В Губернском театре поставили пьесу Карела Чапека: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

В Губернском театре поставили пьесу Карела Чапека

12 марта 2020
Александр Трегубов, "Московский Комсомолец"
Фото: Галина Фесенко

Война глазами матери

Кажется, любому здравомыслящему человеку понятно, что война – это плохо. Это про смерть, убийства, насилие. Оттого всякий раз дико и больно наблюдать, как огромное число людей не просто воспевают радость битвы, но и участвуют во взаимном истреблении. Главной жертвой такого безумия становятся матери. Их страдания и слезы, словно символ вселенской горечи женщины, чей сын, муж, возлюбленный лежат в безымянной могиле. Спектакль «Сердце матери» по мотивам пьесы Карела Чапека в Губернском театре призван напомнить о ценности человеческой жизни на фоне общей катастрофы.

3a991acb1f620127254b3b069563a5c2

Малый зал полон. На сцене стена из автоматов, стремянки, столик с шахматами, поодаль диван с лампой, в глубине вешалка, на которой висит шинель. Мирная и военная жизнь будто слились здесь воедино. Призрак отца семейства, чья смерть овеяна героическим флером, преследует его сыновей. Все они, кроме юного Тони, который не знал его, хотят походить на усопшего родителя. Всеми ими движет жажда подвига, жертвы во имя долга и чести. Тщету столь громких слов понимает только их мать, для которой нет ничего ужаснее потери детей. Противоречие между мужским и женским взглядом на мир становится центральной темой спектакля.
В постановке Анны Горушкиной постоянно присутствует лейтмотив смерти. Причем, если вначале она предстает в образе таинственной белокурой незнакомки, вспомним «белокурых бестий» Ницше, девушек из модных кабаре, то в финале сбрасывает свой парик, демонстрируя истинное жуткое лицо. Это происходит ровно в тот момент, когда призрак отца рассказывает своим уже погибшим сыновьям о собственной кончине от зверств туземцев. Выясняется, что тут нет ничего героического. Ровно так же, как в смерти его детей, будь то жертва во имя науки, прогресса или справедливости.

061c4c7169d812d548e38455c9667430

Какие бы идеалы ни существовали у человека, они не могут быть дороже жизни – это понимает мать, в блестящем исполнении Елены Дорониной. Однако в том и заключена трагедия, что к голосу матерей никто не прислушивается, а мужчины по-прежнему хотят воевать и обрекать друг друга на новые страдания. В основе такой философии лежит разобщенность людей, деление их на чёрных и белых, правых и виноватых. Начинаясь, как мальчишеская забава, шахматный поединок, отчаянные споры, она превращается в настоящую войну, в которой брат убивает брата.
 Таковы взаимоотношения между Петером (Андрей Исаенков) и Корнелем (Андрей Щеткин). Первый готов идти на баррикады, чтобы сражаться за равенство и братство, второй, напротив, с оружием в руках оборонять государство от «поганой черни», но в сущности оба движимы вирусом ненависти, в котором нет места любви, а значит, жизни. Между ними в прямом смысле стоит младший — Тони (Кирилл Новышев) — романтик, поэт, скоромный интеллигент, чуждый насилию. Он отчаянно пытается разобраться в чём же смысл подобной самовоспроизводящейся войны, но и его не минует сия чаша.

Вечная тема жизни и смерти приобретает в спектакле вполне конкретное звучание. Всякий раз Тони пытается настроить приемник на завораживающую французскую песню, воплощенную в прекрасной незнакомке, на самом же деле в смерти. В финале приемник сообщает только военные сводки, и попытка матери переключить или выключить его не удается. Мир, единожды вступив на преступную тропу, не может сойти с нее. Теперь уже расправляются с маленькими детьми, а смерть играет в шахматы, превращая людей в пешек, обреченных на выбывание. Отсюда кольцевая композиция постановки, объединенная семейной фотографией – матери, ее отца, мужа и сыновей. На ней они все вместе, вопреки войне.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Поэтическое кафе «Луч»
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа 45 минут с антрактом
Подробнее
12+
Высоцкий. Рождение легенды
Музыкальный спектакль
4 часа с антрактом
Подробнее
12+
Голубое и зеленое
Лирическая комедия-хор
1 час 15 минут
Подробнее
6+
Маленький принц
Музыкальная сказка
1 час 40 минут, антракт
Подробнее
6+
Золотой ключик
Сказка
1 час 10 минут
Подробнее
Последние статьи
«Без вины виноватые» появились на сцене МГТ При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
19 ноября 2024
К артистам нужно относиться бережно В Московском Губернском театре очередная громкая...
«Евгений и Татьяна — штучные люди»: в Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Мой Онегин»
19 ноября 2024
Новый неожиданный взгляд на знаменитый роман Пушкина в стихах предложила режиссер Елена...
«Без вины виноватые»: Коллективное (со)переживание
18 ноября 2024
В Губернском театре – премьера по Островскому. «Без вины виноватых» постановщица Вероника...
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент
16 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» (12+). «Чудесно. На...
ОСТРОВСКИЙ КАК СИМВОЛ, ВИНА КАК ТРАВМА
15 ноября 2024
История пьесы «Без вины виноватые» на столичной сцене достаточно богата. Припоминаются и...
«Мой Онегин» в Московском Губернском театре: взгляд Елены Черной
14 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» Постановка "Мой Онегин"...
В СТОЛИЧНОМ ТЕАТРЕ ПРЕДСТАВИЛИ ПРЕМЬЕРУ ПО РОМАНУ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА
14 ноября 2024
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент, соединивший в одной постановке драму и...
«Мой самый главный учитель в профессии – отец» — актер Сергей Безруков
14 ноября 2024
11 ноября в Доме-музее К.С. Станиславского в рамках фестиваля «Биеннале театрального...
На сцене Губернского театра покажут премьеру спектакля "Мой Онегин"
13 ноября 2024
Постановку представит Фонд Сергея Безрукова МОСКВА, 13 ноября. /ТАСС/. Фонд Сергея...
Премьера спектакля "Мой Онегин" в постановке Фонда Сергея Безрукова: классика Пушкина в новом звучании
12 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представляет премьеру спектакля "Мой Онегин" 13 ноября в 19:00 на...
Сергей Безруков: «Артисты — такие же люди. И относиться к ним нужно бережно»
12 ноября 2024
Московский Губернский театр представил премьеру «Без вины виноватые». 10 ноября на...
ШЕКСПИРОВСКИЕ СТРАСТИ: В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ МОСКВЫ ПРЕДСТАВИЛИ СПЕКТАКЛЬ ПО ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО
12 ноября 2024
Александра Островского по праву считают «русским Шекспиром». Десятки его пьес до сих пор...
В Москве — премьера спектакля «Без вины виноватые»
11 ноября 2024
На сцене Московского Губернского театра премьера — спектакль «Без вины виноватые»....
"Без вины виноватые" – в Губернском театре
11 ноября 2024
Это уже третья премьера сезона и четвертая пьеса Островского в репертуаре. Спектакль...
Губернский театр представит премьеру спектакля "Без вины виноватые"
10 ноября 2024
В роли Елены Кручининой на сцену выйдет Ирина Безрукова МОСКВА, 10 ноября. /ТАСС/....
Ирина Безрукова сыграет Кручинину в премьере Губернского театра
04 ноября 2024
В Московском Губернском театре 10 ноября выходит премьера - спектакль "Без вины...
Олег Савостюк: «Безруков дал мне ценный совет»
28 октября 2024
«Сергей Витальевич посоветовал во время сцены перед казнью, когда мой герой стоит на...
Роли, которые мы выбираем: Московский Губернский театр приглашает на премьеру «Без вины виноватые»
28 октября 2024
10 ноября Московский Губернский театр приглашает на премьеру «Без вины...
ПРЕМЬЕРА МОНОСПЕКТАКЛЯ С БАРДОВСКИМИ ПЕСНЯМИ СОСТОЯЛАСЬ В ТЕАТРЕ МОСКВЫ
30 сентября 2024
В Московском Губернском театре состоялась премьера «Колыбельная для одуванчика». В...
Губернский театр представит моноспектакль с бардовскими песнями
27 сентября 2024
Премьерный показ "Колыбельной для одуванчика" пройдет на Малой сцене МОСКВА, 27 сентября....
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре