Ирина Колесникова, журнал «Театрал», 30.06.17
Фото: Ксения Угольникова
Во вторник, 27 июня, в Любимовке состоялось открытие Первого летнего фестиваля губернских театров «Сезон Станиславского» под руководством Сергея Безрукова. В программе – «Сон об осени» Юрия Бутусова, «Безумный день или женитьба Фигаро» Александра Славутского, «Стойкий оловянный солдатик» Олега Жюгжды и «#ТОДАСЁ» Никиты Гриншпуна, а также мастер-классы для актеров, режиссеров и критиков. Фестиваль открылся квестом «Вишневый сад» в постановке Сергея Безрукова.
Впрочем, «квест» начался несколько раньше – до подмосковной Любимовки еще надо добраться. Это недалеко, всего 20 километров, но с московскими пробками расстояние становится понятием растяжимым. Но гости фестиваля были вознаграждены: оказавшись на территории усадьбы, попадаешь в иную реальность.
– Когда приезжаешь сюда, начинает работать гений места. Вибрации, соприкосновение с этой тишиной, с этим спокойствием… Здесь творил великий человек, здесь начиналась пьеса «Вишневый сад», здесь происходило необыкновенно много событий, а место всегда накапливает эти эманации, – говорит обозреватель «Театрала», профессор Школы-студии МХАТ Ольга Егошина.
Для гостей фестиваля организовали экскурсию по усадьбе. В одном из павильонов – выставка, экспонаты которой привезли из Музея МХАТа: режиссерский экземпляр пьесы «Чайка», туфли Книппер-Чеховой, исполнявшей роль Раневской, костюмы актеров тех времен.
На часах 8 – скоро начнется спектакль. Так и хочется сказать «все в сад», но это из «Трое в лодке не считая собаки», а мы сегодня про Чехова. Впрочем, публика и правда проследовала в сад, к зрительским местам, установленным перед одним из зданий усадьбы – декорацией спектакля будет окружающая действительность. А окна второго этажа кто-то уже заботливо протирает тряпочкой – может быть, Дуняша или Варя?
В спектакле Безрукова сценическое действие и реальность переплелись так тесно, что когда издалека раздается гудок поезда, не сразу понимаешь, что так задумано режиссером. Лопахин в исполнении Антона Хабарова заскакивает в зрительские ряды, кокетничая с Дуняшей, – а та за ним не идет, «стесняется господ» – гостей фестиваля.
Действие разворачивается прямо перед домом. Сюда выезжает повозка с лошадью. Фирс в исполнении Виктора Шутова учтиво отводит зрителей в сад, попутно вопрошая, знают ли они способы приготовления вишни, которые всеми давно позабыта. Не знают? Ну так и он их не расскажет, они же позабыты! Юмор в спектакле легкий и добрый.
Следующую часть постановки играют на фоне длинных рядов вишневых деревьев. Оттуда произнесет свой монолог о плане спасения усадьбы Лопахин, а потом вдруг побежит прямо на зрителя из самого конца сада – быстро и всерьез. Так не бегают в обычном театре, глубина сцены не позволяет.
Сергей Безруков появится в конце спектакля в эпизодической роли Прохожего, ищущего дорогу на станцию. А потом они с Лопахиным, не в спектакле, а в жизни, хотя кто тут уже разберет, возьмут лопату и пойдут сажать вишневые деревья. А потом будет салют, не указанный ни в одном пресс-релизе.
– Чего греха таить, режиссеры всегда стараются сделать что-то новое и побороться с тем, что уже существует. Другое дело, что нужно придерживаться традиций русского психологического театра, – считает Сергей Безруков. – Уважая автора и уважая пьесу, привносить что-то свое, то, что будет углублять и по-новому раскрывать тот или иной эпизод, но не переписывать произведение заново. Пьеса уже написана, и вы знаете, хорошая пьеса!
Материал на сайте издания