Газета «Культура» Москва
В Губернском театре в середине сентября наступила «Весна». Оно и понятно, ведь за дело взялась молодежь.
В качестве постановщиков — актеры местной труппы Евгений Гомоной и Степан Куликов. На режиссерский дебют их сподвигли три рассказа Михаила Задорнова. «Первый тамбур», «Замечательный день», «Молодые» — как март, апрель и май. «Весна! Люди весело прыгают через первые ручьи, бегущие поперек тротуаров, заслоняются сумками и портфелями от проезжающих мимо автомашин. На дверях почти всех домов повесили объявления, что скоро дадут горячую воду, которую на неделю отключили в начале зимы». Даже в лирических рассказах чувствуется рука сатирика.
Главный герой Юра (Александр Соколовский) — молодой мечтатель, загнанный в узкую колею ежедневной рутины. Каждый день он едва успевает запрыгнуть в первый тамбур электрички, чтобы успеть на работу. И уже два года ежедневно встречает там девушку (Елена Киркова), с которой не решается познакомиться. Она держит себя гордо, будто не замечая давки, и читает романы.
А что, если спросить: «Извините, но я не понял: судьи признали его виновным или нет?» И вдруг незнакомка согласится, чтобы Юра проводил ее? А может, дождаться девушку после работы? И завертелось! Совместная командировка, свадьба, развод и снова вместе — счастливая старость. «Весна» — это полтора часа романтической фантазии. На сцене-перроне обратный отсчет ведет электронный циферблат. На часах 00.00 — время очнуться и обнаружить себя в битком набитом первом тамбуре и, может быть, все-таки спросить: признали судьи его виновным или нет?
«Весна» — спектакль стремительный, как и любая фантазия. Рассказ героя прерывают то пластические зарисовки, то видеоролики, где Юра представляет себя героем Лениных (в мечте именно так зовут незнакомку) романов: сбегает от революционного трибунала или побеждает главного злодея в лучших традициях индийского кино. Кстати, спектакли по рассказам Задорнова уже ставились в Риге и Минске — при содействии автора. И здесь без участия Михаила Николаевича не обошлось. Он то и дело появляется на экране — наблюдает за своим героем, читает текст и лукаво улыбается. «В Москве рассказы о любви никому не нужны. Там ставят депрессуху и чернуху», — сетовал еще пару лет назад автор. И все-таки нашлась сцена, где актеры и зрители радуются «Весне».