Александр Малюгин, Аргументы недели
В Московском Губернском театре состоялась четвёртая премьера сезона – спектакль «Кто сильнее» по двум пьесам самого известного шведского писателя и драматурга Августа Стриндберга, родившегося 175 лет назад. По жанру «Кто сильнее» – психологический детектив. Режиссёр Ольга Матвеева, художник-постановщик Юлия Короткова, артисты Губернского Александрина Питиримова, Наталья Шклярук, Андрей Щёткин, Евгений Сыркин и другие создали увлекательное, интригующее действо с оптимистичным хеппи-эндом.
Ольга Матвеева так объяснила странный на первый взгляд выбор двух этих пьес основоположника современной шведской литературы и театра, практически неизвестных русскому зрителю и никогда не ставившихся ни в императорской России, ни в СССР, ни в нашей текущей унылой действительности:
– Я специально искала пьесу для театрального фойе большого зала. Здесь нет рампы, публика не отделена от актёров и того, что происходит на сцене. Возникает максимальная иллюзия действительности и предельная концентрация действа. Я очень люблю это пространство, мне кажется, оно сближает артистов с публикой, позволяет вести прямой разговор. У нас в фойе уже идёт два спектакля – «Кабаре «Серебряное зеркало» и «Семейные картины», первая пьеса Александра Островского. Поэтому мне хотелось взять совсем другой вариант. Искала камерную пьесу, нашла две у Стриндберга – «Кто сильнее» и «Пария», которые драматург написал для своего «Интимного театра». Они абсолютно в другом жанре, и у нас формируется весьма интересный репертуар для сцены в фойе.
…Да, актёры играют действительно близко, с первого ряда, образно говоря, можно дотянуться до одеяний Госпожи Х (Александрина Питиримова). Своеобразного то ли платья, то ли костюма, где одна нога Госпожи Х в брючине, вторая прикрыта до колена полуюбкой. Тем самым художник Юлия Короткова, по задумке режиссёра, как бы подчёркивает двойственность героини Питиримовой. Немножко в лоб, конечно, слишком театрально, но сейчас время прямых и лобовых решений. Безусловно. Сюжет поначалу может показаться довольно скучным. В рождественский вечер в каком-то испанском баре встретились актриса Госпожа Х и актриса Госпожа Y (Наталья Шклярук), Господин Х (Андрей Щёткин) и Господин Y (Евгений Сыркин). В аннотации к спектаклю идея сформулирована так: «Случайна ли их встреча или это лишь чей-то хитрый план? Кто и зачем ведёт эту запутанную игру и будет ли в ней победитель? Кто окажется сильнее? Кто сумеет выйти другим, лучшим человеком из этого поединка непостижимых человеческих страстей и поступков?»
Как в хорошем психологическом детективе, это до конца и не понятно – кто окажется сильнее и кто выиграет. Актрисы, как водится, выясняют отношения между собой: не поделили мужика (или поделили?), первенство в театре, правильным ли путём идёт та или другая? На начальном этапе от этих разговоров клонит в сон, но вдруг волшебным образом обе актрисы, Питиримова и Шклярук, резко поднимаются над банальностью текста и ситуации и начинают выдавать нечто настоящее. Ту магическую игру, ради которой зритель и ходит в театр: искреннюю, точную, эмоциональную. «Любовница, которую я играю, вообще всегда отрицательный персонаж, – размышляет над своей ролью Наталья Шклярук. – Но тут мне было легко, потому что я убеждена: у всех своя правда. Иначе мы бы не сражались ни за что, у нас бы не было этих внутренних амбиций и внутреннего ощущения, что надо за что-то бороться, иначе жизнь не имеет никакого смысла. А у моей героини есть абсолютное убеждение, что она очень любит своего мужчину. Эта роль – сложная дорога. Каждый раз ты убеждаешь себя в том, что ради любви женщина может очень многое».
Если женщины в спектакле решают вечную проблему «любит – не любит», то мужчины озабочены более серьёзными философскими, мировоззренческими проблемами. Преступление и наказание, раскаяние и чувство вины. Пресловутая двойственность. «У меня нет твёрдой уверенности, что убеждения героев такие безоблачные, – говорит Андрей Щёткин. – Что они не меняются за всё время истории. Мой персонаж пытается убедить себя, что у него есть какие-то твёрдые взгляды на вопросы морали и нравственности. Но на самом деле они не настолько твёрдые. В этом, может быть, и весь смысл пьесы. Кто сильнее в этом плане: тот, кто, возможно, совершил преступление, но не раскаивается в этом? Или человек, который совершил преступление, раскаялся, но не чувствует до сих пор своей вины? Или же тот, кто действительно совершает преступления и вообще не чувствует, что он совершил что-то плохое?.. Вот всё это мы и играем».
Если подвести какой-то итог: по сути, все герои нового спектакля Московского Губернского театра «Кто сильнее» хотят обрести свободу и жить в согласии с собой. Испанская танцевально-песенная феерия в конце действа, устроенная актёрами Александриной Питиримовой, Натальей Шклярук, Евгением Сыркиным, Андреем Щёткиным, Алиной Ивах и гитаристом Иваном Юнашем, позволяет надеяться, что шанс обрести свободу у нас ещё остаётся.
Материал на сайте издания