Ирина Лопухина, Театральный мир № 1, 2015 г.
«…Знать, в тебе поселился привольно разножанровый месяц апрель…» «Зайка». Юрий Визбор
Слова песен Булата Окуджавы (заголовок) и Юрия Визбора (эпиграф) не выходили у меня из головы, когда после премьеры спектакля «Бесконечный апрель» по произведению Ярославы Пулинович шла из Губернского театра, хотя никаких бардовских песен ни на сцене, ни в фойе не звучало. То есть - песен было много, особенно в фойе, ещё до того, как зрители вошли в зал. Но это были песни советских композиторов, которые очень мило исполняли под баян две очаровательные девушки, как это было принято в кинотеатрах в 40– 60-ые годы. Песни – всем известные, всеми любимые, под которые самые смелые даже танцевали. Собственно, сам спектакль в фойе и начинался, потому что под эти песни проходили молодые и зрелые годы главного героя. Над головами собравшихся на растянутых верёвках бельевыми прищепками крепились многочисленные чёрно-белые фотографии из семейных альбомов - довоенных и послевоенных лет. Сейчас, в век цифровых фотокамер, изображения чаще хранят в компьютерах. Да и лампочки, гирлянды которых освещали импровизированную сцену перед входом в зал, сегодня тоже уходят в прошлое. Время летит стремительно, а старые вещи, с которыми порой так жаль расставаться, то и дело напоминают нам о детстве, об ушедших родственниках, об очередном юбилее, в который как будто из этого детства и шагнул…
Так же стремительно, всего за час с небольшим, пролетит перед нами и жизнь главного героя пьесы Вени (Андрей Ильин), прожившего вместе со страной почти целый век - с 1912 по 2010 гг. Несколько поколений одной семьи промелькнут в, казалось бы, неспешном ритме, в стенах одной и той же питерской квартиры, которая вместе со своими обитателями переживёт революцию, военную блокаду и многочисленные перипетии до- и постперестроечного времени. По одним радиоприёмникам, накопившимся в ней, можно писать историю страны, а ведь таких предметов в её интерьере будет немало. Реквизит к спектаклю любезно помогали собрать сами зрители. Щемящая ностальгия невольно пронзает сердце, когда видишь на стене отметки о замере роста главного героя, настенный календарь теперь уже «прошлого века», разную домашнюю утварь, которой сегодня уже нет на прилавках магазинов, но которую помнят многие, а иные бережно хранят по сей день даже в нерабочем состоянии.
Так и актёры не меняются, переходя от детства к юности, затем – к зрелости и к старости. Никто не накладывает возрастной грим, изменяя лишь манеру разговора и сценические движения – совсем как в жизни, когда пожилые люди рассказывают о своей молодости.
Судьба Вениамина – судьба многих в нашей стране – не героев, совершивших подвиг или вершивших собственную судьбу наперекор или вопреки обстоятельствам. Скорее, судьба испытывала героя Андрея Ильина, словно склоняя по падежам, с предлогами и без. И не столько судьба личная, сколько судьба страны, которую он прожил трудно, но достойно, словно плывя по течению. Интеллигентный, ранимый, тонкий, не честолюбивый, но честный человек. Хотя и ему, наверное, не раз риходилось делать выбор: отдать свою хлебную пайку умирающему от голода ребёнку; отпустить жену к другому, оставив себе дочь; простить измену – да много всякого было на его веку, через что он проходил достойно. Всё самое главное случалось у него в апреле - так уж решила судьба…
И любовь в его жизни случилась - пусть не такая, как могла бы, но зато материнская согревала его всю жизнь. Несмотря на все сомнения о правильности прожитой жизни, которые мучают героя в старости, остаётся твёрдая уверенность, что всё было не зря и не бесполезно. Даже те непростые отношения, которые складываются с дочерью, всё-таки озарены любовью и заботой, а реакция внучки, прикоснувшейся к миру своего деда, делает финал спектакля светлым и оптимистичным, оставляя надежду на крепость и преемственность поколений, без которых ни одна страна не имеет будущего.
Спектакль с уверенностью можно рекомендовать для семейного просмотра. Малая сцена Губернского театра, как и обещал художественный руководитель Сергей Безруков, стала местом экспериментов для молодых авторов. Жанр драматической импровизации, в котором осуществила свою постановку Анна Горушкина, - смело можно назвать удачным началом. И поскольку зрители в этом зале будут сидеть прямо на сцене, в той самой квартире, где пройдёт вся жизнь главного героя, убедиться в моих словах нетрудно. Так что приходите в гости! От метро Кузьминки совсем близко. В Санкт-Петербург ехать не надо, хотя таких квартир там и сегодня немало…