Юлия НАЗАРОВА, Аргументы недели
13 мая в Московском Губернском театре состоялась четвёртая премьера юбилейного сезона – комедии Лопе де Веги «Собака на сене» в постановке Александра Коручекова. В главных ролях: Вера Шпак, Андрей Исаенков, Наталья Качалкина, Евгений Сыркин. А 31 мая open-air-версия спектакля «Собака на сене» будет представлена на открытии V Летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского» в Культурном центре «Усадьба Кривякино» (Воскресенск). На открытой площадке усадебного парка гостям фестиваля и представителям СМИ будут показаны фрагменты спектакля.
Рассказывая о выборе материала, режиссёр известной классики Александр Коручеков отмечает, что ему было интересно прикоснуться к тому, что происходит в пьесе. Это разговор о разных метаморфозах любви. В «Собаке на сене» всё начинается как игра, а потом мы заигрываемся – и всё становится всерьёз, и уже никуда не деться от любви. В пьесе есть разные вариации этого чувства. Ведь слово «любовь» очень многозначно, у этого понятия тысячи разных оттенков. Как сказал режиссёр, «словом, поговорим о странностях любви…»
Сумятица любовных сомнений, воспетая 500 лет назад испанским гением Лопе де Вегой, будоражит воображение и кружит головы всем без исключения. Фраза, которая вынесена в заголовок, звучит в спектакле и принадлежит, естественно, перу классика и датирована ещё 1618 годом! Объяснения и слёзы, борьба амбиций и интриги и, конечно, её величество Любовь! Всё это – мир героев комедийного спектакля «Собака на сене». Талантливая, яркая, эмоциональная игра актёров приковывает внимание зрителя с первых секунд спектакля. Великолепная работа режиссёра, оформление сцены, костюмы, музыка, хореография делают этот спектакль незабываемым.
Работая над постановкой, создатели спектакля вдохновлялись знаменитой испанской архитектурой и итальянской комедией масок. Художник Евгения Шутина создала на сцене лаконичное трансформирующееся игровое пространство, в котором угадывается сад дворца. Пространство – лабиринт, где свет создаёт причудливый узор, пробиваясь сквозь ажурные решётки беседок, где герои блуждают и мечутся в лабиринтах любви, где за каждым поворотом кипят нешуточные страсти и прячутся любопытные глаза.
Великолепны и образы, созданные для героев пьесы. Костюмы Дианы – отдельный восторг. В спектакле смена её настроения передавалась не только за счёт реплик и актёрской игры, Александр Коручеков с командой пошли дальше – и всякий раз графиня преображается вся. От воздушной с распущенными вьющимися волосами в красном пеньюаре до суровой и неприступной в чёрном вечернем платье со строго уложенными волосами, в конце пьесы героиня появляется перед зрителями кокетливой в невесомом почти что свадебном наряде. Она, как ветер в необъятном океане, несёт то счастье парусам, то горе морякам, то игрива, легка и почти беззвучна, то, словно буря, сметает всё на своём пути. Вера Шпак искрится в этой роли. Ей подвластны любые оттенки настроения и нюансы поведения.
Андрей Исаенков в роли Теодоро оставил двойственное впечатление. В начале постановки манеры его героя к влюблённости высокородной дамы, мягко говоря, не располагают. Поведение развязное, отнюдь не свойственное пусть и безродному, но отлично образованному человеку, чрезмерное волнение. Образ не считывается до конца, мотивы поступков необъяснимы. Однако по ходу спектакля стиль персонажа становится строже, проявляются толика интеллигентности, зачатки благородства, благопристойные манеры. И вдруг наконец-то становится понятно, что не только ревность к служанке вдохнула чувства в сердце графини, но и сам объект вполне себе достоин душераздирающих эмоций.
Образы именитых поклонников – Графа Федерико (Антон Соколов) и Маркиза Рикардо (Андрей Чанцев) – ярко раскрывают их характеры. Всё работает на общую идею, не выделяется, но подчёркивает и дополняет происходящее. Обаятельный мошенник, балагур, интриган Тристан. Дмитрию Карташову великолепно удалась эта роль. Смешной, но не нелепый образ свободного человека, который за своими колкостями прячет доброту и искреннюю привязанность к господину, Диане, друзьям. Именно ему отведена роль точно подмечать то, что так хочется скрыть.
Великолепна и Полина Галкина в роли Марселы. Эмоциональный, страстный, яркий и вместе с тем нежный образ показала актриса на сцене. Её игра раскрыла весь спектр эмоций героини, не оставив зрителя равнодушным.
Все персонажи прекрасны, даже эпизодические: образы яркие, отточенные до мелочей, каждый на своём месте. Отдельно хочется сказать об игре молодых актёров, студентов 1-го курса ВГИКа (мастерская С. Безрукова). Их работа в сцене с масками впечатлила своей яркостью, эмоциональностью, свежестью. Художественный руководитель МГТ дал возможность молодым талантливым, ярким актёрам раскрыться на сцене, учиться актёрскому мастерству, играя вместе с именитыми актёрами под руководством талантливых режиссёров.
«Коручеков великолепно работает в жанре комедии дель арте, у него совершенно потрясающие тренинги по работе с маской. В этом спектакле не так много сцен с масками, но для меня важно, что он работает не только как режиссёр, но и как педагог, много даёт актёрам для развития, что всегда ценно для актёрской профессии – пробовать себя в новых жанрах и стилях, приобретать новые актёрские навыки. «Собака на сене» – великолепная драматургия, кроме того, это пьеса в стихах, – мне кажется, очень важно уметь покорить стихотворный текст», – сказал Сергей Безруков.
Пьесе Лопе де Веги «Собака на сене» 500 лет, но время не властно над ней. Произведение по-прежнему актуально, смотрится с большим воодушевлением, доставляет радость зрителям, а актёрам – возможность раскрыть новые грани таланта. Постановка Александра Коручекова в Московском Губернском театре – главное тому подтверждение. С задачей погрузить зрителя в мир любовных страстей труппа театра мастерски справилась.
Материал на сайте издания