«Ставить спектакль о коронавирусе — значит делать из этого хайп»: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

«Ставить спектакль о коронавирусе — значит делать из этого хайп»

19 апреля 2020
Наталья Васильева, "Известия", 19.04.2020
Актер и режиссер Сергей Безруков — о реакции искусства на жизнь, голых окладах и переедании онлайн-контента


AKR_0367 7

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев

Артисты на удаленке непременно должны хоть что-то делать, чтобы не унывать, ведь держаться оптимистично сейчас непросто — театры попали под сильнейший удар, считает Сергей Безруков. Худрук Губернского театра также опасается, что за время карантина зритель может настолько привыкнуть смотреть онлайн-спектакли бесплатно, что впоследствии это ударит по ценовой билетной политике. Люди уже не захотят покупать билеты по тем ценам, которые были раньше. Об этом народный артист России рассказал в интервью «Известиям».

— Сергей Витальевич, как сейчас обстоят дела у Губернского театра?

— Дела у нас, наверное, такие же, как и у большинства других театров, — в связи с карантином вся наша деятельность ушла в онлайн. Чтобы не терять связь со зрителем, мы придумали бесконтактный театр. В день, когда должен был состояться показ спектакля, наши артисты, и я в том числе, выкладываем в соцсетях театра монологи из постановки, которую пришлось отменить. Таким образом, мы даем зрителю возможность всё равно посетить этот спектакль, пусть и в столь сокращенном виде в интернете.

Иногда выбираем пьесу и проводим чтения в онлайне — недавно читали «Турандот» Карло Гоцци. А еще мы придумали и создали собственное телевидение — МГТ-ТВ. Выходим с новостями на нашем сайте, в YouTube и в соцсетях. Конечно, всё это трудозатратно, это большая работа всей нашей команды и видеомонтажеров.

— А зачем всё это театрам? Просто чтобы о них не забыли? Ведь на всех этих активностях и общении со зрителями в онлайне ни артисты, ни режиссеры ничего не зарабатывают.
— Во-первых, театр не может стоять на месте. Актер от слова «акт» — действие, поэтому артисты даже на удаленке должны хоть что-то делать, чтобы не унывать. А держаться оптимистично сейчас непросто — мы попали под сильнейший удар. Во-вторых, театр не может существовать без зрителя. Кстати, у людей сейчас есть ценнейшая возможность увидеть записи прекрасных спектаклей, которые есть в копилке у каждого театра.

KAZ_5013 9
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Не кроется ли в этом опасность для дальнейшей работы? Зрители могут привыкнуть смотреть спектакли из дома и в театр потом ходить перестанут.

— Не думаю, все-таки театр по телевизору — это отдельный вид искусства, который в советские времена назывался телетеатром. Мне кажется, он не сможет заменить магию зрительного зала, сцены, живого контакта с артистом.

В том, о чем вы сказали, есть другая опасность: зритель может настолько привыкнуть смотреть спектакли бесплатно, что впоследствии это ударит по ценовой билетной политике. Насколько люди будут готовы покупать билеты в театр по тем ценам, которые были у нас раньше, когда мы выйдем из карантина? Вопрос! И хотя в Губернском театре мы никогда не задираем стоимость билетов, некоторые опасения на этот счет у меня всё же есть. Но по натуре я оптимист и очень надеюсь, что за период карантина люди изголодаются по общению и живому искусству и массово пойдут в театры и кинотеатры после снятия ограничений.

— Михаил Мишустин обязал культурные институции и концертные залы возвращать зрителям деньги за билеты либо предлагать альтернативные сценарии. Как в этой ситуации поступает Губернский театр? 

— Если мы можем перенести спектакль, обозначаем дату переноса. Тогда решение принимает зритель — он либо возвращает билеты, либо ждет, чтобы с этим же билетом пойти на этот же спектакль в другой раз. Думаю, сейчас все театры и концертные залы предлагают именно этот сценарий. Но тем не менее если все мартовские спектакли мы еще переносили, то в апреле у нас отмена по большинству спектаклей.

— Люди боятся, что карантин затянется?

— Да, сейчас такое время, что зрители предпочитают иметь на руках деньги, а не билеты.

— Суммы убытков назовете? 

— Точно не скажу, но потери довольно серьезные, о чем тут говорить… Театр сейчас не живет, а выживает. Без зрителей мы оказались в тяжелой ситуации. Мы региональный театр, относимся к Московской области, но находимся при этом в Москве. Чтобы у сотрудников была достойная зарплата, на которую можно прожить в столице, мы всегда доплачивали из внебюджетных доходов. На зарплаты уходила половина заработанных театром средств, благодаря чему наши работники получали приличные деньги. Теперь дохода нет.

В марте–апреле и первых числах мая у нас не состоялись показы более чем 60 спектаклей только на нашей площадке. Из них отменено 17 спектаклей, 47 перенесено. Плюс отменилось 20 выездов в Подмосковье и все гастроли. Это серьезнейшие потери. Мы получаем президентский грант, благодаря чему можем не оставлять на голом окладе артистов. Но кроме них есть и другие сотрудники — более половины коллектива. Некая финансовая подушка безопасности существует, но на сколько ее хватит, сколько продлится наше вынужденное существование без зрителя?

— Если режим карантина продержится до лета, хватит ли театру средств, чтобы платить зарплаты?

— Этот вопрос нужно задать нашим учредителям — министерству культуры Московской области. Мы надеемся, что нас поддержат. Конечно, жить на голый оклад — это очень сурово, но мы попробуем продержаться. Всем сейчас нелегко.

Я боюсь что-либо прогнозировать, тем более предсказывать. Могу только надеяться, что в мае мы все-таки выйдем на работу. Возможно, карантин продлится, а к прежнему формату выступлений мы будем и вовсе возвращаться постепенно: сначала разрешат собираться по 50 человек вместе, потом по 500 и так далее.

Не так давно у нас отменился спектакль «Высоцкий. Рождение легенды», который мы должны были играть в Санкт-Петербурге в БКЗ «Октябрьский». Все 4 тыс. билетов были распроданы. Показ перенесли на следующий год — он состоится 3 апреля 2021 года. Звучит, конечно, фантастически, когда спектакли переносятся на год-полгода вперед…

KAZ_6169 5
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— Как вам удается держать артистов в тонусе?

— Благодаря общению. К счастью, в век интернета мы не изолированы полностью. Я и сам лично веду свой Instagram, наши артисты тоже есть во многих соцсетях. Мы друг с другом переписываемся, созваниваемся, отвечаем нашим поклонникам и подписчикам.

— Что насчет дистанционной работы: читки, репетиции в зуме?

— Да, конечно. У меня уже была читка сценария онлайн — режиссер Алексей Франдетти собрал артистов в формате конференции. У него выйдет первая музыкальная кинокартина. Что касается нашей будущей работы в театре, то на удаленке мы сейчас как раз учим текст «Маскарада» Лермонтова.

— У вас как театрального режиссера не возникает желания поставить спектакль о коронавирусе и пандемии? Тема актуальная, наболевшая.

— Честно говоря, не хотелось бы выходить в формат чего-то свежеиспеченного. Ставить о коронавирусе — это значит делать из этого хайп. Не уверен, что это правильно, хоть это и злободневно, хоть и современно. Думаю, для начала всю эту историю нужно пережить и осмыслить.

— Как лучше всего распорядиться временем в самоизоляции? 

— Слово «самоизоляция» мне не нравится. Давайте говорить «самоуединение»! Самоуединение дает шанс подумать о себе, о своей жизни, о будущем и настоящем — вот что самое важное. Фантазируйте, думайте, обдумывайте, занимайтесь семьей.

Считаю, что всё происходящее — это новое дыхание. Сама ситуация — некое предостережение всему человечеству: чуть-чуть подумать о себе, задуматься о будущем, о настоящем, остановиться на мгновение.

AKR_0253 5
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев

— Ваша семья, наверное, обрадовалась, что вы теперь всегда дома?— Да, получилось, что у меня незапланированный отпуск. Так что всё замечательно.

— Посоветуйте напоследок, как сохранить психологическое здоровье в это сложное время? Как не поддаваться панике, не впадать в апатию? 

— Читайте больше и смотрите хорошие фильмы. Благодаря интернету можно скачать любое кино или произведение литературы, можно ходить в онлайн-музеи и на концерты, слушать потрясающую музыку в любой филармонии или оперном театре мира! Такого обилия фильмов и спектаклей в онлайне не было никогда, тем более бесплатно.

Есть замечательная программа Министерства культуры Российской Федерации «Большие гастроли», в том числе «Большие гастроли для маленьких». Многие региональные детские театры сейчас выкладывают спектакли победителей Большого детского фестиваля. Самое главное, чтобы люди не переедали. В творческом смысле, как и в гастрономическом, важно выходить из-за стола с легким чувством голода.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
6+
Маленький принц
Музыкальная сказка
1 час 40 минут, антракт
Подробнее
12+
Собака на сене
Комедия
3 часа с антрактом
Подробнее
12+
Серебряное зеркало
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа 20 минут с антрактом
Подробнее
12+
Кто сильнее
Психологический детектив
1 час 45 минут
Подробнее
16+
Свадьба Кречинского
Комедия
3 часа 30 минут, антракт
Подробнее
Последние статьи
Путин присвоил актрисе Анне Снаткиной звание заслуженной артистки России
03 февраля 2025
Артистке Московского Губернского драматического театра Анне Снаткиной присвоили звание...
Театральная среда Вадима Верника Крупным планом. Гости: Олег Савостюк и Александра Лукьянова – актеры Губернского театра
08 января 2025
Слушайте материал по ссылке...
КАРИНА АНДОЛЕНКО: «МНЕ НУЖНО ХОТЬ НЕМНОГО ВЕРИТЬ, ЧТО Я МЕНЯЮ ЭТОТ МИР»
28 декабря 2024
В фильмографии Карины Андоленко более 60 работ в самых разных жанрах, в театре –...
Драма в стиле импрессионизм: чеховская «Дама с собачкой» выходит в Московском Губернском театре
27 декабря 2024
13 февраля в Московском Губернском театре состоится премьера спектакля А. П. Чехова «Дама...
В ГУБЕРНСКОМ ГОТОВЯТ ПРЕМЬЕРУ «ДАМА С СОБАЧКОЙ»
26 декабря 2024
13-14 февраля на малой сцене Губернского театра состоятся премьерные показы спектакля...
В ТЕАТРЕ СТОЛИЦЫ СОСТОИТСЯ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ ПО РАССКАЗУ АНТОНА ЧЕХОВА
25 декабря 2024
Постановка режиссера Аллы Решетниковой с новой стороны расскажет вечную историю о двух...
Встречайте Новый год в Губернском театре
23 декабря 2024
Магия музыки и искренность сердец, – что может быть лучше в ожидании новогоднего...
Шведские спички
17 декабря 2024
Да, это вам не наш Родион Раскольников… Но и другой, Игрек, надо сказать, тоже не подарок, у него свои скелеты в шкафу. То есть нам предлагают выбрать лучшее из худшего. Ведь по правилам игры, предложенной Стриндбергом, возможны только два финала: победа сильнейшего либо гибель одного из неприглядных героев. Соединяя эти пьесы, режиссер как бы сталкивает две психологии - мужскую и женскую. Одна дуэль женская, другая мужская. И никто здесь не виноват, и каждый виноват. Это, по сути, вызов дуальности как принципу нашей реальности. Звучит непривычно, выглядит абсурдно. И не каждый зритель будет готов к такой интерпретации.
В Губернском театре показали «Кто сильнее»
17 декабря 2024
В Московском Губернском театре состоялась четвёртая премьера сезона – спектакль «Кто...
КТО СИЛЬНЕЕ. Психологический детектив
16 декабря 2024
А.Стриндберг Кто сильнее Психологический детектив 12+ Режиссер –...
В театре Сергея Безрукова показали психологический детектив
16 декабря 2024
Первые зрители увидели спектакль «Кто сильнее» В Московском Губернском театре...
​ПРЕМЬЕРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДЕТЕКТИВА СОСТОЯЛАСЬ В ТЕАТРЕ МОСКВЫ
16 декабря 2024
В Московском Губернском театре состоялась премьера психологического детектива «Кто...
Играем Стриндберга: в Московском Губернском театре прошла премьера «Кто сильнее»
13 декабря 2024
Сверкающее роскошное фойе большого зала Губернского театра разделено бордовым тяжелым...
В ГУБЕРНСКОМ ВЫЯСНЯТ «КТО СИЛЬНЕЕ?»
03 декабря 2024
13 декабря в фойе большого зала Губернского театра состоится премьера психологического...
«Без вины виноватые» появились на сцене МГТ При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
19 ноября 2024
К артистам нужно относиться бережно В Московском Губернском театре очередная громкая...
«Евгений и Татьяна — штучные люди»: в Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Мой Онегин»
19 ноября 2024
Новый неожиданный взгляд на знаменитый роман Пушкина в стихах предложила режиссер Елена...
«Без вины виноватые»: Коллективное (со)переживание
18 ноября 2024
В Губернском театре – премьера по Островскому. «Без вины виноватых» постановщица Вероника...
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент
16 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» (12+). «Чудесно. На...
ОСТРОВСКИЙ КАК СИМВОЛ, ВИНА КАК ТРАВМА
15 ноября 2024
История пьесы «Без вины виноватые» на столичной сцене достаточно богата. Припоминаются и...
«Мой Онегин» в Московском Губернском театре: взгляд Елены Черной
14 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» Постановка "Мой Онегин"...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре