Екатерина Винокуршина, Информационный интернет-портал Ревизор.ру, 27. 04. 2017
Фото Ксении Угольниковой
22 апреля, 7 и 26 мая Московский Губернский театр представляет новую постановку – комедию-притчу “Урожай”.
Она создана по пьесе, написанной в ноябре 2007 года известным белорусским драматургом Павлом Пряжко, обладателем премии “Золотая маска”, одним из самых ярких представителей “новой драмы”. Режиссер спектакля – Павел Артемьев, подаривший московскому ТЮЗу “Четвероногую ворону” (2013 год) и поставивший в МТД “Прекрасное далеко” (2014 год).
Чем хороши комедии? Они легко и быстро смотрятся, они веселы и изящны, а главное (что особенно важно для автора) – их можно насытить сарказмами. Еще в XIX веке Михаил Юрьевич Лермонтов заметил: “Все это было бы смешно,/ Когда бы не было так грустно”. И ведь зрил в корень. Уже неоднократно доказано: чем смешнее нам во время прочтения книги, просмотре фильма или спектакля, тем печальнее потом, когда приходит пора осознавать усвоенное. Чего только стоит комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” или “Ревизор” Николая Васильевича Гоголя?! У последнего так вообще смех был единственным положительным героем.
Вот и с “Урожаем” идентичная ситуация. На протяжении всех полутора с лишним часов зал хохочет, не умолкая. Не успеваешь даже передохнуть между волнами смеха, которые накатывают одна за другой. Однако потом вспоминаешь реплики героев, их действия, взгляды, и невольно возникают не самые приятные ассоциации, аллюзии на которые были умело спрятаны в спектакле как мелочь по карманам джинсов. В этой постановке каждый найдет что-то свое, каждый поймет спектакль “Урожай” по-своему. Неизменным останется лишь главная идея, заложенная еще в одноименной пьесе – изображение героев нашего времени, поиск образа сегодняшнего человека.
Начну с анализа фабулы “Урожая”. Четверо молодых людей собирают яблоки в саду. Один из них (Валерий – Даниил Иванов) говорит, что перед ними особый сорт – “Золотой ранет” – эти яблоки сейчас невкусные, а после того, как пролежат зиму в ящиках, станут невероятно сочными и сладкими. Ребята (Ира – Полина Галкина, Люба – Александрина Питиримова и Егор – Андрей Исаенков) верят другу и поддерживают его желание складывать яблоки очень аккуратно. Битое яблоко начнет гнить, от одного гниль распространится на остальные яблоки, тогда капут всему урожаю. Открытыми остаются два вопроса: действительно ли это яблоки сорта “Золотой ранет” и действительно ли их ни в коем случае нельзя бить? Но эти вопросы задают себе зрители, героев постановки они мало волнуют. Верят “вожаку” на слова и делают все, как он скажет. И откуда только у Валеры власть и такое влияние на друзей?
Дальше интересней! Одну за другой четверка терпит неудачи. Одного жалит пчела, другой попадает себе по пальцам молотком, третья ломает об одно из яблок зуб, а четвертая начинает задыхаться. По сути, вообще не ясно, зачем герои собирают яблоки? В спектакле ничего не сказано о награде, которая их после сбора этого урожая ждет, плюс ребята не знают, насколько вкусны сами яблоки. Трое из них даже не пытаются проверить слова Валеры.
Единственной желающей оказывается Люба, но, ломая зуб, вспоминает, что у нее ранний пародонтоз – ей вообще твердое есть нельзя. У Иры оказывается зависимость от капель (без них она не может дышать), а у Егора агорафобия или депрессия (он сам не знает). Молодые люди! А уже каждый со своей болезнью и зависимостью. Печально, не правда ли?
Доведут ли герои дело до конца? Можно ли спасти Иру от зависимости от капель (а, может, это и не капли вовсе)? Неужели современной молодежи в тягость находиться на свежем воздухе? Могут ли они строить или способны только рушить? Насколько молодые люди готовы ко взрослой жизни (герои “Урожая” не могут забить гвоздь и не знают, что такое пассатижи)? Эти вопросы приходят в голову, даже без разбора постановки “по косточкам”.
Спектакль Павла Артемьева полон метафор: ящики оказываются “говно”, гвозди – “ржавоватыми”. Герои принимают решения так быстро, что не успевают их продумать, а если сталкиваются с проблемами, игнорируют их. Наречие “прикольно” – реакция на все необычное, и не важно, в каком контексте оно звучит. Парни забивают гвозди в старые “дырки” (Здесь явно читается отсылка к известному в народе выражению “наступать на одни и те же грабли”, хотя, согласно Гераклиту, в одну реку два раза зайти невозможно.), а девушки берут с собой запасные прокладки и готовы их применить на общее благо не по назначению (А это отсылка к уже современному мему с Еленой Малышевой, который бродит в интернете).
&aamp;nbsp;
По словам художественного руководителя Московского Губернского театра Сергея Безрукова: “Есть время разбрасывать камни, а есть время их собирать”… Мне кажется, сейчас самое время СОБИРАТЬ УРОЖАЙ!” Думаю, приближается необходимость подвести итог первой пятой части XXI века. Что сделали с нами гаджеты? Почему сегодня из “битых яблок” могут со спокойной совестью сделать “детское пюре”? Наверное, про эту комедию-притчу о яблоках можно сказать: “добрым молодцам урок”.
Что касается художественного решения режиссера, Павел Артемьев признался: “Самое сложное было придумать, как сделать на сцене сад, – не яблочки же везде развесить. Так возникла мысль задействовать оркестр. Ведь оркестр – это метафора космоса, симфония мироздания. Это и есть сад”. 25 музыкантов (главный дирижер – Сергей Пащенко) – полноправные участники действия, происходящего на сцене (с помощью духовых инструментов даже “запикивают” матерные слова, которых в тексте немало).
Это так же необычно, как выход героев постановки в зал (ребята не просто ходят по залу – этим уже никого не удивишь – они лазают по креслам партера как по яблоням) и хаотичные, я бы даже сказала, “трешовые” танцы (хореограф – Виталий Боровик, сценография и костюмы – Екатерина Будникова).
Так что же такое “Урожай”? Загадка? Нет, здесь их не одна. Головоломка? Слишком запутанно. Лабиринт? Точно, лабиринт! Из которого лично я пока не нашла стопроцентный выход. Теперь ваша очередь.
Материал на сайте издания