемом острове. Красная и белый, пролетарка и буржуй – людей из двух совершенно разных миров соединяет любовь... Он должен был стать сорок первым в списке мёртвых, но стал для неё первым «на счету девичьей радости».

Но может ли любовная идиллия длиться вечно, если за пределами крошечного островка продолжается Гражданская война?.. Они говорят по-разному: Он – красивыми фразами, по-книжному, Она – просто, искренне, с астраханским диалектом и грамматическими ошибками. Ему пришлось пойти на фронт из-за чувства долга, она же сражалась за революционную идею справедливости. И вот после краткосрочного счастья начинается между ними политический спор.

Мог бы в финале не раздаться этот предательский выстрел? Повесть Бориса Лавренёва вышла в 1924 году, для того времени концовка была вполне типичной – преданность революционным идеям восторжествовала над чувством. Но разве можно в наше время убить любимого из-за убеждений?

«По слухам, у Бориса Лавренёва был другой финал, где Марютка отпускает поручика. Но автору позвонили и попросили переписать концовку, – рассказывает Иван Пачин. – В любом случае героям повести намного легче, чем нам – обычным людям. За них всё решает писатель, а мы должны делать выбор самостоятельно. Мог ли финал быть иным? В зарубежной традиции – возможно, а в русской – нет, потому что нашему зрителю нужно пережить потрясение на сцене, ощутить страдание и боль другого человека, чтобы не допустить подобных ошибок в жизни».

Спектакль Ивана Пачина получился удивительно кинематографичным. Декораций на сцене минимум (сценография – Ольга Галицкая), но это не мешает зрителям полностью погружаться в происходящее. Вместе с артистами они переносятся из холода в жару, из киргизской пустыни – на необитаемый остров, из местной газетной редакции, где сотрудники гогочут над Марюткиными стихами, – в бушующее Аральское море, в котором гибнут красные солдаты. На арьерсцене расположен мультимедийный экран, на котором то бушует революция, то тянется караван верблюдов по знойной азиатской степи (художник мультимедиа Аня Леонова).

Режиссёр Иван Пачин в основном работает над детскими постановками. Очевидно, отсюда идея ввести автора-повествователя – этакого сказочника (Алексей Веретин), который то является сторонним наблюдателем, то предстаёт красноармейцем, то перевоплощается в хлебосольного киргиза, угощающего изголодавшийся отряд Евсюкова пловом. Артист настолько меняется в голосе и во внешности, что иногда сложно поверить, что перед нами один и тот же человек. Рассказчик не мешает сценическому действию, а органично в него вписывается, за что следует поблагодарить автора инсценировки Фёдора Парасюка.

Спектакль Ивана Пачина можно назвать по-настоящему эпическим. Проблема любви и долга в том виде, в котором она существовала в начале XX века, на сцене Губернского театра звучит по-новому, актуально и современно. Так и хочется перенести сюжет в наши дни и задать вопрос себе и своим близким: неужели можно убить любимого человека из-за разных политических взглядов?..
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Дон Жуан. Новый миф
Трагикомедия
2 часа
Подробнее
16+
Бесконечный апрель
Драма
1 час 15 минут
Подробнее
12+
Поэтическое кафе «Луч»
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа 45 минут с антрактом
Подробнее
6+
Путешествие Мармелана
Музыкальная сказка
1 час 10 минут
Подробнее
16+
Свадьба Кречинского
Комедия
3 часа 30 минут, антракт
Подробнее
Последние статьи
Новый миф о Дон Жуане представили в Московском Губернском театре
18 марта 2025
В праздничные дни марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Дон...
Кто обнимет небо: премьера «Дон Жуан. Новый миф» прошла в Московском Губернском театре
17 марта 2025
Премьера «Дон Жуан. Новый миф» по пьесе Жана-Батиста Мольера состоялась на сцене...
Антон Хабаров: «Мне точно уже не интересно просто играть красавчика»
14 марта 2025
В дни, когда страна отмечала женский праздник, Московский Губернский театр порадовал...
«Дон Жуан»: Новый миф родился в Губернском театре
14 марта 2025
Острохарактерные герои, резкая смена тональности и раскрытие идей Мольера. 8 марта в...
СОБЛАЗНИТЬ СМЕРТЬ И ОБРЕСТИ ПОКОЙ
13 марта 2025
ПРЕМЬЕРА «ДОН ЖУАН. НОВЫЙ МИФ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ 8 марта Губернский театр...
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре (16+)
12 марта 2025
«Мы показали две энергии – грешного, заблудшего и несчастного персонажа, и доброго,...
Бросая вызов морали и небесам
12 марта 2025
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» Московский Губернский театр представил...
Рецензия на спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025) в Губернском театре: как обнять небо
12 марта 2025
8 марта 2025 года на сцене Губернского театра в Москве состоялась премьера...
Небо в алмазах
11 марта 2025
На сцене Московского Губернского театра премьера – спектакль "Дон Жуан. Новый миф" по...
Танцы со смертью: Антон Хабаров сыграл Дон Жуана в комедии Мольера
11 марта 2025
Главную роль в постановке по комедии Мольера «Дон Жуан» режиссер Максим Меламедов...
АНТОН ХАБАРОВ: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»
10 марта 2025
— Я тут подумал: если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь....
«Дон Жуан. Новый миф» Губернского театра
10 марта 2025
В праздничные дни москвичей ждала премьера Губернского театра «Дон Жуан. Новый миф»....
Антон Хабаров заделался "Дон Жуаном"
10 марта 2025
Премьера спектакля о знаменитом ловеласе прошла в Московском Губернском театре 8 марта. ...
"Интервью": Антон Хабаров – о том, почему выбирает друзей по недостаткам
10 марта 2025
Как о людях отзывается актер Антон Хабаров? Почему друзей выбирает по...
В Губернском театре показали необычного "Дон Жуана" с Антоном Хабаровым
09 марта 2025
МОСКВА, 9 мар – РИА Новости. В Губернском театре 8 марта состоялась премьера трагикомедии...
Губернский театр представил новую интерпретацию "Дон Жуана"
08 марта 2025
Образ Дон Жуана – один из самых загадочных и противоречивых в мировой культуре. От...
Московский Губернский театр представил новую версию «Дон Жуана»
08 марта 2025
Великий сердцеед и обольститель всех времен. «Дон Жуан. Новый миф» — премьера на...
В МГТ состоится премьера спектакля "Дон Жуан. Новый миф"
08 марта 2025
Показы пройдут 8 и 9 марта МОСКВА, 8 марта. /ТАСС/. Московский Губернский театр (МГТ)...
«Дон Жуан. Новый миф». Премьера в Московском Губернском театре. Доброе утро. Суббота. Фрагмент выпуска от 08.03.2025
08 марта 2025
На афишах Московского Губернского театра новые для него имена: в репертуар вошел...
Московский Губернский театр представляет премьеру спектакля «Дон Жуан. Новый миф»
08 марта 2025
Великий соблазнитель и история о вечном противостоянии добра и зла. «Дон Жуан....
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре