Спектакль Московского Губернского театра «Сорок первый» посвящён любви во время Гражданской войны
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Спектакль Московского Губернского театра «Сорок первый» посвящён любви во время Гражданской войны

28 марта 2023
Карина ЛИПСКАЯ, Аргументы недели
В Московском Губернском театре состоялась премьера драмы «Сорок первый» в постановке Ивана Пачина.

Название «Сорок первый» у большинства ассоциируется с началом Великой Отечественной войны, но те, кто читал повесть Бориса Лавренёва или смотрел снятый по её мотивам фильм Григория Чухрая, сразу поймут, что спектакль Губернского театра будет о любви на фоне событий Гражданской войны.

Сирота из рыбацкой деревни Марютка (Ирина Токмакова) вступает в Красную армию и становится первоклассным стрелком. Она заносит всех убитых белых офицеров в свой личный снайперский список. Но вот на сорок первом её винтовка даёт осечку. Так в плен к красноармейцам попадает поручик Говоруха-Отрок (Антон Соколов).

Во время шторма необразованная девушка с мужицкими повадками и интеллигентный офицер, попавший в плен к противнику, оказываются на необитаемом острове. Красная и белый, пролетарка и буржуй – людей из двух совершенно разных миров соединяет любовь... Он должен был стать сорок первым в списке мёртвых, но стал для неё первым «на счету девичьей радости».

Но может ли любовная идиллия длиться вечно, если за пределами крошечного островка продолжается Гражданская война?.. Они говорят по-разному: Он – красивыми фразами, по-книжному, Она – просто, искренне, с астраханским диалектом и грамматическими ошибками. Ему пришлось пойти на фронт из-за чувства долга, она же сражалась за революционную идею справедливости. И вот после краткосрочного счастья начинается между ними политический спор.

Мог бы в финале не раздаться этот предательский выстрел? Повесть Бориса Лавренёва вышла в 1924 году, для того времени концовка была вполне типичной – преданность революционным идеям восторжествовала над чувством. Но разве можно в наше время убить любимого из-за убеждений?

«По слухам, у Бориса Лавренёва был другой финал, где Марютка отпускает поручика. Но автору позвонили и попросили переписать концовку, – рассказывает Иван Пачин. – В любом случае героям повести намного легче, чем нам – обычным людям. За них всё решает писатель, а мы должны делать выбор самостоятельно. Мог ли финал быть иным? В зарубежной традиции – возможно, а в русской – нет, потому что нашему зрителю нужно пережить потрясение на сцене, ощутить страдание и боль другого человека, чтобы не допустить подобных ошибок в жизни».

Спектакль Ивана Пачина получился удивительно кинематографичным. Декораций на сцене минимум (сценография – Ольга Галицкая), но это не мешает зрителям полностью погружаться в происходящее. Вместе с артистами они переносятся из холода в жару, из киргизской пустыни – на необитаемый остров, из местной газетной редакции, где сотрудники гогочут над Марюткиными стихами, – в бушующее Аральское море, в котором гибнут красные солдаты. На арьерсцене расположен мультимедийный экран, на котором то бушует революция, то тянется караван верблюдов по знойной азиатской степи (художник мультимедиа Аня Леонова).

Режиссёр Иван Пачин в основном работает над детскими постановками. Очевидно, отсюда идея ввести автора-повествователя – этакого сказочника (Алексей Веретин), который то является сторонним наблюдателем, то предстаёт красноармейцем, то перевоплощается в хлебосольного киргиза, угощающего изголодавшийся отряд Евсюкова пловом. Артист настолько меняется в голосе и во внешности, что иногда сложно поверить, что перед нами один и тот же человек. Рассказчик не мешает сценическому действию, а органично в него вписывается, за что следует поблагодарить автора инсценировки Фёдора Парасюка.

Спектакль Ивана Пачина можно назвать по-настоящему эпическим. Проблема любви и долга в том виде, в котором она существовала в начале XX века, на сцене Губернского театра звучит по-новому, актуально и современно. Так и хочется перенести сюжет в наши дни и задать вопрос себе и своим близким: неужели можно убить любимого человека из-за разных политических взглядов?..
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
6+
Алиса в Стране чудес
Сказка
2 часа, один антракт
Подробнее
6+
Вождь краснокожих
Приключения
1 ч 20 мин, без антракта
Подробнее
16+
Хулиган. Исповедь
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа, без антракта
Подробнее
6+
Жили-были Пёс и Волк
Сказка
1 ч 10 минут
Подробнее
12+
Семейная картина
Комедия
1 час 20 мин
Подробнее
Последние статьи
В России отмечают 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
05 мая 2024
Все его книги – непростая история собственной жизни. Детство без родителей,...
Актриса Карина Андоленко: «Придя в Губернский, я нашла свой театр»
18 апреля 2024
Карина Андоленко знакома телезрителям по сериалам «Королева красоты», «Доктор Анна»,...
Первая инклюзивная премьера в Губернском театре
05 апреля 2024
В Московском Губернском театре готовят премьеру спектакля "Голубое и зеленое"...
Актриса Юлия Пилипович: В ГИТИСЕ нас учили быть свободными и не бояться При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
03 апреля 2024
Юлия Пилипович окончила РАМ им. Гнесиных, затем ГИТИС. Служит в Московском Губернском...
В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ ПРОЙДЕТ ВЕЧЕР К 100-ЛЕТИЮ ОКУДЖАВЫ
02 апреля 2024
В Губернском театре состоится литературная гостиная к 100-летнему юбилею Булата Окуджавы....
Московский Губернский театр представит спектакль «Капитанская дочка» к 225-летию Пушкина
14 марта 2024
Работа над постановкой спектакля «Капитанская дочка» началась в Московском Губернском...
Новый спектакль «Капитанская дочка» готовят ко Дню рождения А.С. Пушкина
14 марта 2024
К 225-летию А.С. Пушкина Московский Губернский театр готовит спектакль «Капитанская...
Московский Губернский театр покажет спектакль «Капитанская дочка» к 225‑летию Пушкина
14 марта 2024
РИАМО - 14 мар. Московский Губернский театр приступил к работе над постановкой спектакля...
Безруков приступил к работе над "Капитанской дочкой" в Губернском театре
13 марта 2024
Как сообщили в пресс-службе театра, режиссер использует в спектакле не только текст...
Актриса Валерия Минина: Как и в первобытной стае, в нашем обществе есть чёткая иерархия
13 марта 2024
Валерия Минина родилась в Брянской области. Окончила ВГИК, мастерскую знаменитого актёра...
Сергей Безруков начал работать над «Капитанской дочкой» в Губернском театре
13 марта 2024
Московский Губернский театр под художественным руководством Сергея Безрукова начал...
Московский Губернский театр репетирует «Капитанскую дочку»
13 марта 2024
Премьера спектакля состоится 12, 13 сентября Московский Губернский театр начал...
Инклюзивная премьера на сцене Губернского театра
22 февраля 2024
Московский Губернский театр на малой сцене представит 25 и 26 апреля четвертую премьеру...
Сергей Безруков: История первой любви и первой потери остается с нами на всю жизнь
21 февраля 2024
В Московском Губернском театре полным ходом идет подготовка к премьере спектакля «Голубое...
Московский Губернский театр представляет инклюзивный спектакль «Голубое и зелёное»
20 февраля 2024
25 и 26 апреля Московский Губернский театр представит четвертую премьеру сезона –...
Инклюзивный спектакль «Голубое и зеленое» покажут в Московском Губернском театре в апреле
20 февраля 2024
Спектакль станет четвертой премьерой сезона Губернского театра. Его уникальность в том,...
Актриса Анастасия Дворянская: Я хочу всегда выглядеть как настоящая женщина
06 февраля 2024
Анастасия Дворянская родилась в Москве. В детстве занималась музыкой, танцами, выступала...
Московский Губернский театр отметил 10-летие
13 января 2024
Гостей ждали сюрпризы Неформальные встречи с артистами, экскурсии и мастер-классы от...
Московский Губернский театр отметил десятилетие
13 января 2024
В честь круглой даты со дня основания гостям показали перформанс, поставленный Сергеем...
Первый юбилей Московского Губернского театра отметили особой праздничной программой
13 января 2024
Необычный подарок преподнес зрителям Губернский Московский театр. Уникальная...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре