Анастасия Канашина, «Сургутская трибуна», 9.09.2015.
Фото Алексея Андронова
Сургут в рамках федеральной программы «Большие гастроли» посетил Московский губернский театр. Вниманию сургутян были представлены четыре спектакля: «Книга джунглей. Маугли», «Прекрасное далеко», «Нашла коса на камень» и «Сирано де Бержерак». Главные роли исполняли известные актеры Дмитрий Дюжев, Григорий Фирсов, Сергей Безруков, а также молодые артисты, уже известные по работам в проектах «Молодежка» и «Реальные пацаны» – Александр Соколовский и Антон Богданов.
Московский Губернский театр существует всего два года, но под руководством Сергея Безрукова за это время было создано уже 12 новых постановок.
– Практика показывает, что театральный коллектив в силах выпустить в сезон максимум пять премьер. В первый год существования театра под руководством Сергея Безрукова мы создали восемь спектаклей. Это был чрезвычайно напряженный и плодотворный год для творческого коллектива. Очень многое зависит от отношения художественного руководителя к актерам и к самому себе. В нашем случае требования очень высокие, – рассказала «Сургутской трибуне» помощник руководителя театра, литературный критик Ольга Галахова.
Среди постановок театра, большая часть которых по произведениям классиков, особую нишу занимают детские постановки и спектакли для незрячих людей, с тифлокомментированием.
Ради детской улыбки
Сами актеры говорят, что работать над детскими спектаклями зачастую сложнее, чем над постановкой для старшего поколения. Это не только красочные декорации и красивые костюмы, но и качественная работа актеров.
– Например, работа над спектаклем «Книга джунглей» была очень сложной, серьезной. Зато постановка стала очень успешной, настоящий блокбастер. Все актеры практически ежедневно на протяжении двух месяцев занимались пластикой, изучили огромное количество танцевальных направлений, которые использовались в спектакле. Представляете, мне 55 лет, а я, благодаря роли в спектакле, умею танцевать хип-хоп и другие молодежные направления, – поделился заслуженный артист РФ Григорий Фирсов.
Не для инвалидов, а для всех
Директор Губернского театра Лариса Вильясте отметила, что одна из целей руководства и творческой группы – предоставить возможность всем слоям населения смотреть и слушать спектакли. Сегодня Московский губернский театр единственный в России, адаптированный для назрячих и слабовидящих людей. Для этих особенных посетителей в театре есть тифлокомментирование. Это не просто аудиозапись спектакля, это объяснение незрячим людям того, что происходит на сцене в момент пауз.
– В основном тифлокомментирование практикуется в Англии и Америке. В Англии 40 театров с такой функцией. И когда мы поняли, что в наших силах обеспечить незрячих людей возможностью полноценного посещения театра, мы это сделали, – рассказала Ольга Галахова.
Всего в России около 25 специалистов, которые владеют навыками тифлокомментирования. В скромное количество людей, обладающих такой необычной профессией, входит и актриса театра Ирина Безрукова.
– Объяснить слепому человеку, что происходит на сцене, не так-то просто. Приходит незрячий человек, ему выдается небольшой наушник и небольшая рация. Когда актеры делают паузы, когда падают предметы, начинаются драки, кто-то фехтует, кто-то кого-то целует – слепой, естественно, увидеть этого не может, а только догадывается о том, что происходит на сцене. Между репликами мы комментируем то, что происходит на сцене. Между тем, делать это нужно предельно аккуратно. Например, нельзя слепому во время паузы сказать «Пожар», если на сцене развивается такое действие. Он может воспринять это как предупреждение, испугаться, – рассказала Ольга Галахова.
На сцену с удовольствием
Александр Соколовский, молодой, но уже известный актер по ролям в сериалах, до момента работы в Московском губернском театре видел себя только в кино. В театр его пригласил сам Безруков. И выход на театральную сцену подарил Александру Соколовскому совершенно другое мироощущение.
– Ты понимаешь, что театр – это искусство живое, в отличие от кинематографа, потому что в кино ты никогда не почувствуешь отдачи, – рассказал Александр Соколовский. – А именно это заставляет меня каждый раз выходить на сцену с огромным удовольствием и желанием в сердце.
На гастроли – с поддержкой государства
Отметим, что путешествие в Югру – это первые действительно большие гастроли Губернского театра, которые состоялись благодаря одноименной программе. До этого актеры совершали турне только по Московской области. Директор театра Лариса Вильясте отметила, что вывезти театр на гастроли без поддержки государства практически невозможно. Отметим, театр Сергея Безрукова сейчас путешествует в составе 106 человек, а декорации перевозятся в двух 13-тонных фурах.
– После развала Советского Союза гастрольная деятельность была под ноль разрушена, и это событие очень сильно исказило театральную карту страны. Тот факт, что театры не могут выезжать по городам России со спектаклями из-за постоянной нехватки денег, серьезным образом отражается на их художественном уровне. Зрители привыкают к актерам, и наоборот, нет стремлений – нет роста. Гастроли дают возможность рисковать, меняться, экспериментировать – это очень важно для развития театра, – рассказала Ольга Галахова. – Гастроли в разные уголки страны стали возможны благодаря поддержке Министерства культуры и программе «Большие гастроли».
Что не удивительно, в Сургуте билеты на спектакли театра Безрукова, стоимость которых достигала 4,5 тысячи рублей, раскупили очень быстро. Что ни постановка, то аншлаг. В городском департаменте культуры уже думают о дальнейшем сотрудничестве с Московским Губернским театром.
– Сургут всегда настроен на сотрудничество, которое предполагает системный подход. Например, гастроли того или иного театра раз в определенный период времени. Но это должен быть обоюдный процесс. Мы должны понимать, что в одностороннем порядке мы финансово не потянем такие масштабные гастроли. Чего стоит привезти одни только декорации – две 13-тонные фуры, – отметила директор департамента культуры, молодежной политики и спорта Сургута Галина Грищенкова.
Материал на сайте издания