Театр и революция: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Театр и революция

11 октября 2017
Известия, 11. 10. 2017

Народный артист России Сергей Безруков — о необходимости осмысления событий 1917 года через искусство


Совсем скоро исполнится 100 лет с тех пор, как произошла Октябрьская революция — событие знаковое и противоречивое. Помню, в детстве это был большой народный праздник, тогда революцию называли Великой. Сейчас по понятным причинам употребить этот эпитет по отношению к тем событиям язык не повернется. Ее именуют, как правило, октябрьским переворотом. Но одного у этой революции не отнять — она навсегда изменила вектор развития нашей страны, уклад русской жизни и, пожалуй, на долгие десятилетия изменила саму нашу ментальность.

В этом смысле Октябрь 1917 года — несомненно, великое событие, хотя и со знаком минус. Это был страшный экзамен и огромный урок для России. И я не уверен, что этот урок нами выучен и все необходимые выводы сделаны. На наших глазах один за другим происходят революции-перевороты, ввергая людей в гражданские войны, разрушая экономику и, что еще страшнее, — нравственность, духовные ценности, взаимоотношения между целыми народами. Столетие революции — хороший повод заново, обладая новейшими фактами и знаниями, осмыслить этот исторический отрезок и сделать выводы, чтобы не пришлось учить этот урок заново.

Театр, искусство — один из способов, который человечество с давних времен использует для осмысления самых разных проблем, от личных до государственных и даже общечеловеческих. Поэтому не удивительно, что в афишах театров сейчас появляются произведения о событиях тех лет. Мы в Губернском театре, как и многие, ждали 2017 год с некоторым волнением: история часто идет по спирали, а иногда повторяется. И тем важнее накануне столетней годовщины предложить художественное осмысление революции. Нужны новые пьесы — взгляд нас, сегодняшних, на ту эпоху.

Молодые драматурги, к сожалению, стараются обходить эту тему, потому что она сложная, не знаешь, как отзовется, а театры, если и ставят что-то, то используют классику. Поэтому осенью прошлого года мы провели творческую лабораторию «Возрождение. Накануне 1916–2016», и она показала, что современные авторы, готовые поразмышлять на эту тему, всё же есть. Так, финалист конкурса Владимир Зуев написал пьесу «Восемь», которая теперь будет поставлена на сцене нашего театра. В конце октября мы сыграем премьеру. Спектакль повествует о последних днях жизни великой княгини Елизаветы Федоровны, других членов дома Романовых и их близких, которых большевики, опасаясь прихода белых, отправляют из Екатеринбурга в город Алапаевск.

Это камерная история: режиссер Анна Горушкина специально выбрала для спектакля максимально скромное пространство, чтобы не осталось места для ненужного пафоса, которого, возможно, ожидают от постановки, приуроченной к 100-летию революции. Нам важна именно человеческая история: предельно искренняя, рассказанная глаза в глаза. Чтобы зрители и актеры буквально оказались за соседними партами в школьном классе, который, кстати, стал последним местом жизни для членов царской семьи, их тюрьмой. Чтобы этот трагический урок стал для нас общим.

Убежден, что переосмысление таких поворотных исторических событий должно стать задачей не только и не столько историков, сколько творческих людей. Инструменты первых слишком сухи. Они оперируют цифрами: сколько погибло, сколько разрушено, какие потери в экономике. Искусство оперирует более тонкими категориями, ее главный предмет — душа человека. Что происходит с людьми в моменты таких глобальных исторических катастроф? Ведь после любой революции происходит не только смена власти, но и идеологии, за которой неизбежно начинается гражданская война. Вот что самое страшное — когда сын идет на отца, брат на брата. Всё переворачивается вверх дном, вопреки логике, вопреки человечности, а следом вырастают поколения холодных, безнравственных людей.

Именно эта тема волновала нас прежде всего, когда театр брал к постановке пьесу «Восемь», и именно это было бы важно увидеть лично мне как зрителю в многочисленных «юбилейных» спектаклях и фильмах о той эпохе. Помните, как у Достоевского? Никакая высшая гармония не стоит слезинки замученного ребенка. Кто бы, например, мог подумать, что спустя 70 лет после окончания Второй мировой в Европе будут маршировать колонны нацистов? Неужели Европа всё забыла?

Что делать, чтобы не наступить на исторические грабли? Прежде всего — помнить. Это непросто. Потому что историю часто переписывают, перекраивают. И еще потому, что память о войнах выводит нас из зоны комфорта. Это нормальное свойство человеческой психики — отбрасывать плохое. Но в результате через несколько поколений о трагедиях можно вовсе забыть. И искусство, фильмы, картины, пьесы, спектакли на историческую тему — это, на мой взгляд, лучший способ сделать так, чтобы память не исчезла.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
6+
Книга джунглей. Маугли
Приключения
2 часа, антракт
Подробнее
16+
Скамейка
Лирическая комедия
1 час 30 минут
Подробнее
16+
Сорок первый
Драма
1 час 30 минут
Подробнее
12+
На всякого мудреца довольно простоты
Комедия
3 часа 20 минут с антрактом
Подробнее
12+
Семейная картина
Комедия
1 час 20 минут
Подробнее
Последние статьи
Театральная среда Вадима Верника Крупным планом. Гости: Олег Савостюк и Александра Лукьянова – актеры Губернского театра
08 января 2025
Слушайте материал по ссылке...
КАРИНА АНДОЛЕНКО: «МНЕ НУЖНО ХОТЬ НЕМНОГО ВЕРИТЬ, ЧТО Я МЕНЯЮ ЭТОТ МИР»
28 декабря 2024
В фильмографии Карины Андоленко более 60 работ в самых разных жанрах, в театре –...
Драма в стиле импрессионизм: чеховская «Дама с собачкой» выходит в Московском Губернском театре
27 декабря 2024
13 февраля в Московском Губернском театре состоится премьера спектакля А. П. Чехова «Дама...
В ГУБЕРНСКОМ ГОТОВЯТ ПРЕМЬЕРУ «ДАМА С СОБАЧКОЙ»
26 декабря 2024
13-14 февраля на малой сцене Губернского театра состоятся премьерные показы спектакля...
В ТЕАТРЕ СТОЛИЦЫ СОСТОИТСЯ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ ПО РАССКАЗУ АНТОНА ЧЕХОВА
25 декабря 2024
Постановка режиссера Аллы Решетниковой с новой стороны расскажет вечную историю о двух...
Встречайте Новый год в Губернском театре
23 декабря 2024
Магия музыки и искренность сердец, – что может быть лучше в ожидании новогоднего...
Шведские спички
17 декабря 2024
Да, это вам не наш Родион Раскольников… Но и другой, Игрек, надо сказать, тоже не подарок, у него свои скелеты в шкафу. То есть нам предлагают выбрать лучшее из худшего. Ведь по правилам игры, предложенной Стриндбергом, возможны только два финала: победа сильнейшего либо гибель одного из неприглядных героев. Соединяя эти пьесы, режиссер как бы сталкивает две психологии - мужскую и женскую. Одна дуэль женская, другая мужская. И никто здесь не виноват, и каждый виноват. Это, по сути, вызов дуальности как принципу нашей реальности. Звучит непривычно, выглядит абсурдно. И не каждый зритель будет готов к такой интерпретации.
В Губернском театре показали «Кто сильнее»
17 декабря 2024
В Московском Губернском театре состоялась четвёртая премьера сезона – спектакль «Кто...
КТО СИЛЬНЕЕ. Психологический детектив
16 декабря 2024
А.Стриндберг Кто сильнее Психологический детектив 12+ Режиссер –...
В театре Сергея Безрукова показали психологический детектив
16 декабря 2024
Первые зрители увидели спектакль «Кто сильнее» В Московском Губернском театре...
​ПРЕМЬЕРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДЕТЕКТИВА СОСТОЯЛАСЬ В ТЕАТРЕ МОСКВЫ
16 декабря 2024
В Московском Губернском театре состоялась премьера психологического детектива «Кто...
Играем Стриндберга: в Московском Губернском театре прошла премьера «Кто сильнее»
13 декабря 2024
Сверкающее роскошное фойе большого зала Губернского театра разделено бордовым тяжелым...
В ГУБЕРНСКОМ ВЫЯСНЯТ «КТО СИЛЬНЕЕ?»
03 декабря 2024
13 декабря в фойе большого зала Губернского театра состоится премьера психологического...
«Без вины виноватые» появились на сцене МГТ При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
19 ноября 2024
К артистам нужно относиться бережно В Московском Губернском театре очередная громкая...
«Евгений и Татьяна — штучные люди»: в Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Мой Онегин»
19 ноября 2024
Новый неожиданный взгляд на знаменитый роман Пушкина в стихах предложила режиссер Елена...
«Без вины виноватые»: Коллективное (со)переживание
18 ноября 2024
В Губернском театре – премьера по Островскому. «Без вины виноватых» постановщица Вероника...
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент
16 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» (12+). «Чудесно. На...
ОСТРОВСКИЙ КАК СИМВОЛ, ВИНА КАК ТРАВМА
15 ноября 2024
История пьесы «Без вины виноватые» на столичной сцене достаточно богата. Припоминаются и...
«Мой Онегин» в Московском Губернском театре: взгляд Елены Черной
14 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» Постановка "Мой Онегин"...
В СТОЛИЧНОМ ТЕАТРЕ ПРЕДСТАВИЛИ ПРЕМЬЕРУ ПО РОМАНУ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА
14 ноября 2024
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент, соединивший в одной постановке драму и...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре