«Культура» Москва, 01.12.2014
В Московском губернском театре наступил «Бесконечный апрель». Спектакль с таким названием продолжит череду экспериментальных постановок на малой сцене театра, которую, по замыслу художественного руководителя Сергея Безрукова, в этом сезоне решили предоставить дебютантам.
Обычная питерская квартира. В ней живет главный герой. Ему 98 лет, любит пить чай и слушать радио. Больше о Вениамине Александровиче сказать нечего. По крайней мере, так кажется на первый взгляд.
«Внучка говорит: “Мой дед ничем не отличался, ничего выдающегося не сделал”. Ну как же, он жил во времена Бродского, а это уже что-то значит!» – говорит художественный руководитель Московского губернского театра, народный артист России Сергей Безруков.
Даже если человек не участвует в истории, он ее неотъемлемая часть – это главная идея постановки. С пьесой молодого драматурга Ярославы Пулинович «Бесконечный апрель» режиссер Анна Горушкина познакомилась еще два года назад, но ставить – долго не решалась. Слишком хрупким казался мир главного героя, который своими глазами увидел почти весь ХХ век. Чтобы актеры смогли вжиться в атмосферу пьесы, режиссер решилась на эксперимент.
«Все актеры пробовали сыграть практически все роли, – рассказывает Анна Горушкина. – Это был осознанный ход. Таким образом, они играют не просто своих персонажей, они играют смысл пьесы. То есть они отвечают не за весь спектакль».
Апрель, 20-е годы, Петроград. Вене – девять лет, мама поет колыбельную.
Апрель 30-е, Ленинград. Веня заболел и ест апельсин.
1942 год – Вениамин в осажденном Ленинграде.
В этих бытовых этюдах – судьба нескольких поколений: революция и заселение в квартиру «красных пролетариев», голод и страх блокады, хрущевская оттепель. Сыграть главного персонажа пригласили Андрея Ильина. Каждый период жизни своего героя – с детства до старости – он играет без грима, меняя только голос и пластику. Актер признается: во время репетиций, он не раз хотел отказаться от роли.
«Мне казалось, не получается, не осваивается материал, – признается Андрей Ильин. – Здесь очень легко наиграть, наддать, поддать парку и сразу уйдет доверие, мгновенно».
Основной вопрос, с которым старик приходит к своему столетнему рубежу: «Что я сделал важного в жизни?». Ответ на него ищет вместе со зрителями. И каждый раз он будет разным.