«Свадьба Кречинского»: от фарса к трагедии: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

«Свадьба Кречинского»: от фарса к трагедии

11 ноября 2016
Светлана Кочерина, «Ревизор.ру», 11.11.2016.

В Губернском театре режиссер Гульнара Галавинская поставила спектакль по пьесам Александра Сухово-Кобылина

393294fwq
39323jnaa
Фото Анны Коонен

В спектакле «Свадьба Кречинского» Хабаров не пытается оправдать своего персонажа, сделать из него положительного героя, легкомысленного, обаятельного авантюриста, заигравшегося игрока, в сущности, неплохого и совестливого человека, умеющего любить, как изобразил его, к примеру, Виталий Соломин. Кречинский Хабарова – страстный игрок, от начала до конца. Жесткий, циничный, страшный, воспринимающий людей всего лишь как средства для достижения цели. Он жалеет их не более чем карточную колоду или шарик в рулетке. При этом его эмоциональность, харизматичность, энергичность заставляют влюбляться в него, подчиняться ему.

Его первое появление на сцене – как будто вихрь, вовлекающий в движение все вокруг, меняющий людей и пространство. Он врывается в сонную гостиную в развевающемся плаще, похожий на супергероя из российских боевиков, принося с собой ветер, тревожный свет и новую музыку (рэп после романсов и оперных арий, царящих в доме Муромских). Он тореадор, сражающийся с судьбой, танцующий на грани между жизнью и смертью. И для создания образа режиссер вручает Кречинскому, дарящему Петру Константиновичу бычка, алый шарф, завораживающий зрителей.

И в этот момент сценическое пространство, придуманное художником Евгенией Шутиной, – неизменный весь спектакль полукруг с дверями, – изящная овальная гостиной в стиле гламурного рококо, вдруг начинает казаться то ареной, где игрок-тореро либо будет повержен, либо добудет себе славу и деньги, то строгим концертным залом с черным роялем посередине. Но опустится сумрак, и сцена словно сожмется до размера темной и убогой комнатушки-берлоги из криминального детектива, сочиняемого Кречинским и Расплюевым. И снова сцена преображается – для семейного праздника, для помолвки с Лидочкой – в стилистике, более подходящей для роскошного казино: лилово-синий изысканный полумрак, сверкающие хрустальные люстры, пушистые ковры, кадки с деревьями, оркестр на балконе. И центр – вращающийся круг, ассоциирующийся и с колесом рулетки, и с крутящимся барабаном телевизионных шоу вроде «Поле чудес» или «Что? Где? Когда?». Мир, в котором так комфортно и интересно Кречинскому. Где он чувствует себя победителем.

И, наконец, сценография второго действия – темное, пустое, бесприютное пространство, распахнутые двери, через которые врывается ослепительный ледяной свет и ветер. Странное пространство, не живое. Не персонажи, а силуэты, бесстрастные призраки. Там царствуют только канцелярские столы, которые, как гремящие костяшки домино, складываются в причудливые фигуры, перемещаются в головоломке, норовят сжать и раздавить живого человека. Наглядная аллегория бюрократической судебной системы – как механизма, перемалывающего таких людей, как Лидочка Муромская и ее отец.

Практически все постановки Гульнары Галавинской пронизаны музыкой. В «Свадьбе Кречинского» каждая мелодия играет свою роль, добавляет необходимый эмоциональный оттенок. В первом действии чередуются трогательные старомодные романсы Лидочки («Ах, не забыть мне вас, дивные очи!», музыка «Pink Floyd», ария Дивы из фильма «Пятый элемент», мотив куплетов Эскамильо из оперы «Кармен», ноктюрн Шопенав исполнении Антона Хабарова и ария из оперы «Фауст». В конце первого действия на сцене, в качестве приглашенных Кречинским музыкантов, появляется весь Губернаторский оркестр Московской области (главный дирижер Сергей Пащенко). И затем весь антракт в фойе звучит живая музыка. Под звуки флейты, кларнета, саксофона, валторны, трубы, тромбонов и гитар танцуют пары. И именно после этой музыкальной гармонии так страшно обрушивается на зрителей бездушная, механическая звуковая какофония второго действия… Как будто мы сами только что веселились на празднике Кречинского, и вдруг весь мир в одночасье разрушился.

39327hybb
Фото Анны Коонен

Режиссеры редко обращаются ко второй и третьей части трилогии Сухово-Кобылина, выбирая обычно первую, комедийную часть о Кречинском. Или же выбирают их для отдельной, самостоятельной постановки. В Губернском театре удалось органично соединить первую и вторую пьесу, так, чтобы как будто подчеркнуть гоголевскую природу текста, услышать философско-литературную «музыку» «Ревизора» – от вполне реалистичного анекдота, изложенного с хлестаковской «легкостью необыкновенной» до жуткой и фантасмагорической немой сцены, где персонажи застывают как статуи. Таким развернутым эпилогом, отсылающим нас и к «Шинели» Гоголя, и к «Процессу» Кафки, становится драма «Дело» в постановке Галавинской, страшный финал вполне обыкновенной истории.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
На всякого мудреца довольно простоты
Комедия
3 часа 40 минут с антрактом
Подробнее
16+
Сорок первый
Драма
1 час 20 минут
Подробнее
6+
Кентервильское привидение
Сказка
1 час 20 минут
Подробнее
6+
Жили-были Пёс и Волк
Сказка
1 час
Подробнее
6+
Территория музыки
Концертная программа
2 часа с антрактом
Подробнее
Последние статьи
«Вы все — мои дети. Потому что я люблю вас»
24 сентября 2025
18-19 сентября на большой сцене Губернского театра состоялась премьера спектакля «Старший...
От бытового анекдота до библейской притчи: премьера в Московском Губернском театре
22 сентября 2025
Начало театрального сезона в Москве изобилует множеством ярких премьер, и Московский...
"Старший сын" Вампилова в Губернском театре напоминает, чего отчаянно не хватает современному театру
22 сентября 2025
"Старший сын" Вампилова в Губернском театре напоминает о важности сопереживания ...
«Старший сын» - премьера в Московском Губернском театре
21 сентября 2025
Московский Губернский театр  открыл  новый сезон   постановкой   «Старший сын» по пьесе...
Афера по-советски: в Губернском театре поселился «Старший сын»
20 сентября 2025
Сергей Безруков открыл сезон знаменитой пьесой Александра Вампилова. ...
В московском Губернском театре – премьера "Старшего сына"
18 сентября 2025
Сегодня в театре дают комедию по знаменитой пьесе Александра Вампилова. История...
На сцене Московского губернского театра состоялась премьера спектакля «Старший сын»
18 сентября 2025
О том, как важно слушать и слышать близких. Большая премьера на сцене Московского...
Премьеру спектакля "Старший сын" представили в Московском Губернском театре
18 сентября 2025
Пьеса Александра Вампилова превращается в философскую притчу о человечности и...
Новый миф о Дон Жуане представили в Московском Губернском театре
18 марта 2025
В праздничные дни марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Дон...
Кто обнимет небо: премьера «Дон Жуан. Новый миф» прошла в Московском Губернском театре
17 марта 2025
Премьера «Дон Жуан. Новый миф» по пьесе Жана-Батиста Мольера состоялась на сцене...
Антон Хабаров: «Мне точно уже не интересно просто играть красавчика»
14 марта 2025
В дни, когда страна отмечала женский праздник, Московский Губернский театр порадовал...
«Дон Жуан»: Новый миф родился в Губернском театре
14 марта 2025
Острохарактерные герои, резкая смена тональности и раскрытие идей Мольера. 8 марта в...
СОБЛАЗНИТЬ СМЕРТЬ И ОБРЕСТИ ПОКОЙ
13 марта 2025
ПРЕМЬЕРА «ДОН ЖУАН. НОВЫЙ МИФ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ 8 марта Губернский театр...
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре (16+)
12 марта 2025
«Мы показали две энергии – грешного, заблудшего и несчастного персонажа, и доброго,...
Бросая вызов морали и небесам
12 марта 2025
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» Московский Губернский театр представил...
Рецензия на спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025) в Губернском театре: как обнять небо
12 марта 2025
8 марта 2025 года на сцене Губернского театра в Москве состоялась премьера...
Небо в алмазах
11 марта 2025
На сцене Московского Губернского театра премьера – спектакль "Дон Жуан. Новый миф" по...
Танцы со смертью: Антон Хабаров сыграл Дон Жуана в комедии Мольера
11 марта 2025
Главную роль в постановке по комедии Мольера «Дон Жуан» режиссер Максим Меламедов...
АНТОН ХАБАРОВ: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»
10 марта 2025
— Я тут подумал: если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь....
«Дон Жуан. Новый миф» Губернского театра
10 марта 2025
В праздничные дни москвичей ждала премьера Губернского театра «Дон Жуан. Новый миф»....
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре