Губернский театр представил премьеру – режиссёр Ольга Матвеева выпустила спектакль по ранней пьесе Островского «Семейная картина». Необычные декорации напоминают выставку, спектакль проходит в фойе, актёры перевоплощаются в героев прямо на глазах у зрителей.
В постановках Губернского театра пространство фойе так или иначе используется часто: перед «Собакой на сене», например, здесь играют музыканты, а в антракте зрители могут сфотографироваться на фоне а-ля Неаполя. Однако новая постановка Ольги Матвеевой полностью разрушает стереотипы – фойе здесь не прелюдия к спектаклю, а его место действия.
Друг за другом компактно и в то же время просторно стоят ряды кресел. Всего в «зале» 60 мест. Есть здесь и импровизированная сцена. Плакаты на стенах красноречивее любых слов представляют сцены из жизни русских купцов. Между рядами и на сцене суетятся люди в чёрном – то ли постановочная бригада, то ли администраторы. Мимо нас проходит одна из них – статная женщина с огненно-рыжими волосами. «Какие красивые зрители сидят в первом ряду!» – говорит Алина Ивах, так написано на её бейдже. Но вот уже время начала спектакля, а люди в чёрном всё продолжают суетиться. Мужчина плотного телосложения, смахивающий на охранника, начинает играть на балалайке. У знакомой нам Алины обнаруживается восхитительный голос. После музыкального номера запевала громко командует: «Скоро спектакль! Живо одеваться!» – и люди в чёрном за несколько секунд перевоплощаются в героев Островского.
Необычный формат постановки, по словам режиссёра Ольги Матвеевой, родился из «Литературной гостиной». В прошлом году артисты делали в фойе юбилейные вечера. Это были разовые мероприятия, но новая постановка должна «осесть» в фойе надолго.
«То, что драматург открывает в этой пьесе, важно и для нас, современных людей, – объясняет режиссёр выбор пьесы. – Здесь абсолютно актуальные темы взаимоотношений мужчины и женщины, отношений в семье между поколениями, тема честности, организации торговли».
Действительно, одежда, сделанная под купеческую моду XIX века, не мешает героям спектакля быть похожими на наших современников. Незамужние девушки так же, как Марья Антиповна (Александра Питиримова) боятся остаться в старых девах, но при этом гнушаются пойти под венец со стариком и мечтают о браке по любви. Замужние женщины, подобно Матрёне Савишне (Наталья Смирнова), не застрахованы от романов на стороне, хотя просто до смешного могут бояться строгого мужа. Купец Антип Антипыч Пузатов (Михаил Шилов) – недавний охранник, которому очень к лицу накладные бородка и усы – и сам не прочь засмотреться на бойкую служанку.
Ложь царит не только в доме Пузатовых, но и в их делах. Антипушка, к огромному удовлетворению матушки Степаниды Трофимовны (Людмила Менчинская) – оказывается порядочным плутом, способным на пятьсот рубликов облапошить товарища. Но мелкие пакости героя – просто детские шалости в сравнении с поступками Парамона Ферапонтыча Ширялова (Андрей Мисилин). Набожный купец сетует, что Господь послал ему сына не в радость, а в наказание – и чтобы юному «злодею» ничего не досталось, старый скряга отказывается женить сына и собирается сам пойти под венец и в будущем обзавестись новыми наследниками – лишь бы напакостить первенцу.
Художник-постановщик Юлия Короткова создала оригинальные декорации к спектаклю. На сцене размещаются картинные рамы разных форм и размеров. Для героев они служат и окнами, и зеркалами, и дверными проёмами. И даже стол напоминает простенькую деревянную раму.
Закрученный сюжет пьесы, игра артистов, жесты героев, их слова и действия – всё говорит о том, что они такие же люди, как мы с вами, с такими же проблемами, как в наши дни. А вот чего нет в современной реальности – так это таких зажигательных заонежских кадрилей и песен под балалайку, слушая которые, так и хочется пуститься в пляс.
Выбор «Семейной картины» как постановочного материала довольно необычен, так как у пьесы открытый финал. Спектакль играется в одно действие, но, поверьте, оно проходит на одном дыхании – хочется продолжения. Кажется, что сюжет только завязался… А развязки нет… Артисты вновь переодеваются в чёрные одежды работников сцены и приглашают на другие спектакли Губернского театра, созданные по пьесам Островского, обещая что на сцене будут герои «Семейной картины», только уже под другими именами.