Касса: +7(939) 846-50-03, +7(495) 378-65-75
ПН-ВС 11:00-20:00 без перерыва и выходных
Он перевел на итальянский «Илиаду», он был писателем, военным, музыкантом и врачом, но своим современникам и новым поколениям запомнился как искусный соблазнитель. О премьере «Казанова – Ars Vivendi»в Московском губернском театре – репортаж корреспондента «Радио 1».
Премьерный спектакль поставил Сергей Безруков, который и сыграл роль легендарного обольстителя. Трагифарс в двух дейсвиях о приключениях Казановы при дворе Екатерины II. Исторические факты художественно переосмыслены молодым драматургом Андреем Ларионовым и раскрывают образ Джакомо Казановы как сложной многогранной личности. От черной меланхолии, в основе которой личная драма героя, зрителя уводят потрясающий искрометный юмор, игра актеров, декорации, интерактив с залом, злободневность самой пьесы.
Сам спектакль – антидепрессивный. Для его создателей было важно показать эпоху в настроении. Как рассказал в интервью Безруков, постановка оставляет хорошее послевкусие и дарит зрителю положительную энергию в нынешнее непростое время.
«Мониторил социальные сети после своего спектакля «Дядя Ваня», где довольно серьезный психологический рисунок, самокопание – это пьеса Чехова, там присутствует ощущение безнадежности, тоски, потому что выхода для главных героев нет. И после премьеры «Дяди Вани», насколько я слышал отзывы, зрителям хотелось спектакля-праздника, хотелось радости. Сейчас очень сложное время, очень хочется поддержать зрителей. Премьеры МГТ тем и отличаются, что мы даем ощущение вот этой самой жизни, этого праздника на сцене», — отметил Безруков.
Пьеса Ларионова, написанная драматургом специально для Безрукова, гораздо глубже, чем просто комедия положений, чем приключения знаменитого итальянца в России, имя которого давно стало нарицательным. В образе Казановы есть надлом, который раскрывает глубину его характера.
«Жанр спектакля я бы определил так. Это трагифарс, который я очень люблю, но завуалированный под комедию положений. Для нас Казанова – что-то фривольное, о любовных похождениях, но при этом не надо забывать, что этот человек был совершенно потрясающе разносторонним, талантливым в разных областях. Публика в те времена, да и сейчас хочет знать только о его любовных похождениях, каким он был мастером в искусстве любви. Но пьеса оказалась гораздо глубже (...) В ней очень хороший ироничный «горинский» стиль. За легкостью, легкомыслием мы понимаем, что на сцене живой человек. Со своей драмой. С самого раннего детства он вырос без материнской любви. Он всегда ждал маму. Мама была венецианской актрисой, вечно колесившей с гастролями своей труппы. Вот эта боль, которая сидит с ним всю его жизнь. И мы постепенно раскрываем образ этого человека», — делится Безруков.
Спектакль современный, с использованием высоких технологий, которые интегрируются в спектакль, не дают ему превратиться в музейный экспонат, делится художник-постановщик Анна Матисон. Трехчасовое графическое наполнение экранов – не просто смена фонов, а непрерывный, технически сложный контент.
«Мы привлекали графических дизайнеров, которые работают в кино, чтобы герои, которые выходят на экраны, выглядели органично. Мне нравится, что мы нашли именно театральное решение. Но какие-то решения возникали мгновенно: я сразу придумала, какое платье должно быть у Екатерины. Это такие элементы, которые возникают вспышками, когда читаешь пьесу. Работа была в радость, репетиции - в радость. Надеюсь, что с таким же радостным настроением и зрители останутся после спектакля», резюмирует Матисон.
Сюжетные линии и детали имеют историческую подоплеку. Спектакль основан на воспоминаниях Казановы, некоторых заметках, оставленных современниками Екатерины, но все-таки они художественно переосмыслены, добавляет собеседница «Радио 1».
«Возможно, Казанова присочинил что-то, но мы ему верим. В то же время все эти факты, конечно, переосмыслены в отдельное произведение. Герои, которых вы видите на сцене, это всё реальные участники событий того года, когда Казанова был в России. Даже самые невероятные вещи, например, когда Казанова придумывает национальную лотерею, - это действительно было так. Или то, что Казанова привез с собой в Россию трактат о том, как накормить страну, засадив новой сельскохозяйственной культурой - кукурузой. Так что задолго до Хрущева эта сцена была разыграна в России, правда, тогда не имела успеха», — поясняет Матисон.
Перед художником-постановщиком спектакля стояла задача не просто перенести исторический костюм на сцену, а создать цельный образ каждого персонажа. Этот образ, говорит Анна Матисон, скажет о героях спектакля даже на интуитивном уровне гораздо больше, чем строчки в театральной программке.
«Если у нас, например, Екатерина появляется в трех разных нарядах, то это и эволюция ее персонажа. В начале в ней есть немного военного и немножко французского, затем на ней знаменитое мундирное платье, а дальше это превращается, по сути, в наполеоновский мужской костюм. В конце на ней шлем – с одной стороны, он военный, с другой - он шестиликий – это всё работает на персонажа», — делится собеседница «Радио 1».
Образ Казановы – более небрежный и более естественный. А граф Орлов, рассказывает Матисон, выходит не просто в парадной форме, и это тоже говорит о его вкусе и мироощущении.
«Даже крой сюртука Казановы – не музейный экспонат, а крой, скорее, его современности. Но интуитивно это работает. Я надеюсь, что зрители заметят, что наш красавец Орлов, - не просто в парадной форме, а по этой парадной форме пущена, например, вышивка Версаче. Потому что это говорит о его характере очень многое. Человек только появляется в обуви, в тапочках, расшитых Версаче, и многое про него можно сказать - о его вкусе, о его достатке, а иногда и об ощущении мира этого персонажа, и чего от него ожидать», — отмечает Анна Матисон.
В конце спектакля зритель почувствует, что сама жизнь Казановы по-своему тоже была произведением искусства, так, собственно, и переводится «Ars Vivendi» — «искусство жить».
Ближайший показ постановки в МГТ – 17 ноября и 24 декабря. В роли Екатерины II – Янина Соколовская. М.В. Ломоносова играет Сергей Степин, графа Орлова исполняет Сергей Сафронов. В роли Протасовой – Зоя Бербер/ Елена Киркова, Перекусихиной - Юлия Куварзина/ Елена Муравьева.