25 апреля в Московском Губернском театре под руководством Сергея Безрукова прошла премьера спектакля «Прекрасное Далеко» по пьесе Данилы Привалова. Режиссером постановки стал недавний выпускник ГИТИСа Павел Артемьев.
Это ранимая и трогательная «фантазия в двух частях», как саму постановку называют создатели. На сцене всего шесть персонажей. Они совершенно разные, у каждого своя судьба, характер и история. Но история каждого давно осталась в прошлом. Сейчас они все в раю, или только думают, что это рай. Они – мечтающие о Свободе ангелы, причем «Свободой» они именуют свою прошлую жизнь с влюбленностями, службой в армии, вечерними прогулками с любимой девушкой и взаимопониманием с родителями… Герои так и говорят: «там, на Свободе» или «когда я был свободным».
Каждый чает в душе надежду вновь очутиться в прошлом и доделать то, что не успел тогда.
В этом спектакле любой зритель найдет что-то про себя самого, здесь и добрый юмор, и повседневная боль, и то ради чего мы все живем. Спектакль о Боге, о душе, о Любви...
Во время просмотра смех в зале то и дело сменялся всхлипываниями и наворачивающимися на глаза слезами. Не скрывали своих эмоций и приглашенные в этот вечер на премьеру актеры Елена Плаксина и Станислав Дужников.
После премьеры художественный руководитель театра признался, что именно такой реакции он и ожидал от зрителей.
- Эту пьесу я прочел четыре года назад, - рассказал Безруков в эксклюзивном интервью нашему корреспонденту. - Тогда еще я не был руководителем этого театра и очень хотел снимать по ней фильм. И, скажу, что желания этого я не оставляю до сих пор. Но, когда я возглавил театр, то мне захотелось, чтобы у нас шел спектакль по этой пьесе. Конечно, я пошагово контролировал весь процесс, но всех актеров на роли утверждал лично Паша Артемьев. Искренне хотелось бы, чтобы таких режиссеров было побольше.
- Сергей, а для новых спектаклей уже есть интересные идеи?
- В моей «копилке» их очень много, но я стараюсь о них не рассказывать, потому как, считаю, что о таких вещах важно помалкивать. Нужно их реализовывать, а не говорить о них, и самое важное, чтобы они потом дошли до зрителя. Что касается спектаклей, которые мы уже поставили на сцене театра, то для меня они - жемчужины. Первый из них «Нашла коса на камень» прошел с губернским размахом. Потом была замечательная постановка «Первое второе пришествие» Сергея Пускепалиса, теперь «Прекрасное далеко». Впереди у нас Анна Горушкина со спектаклем «Бесконечный апрель» по пьесе Ярославы Пулинович. Далее вновь дам возможность молодым режиссерам проявить себя. Есть ребята, которые уже делают очень хорошую молодежную постановку. Но пока не буду говорить, что именно. Потом буду заниматься детскими спектаклями, а, начиная с января следующего года пойдут серьезные проекты уже на большую сцену. Выйдет у нас и музыкальный спектакль.
- Вы не раз упомянули, что даете дорогу молодым. Чем это обусловлено?
- Они достойны этого, молоды, талантливы. Например, Павел – замечательный режиссер. Такие ребята сами ставят на сцене пьесы про них, и работы получаются настолько искренними и трогательными. Когда актер играет своих сверстников, это создает особое впечатление от спектакля. Как в пьесе «Прекрасное Далеко», где все исполнители практически ровесники своих героев.
Когда мы говорим о культуре, то в первую очередь под этим надо понимать воспитание подрастающего поколения. Людей моего возраста и особенно возраста наших отцов иначе воспитывали и обучали в школе. Они еще были приучены читать.
А сейчас это скорее обрывки информации, причем не всегда качественной, которая заменяет книги. Называть это культурой невозможно. А ведь именно культура несет те самые национальные идеи и ощущение родины – того слова, которое сейчас опошлено и даже является ругательным. Ощущение родины, страны, в которой ты живешь, единение народа - это все те необходимые темы, которые поднимает искусство в любые времена. То, что происходит в душе человека, описано в произведениях великих классиков. Любой спектакль даже самой необычной формы все равно должен нести смысл. Вот и моему театру нужны именно такие спектакли, со смыслом.
- На каких темах вы сами стараетесь сделать акцент в постановках Губернского театра?
- Хочу ответить на этот вопрос на примере «Нашла коса на камень». Это спектакль-праздник, тем не менее, речь в нем идет о любви и деньгах, о богатстве и бедности. Это яркий праздник, но со смыслом: возможна ли любовь там, где царит выгода? Можно ли сохранить человеческое лицо там, где все покупается и подается? Ведь можно же! И есть такие люди. Да, это единицы. Но давайте будем брать пример с хорошего.
Еще один спектакль «Первое второе пришествие» с глубочайшим философским смыслом и евангельским подтекстом, он адаптированный, современный, но с замечательной историей, которая необходимая в наше время.
- В нашем разговоре вы уже не раз говорите о том, что в постановках особое место отводится религиозному подтексту. Он идет лейтмотивом через несколько постановок Губернского театра. Чем лично для вас является религия?
- Религия – это понятие абстрактное, и разговор о Боге может быть абстрактным. Так уж получается, что в нашем современном мире у всех разные боги. За себя отвечу словами своего героя Иешуа Га-Ноцри: «Бог один, в него я верю».
Подобные темы всегда были близки человеку, это путь к некоему объединению. Разговор о душе человеческой - это самое главное, нравственный язык еще никто не отменял.
- Сергей, вы очень много говорите о театре, о кино же ни слово. Позвольте узнать, над какими киноролями вы сейчас работаете? Вы где-то снимаетесь в настоящее время?
- Я сейчас очень плотно занят в театре, поэтому я отменил очень много проектов, связанных с кино. Это к вопросу о том, что мы выбираем в своей жизни. По осени, когда я репетировал «Нашла коса на камень», я отменил один из серьезных европейских проектов. Я просто не мог разорваться.
Из последнего я снялся в картине «Прошлым летом в Чулимске» по пьесе Вампилова. Я играл в пьесах этого автора, и очень рад, что по телевидению начали показывать классику.
Про будущие работы пока промолчу, сейчас основную свою деятельность я связываю с театром.