Фото Андрея Маленкова
23 и 24 декабря в Московском Губернском театре презентуют пьесу Альбера Камю «Калигула» в прочтении режиссера Сергея Землянского. Постановка претендует на звание нового слова в современном театре – актеры играют без слов. В пластической драме задействован звездный состав – ради «Калигулы» уплотнили свои графики и онемели Равшана Куркова, Катерина Шпица, Стас Бондаренко и прима-балерина Большого театра Мария Александрова.
Сергей Землянский стал основоположником пластической драмы. В его постановках без слов играют те, для кого это самое слово очень важно – драматические актеры. Но благодаря режиссерскому таланту способности подбирать артистов и соединять в единый организм музыку, пластику тела и эмоции слово уходит на второй план.
– Я давно мечтал поставить «Калигулу» как спектакль без слов, – признается режиссер. – Где главные лица – драматические артисты – языком тела рассказывают историю, передают переживания героев. Нас не интересует: хороший Калигула или плохой. Мы исследуем причины того, что именно делает человека жестоким.
Зрителю постичь причины невероятной жестокости Калигулы помогают флешбэки, в которых он воспоминаниями возвращается в детство и юность. Публика становится свидетелем трагедий, которые одна за другой обрушиваются на главного героя: смерть родителей, кончина любимой Друзиллы. Как исход – Калигула в кроваво-красном антураже во главе безудержного пиршества и целого государства. Беспощадный, жестокий, развратный…
Хотя не звучит ни слова, каждая сцена понятна до мелочей. Накала страстям добавляет оригинальная музыка – она становится спутником зрителя и будто направляет в эмоциях.
В спектакле задействован звездный состав: Калигула – Стас Бондаренко и Илья Малаков, Цезония – Равшана Куркова и Мария Александрова, Друзилла – Катерина Шпица. Артисты признаются, что на репетициях им приходилось нелегко. Помимо само собой подразумевающейся прекрасной физической формы, от них требовалась пластическая эмоциональность.
– Сергей поначалу разрешал нам на репетициях кричать и стонать, чтобы мы могли как-то привыкнуть к этому новому состоянию без слов, – говорит Стас Бондаренко. – Иногда некоторые вещи мы проговаривали, а потом потихоньку слова убирали.
За 2,5 месяца артисты настолько сыгрались, что из зала кажется: на сцене действует давно существующая труппа. «Калигулу» играют два состава, и есть смысл посмотреть оба – настолько разноплановыми, многогранными и даже противоречивыми получились герои в разных исполнениях. Брутальный брюнет Калигула Стаса Бондаренко, словно сошедший с фресок, совсем не похож на искрометного блондина Ильи Малакова. А Цезонии строгой Марии Захаровой и знойной Равшаны Курковой такие же разные, как и сами исполнительницы. Но в любом случае накал страстей и эмоциональное послевкусие гарантируется.