В Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Сорок первый»: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

В Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Сорок первый»

25 марта 2023
Profile Russia
23 марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля по повести Бориса Лавренева «Сорок первый». Режиссер постановки — Иван Пачин, художник-постановщик – Ольга Галицкая, в спектакли заняты актеры Антон Соколов, Дарья Рябцева, Ирина Токмакова, Юлия Пилипович, Алексей Веретин и другие.

Для Ивана Пачина, который по праву считается одним из самых талантливых режиссеров своего поколения, работающих для детской и юношеской аудитории, постановка повести «Сорок первый» стала первым обращением к взрослому материалу. Рассказывая о знакомстве с Губернским театром, режиссер отметил:

«Меня познакомили с Сергеем Витальевичем Безруковым примерно полтора года назад в Севастополе, в Театре Морского флота имени Бориса Лавренева – это было, как мне кажется, символично. Мне предложили поставить этот материал, и это первый мой спектакль с маркировкой 16+. В основном я занимаюсь театром для детей и очень люблю его. Но когда ко мне поступило это предложение, я согласился попробовать: мне было интересно, как этот материал откликнется сегодня. Московский Губернский театр – новый для меня, и когда ты приходишь в незнакомый коллектив, то идешь с открытым сердцем, ты должен в него влюбиться. И тебе становится очень дорого то, что ты делаешь с этими людьми. Многие актеры пришли на первую читку уже влюбленными в материал, — у Бориса Лавренева удивительный язык, это выдающийся текст. И с самого начала мы ставили перед собой задачу оставить куски авторского текста, чтобы он прозвучал в спектакле».

Художественный руководитель МГТ Сергей Безруков отметил, что сотрудничество с режиссером стало долгожданным и важным опытом для труппы театра:

«Иван Пачин — один из тех режиссеров, с которыми наш театр хотел поработать давно. Это очень интересный режиссер, со своим особым видением мира, с особым режиссерским почерком. Его постановки при кажущейся простоте трогают до глубины души, причем зрителей любого возраста: и взрослых, и подростков, и детей. Спектакли Пачина четыре раза становились победителями Большого Детского фестиваля. Поэтому я очень рад, что наша совместная работа состоялась, для актеров Губернского театра работа с Иваном Пачиным стала очень необычным и важным опытом. Мы предложили Ивану поработать над повестью Бориса Лавренева «Сорок первый» — это потрясающий литературный материал, который звучит сегодня очень актуально».

Повесть Бориса Лавренева «Сорок первый» написана в 1924 году лишь за два дня. Выдающийся художественный текст, которому была суждена фантастически счастливая судьба в истории русской литературы, в кино и театре. История о любви, которая рождается вопреки миру и времени.

Гражданская война закинула на необитаемый остров двух непримиримых классовых врагов, людей разных культур, разных миров. Красный снайпер Марютка и белогвардейский поручик Говоруха-Отрок волею судьбы оказываются отрезанными от мира, на пустынном клочке земли, словно получив шанс почувствовать себя вновь людьми – равными, свободными от шаблонов общества, бесконечных битв и вражды. И возродиться заново для единственно важного, истинного – для любви.

Режиссер Иван Пачин и художник Ольга Галицкая рассказывают драматическую историю в формате сказки-притчи, используя излюбленный режиссером открытый игровой прием. Художественное пространство спектакля буквально создается на глазах зрителей из подручных материалов и предметов: труба превращается в пулемет, поставленные углом скамейки – в баркас, а кусок синего бархата – в бушующие морские волны, в которых тонут красноармейцы Семянный и Вяхирь. Создатели спектакля играют не только с персонажами и предметами, но и с пространством, на ходу меняя плоскости и масштабы: так, финальный роковой выстрел Марютки длится целую вечность, как в кино, и сама пуля разрастается до гигантских размеров, а часть бытия героев на острове мы видим словно сверху, с небес.

Иван Пачин рассказал, что выстраивал спектакль в нескольких смысловых пластах, чтобы он был интересен и понятен как взрослому зрителю, так и детям, которые смогут увидеть в этой притче что-то свое – это режиссер тоже привнес в свою работу из детского театра, которому он посвящает большую часть деятельности.

Отвечая на вопросы об актуальности, злободневности темы спектакля, Пачин отметил:

«Мы как художники всегда стараемся быть на стороне всех людей. Станиславский учил «искать в злом доброго, а в добром злого», в нас всегда очень много всего скрыто, намешано. За каждым из персонажей в этой истории стоит очень четкая система координат. Мы любим и Говоруху-Отрока за то, что он отказывается участвовать в бойне, — и мы верим Марютке, которая хочет продолжать служить тем идеалам, в которые она верит. Каждый из них отстаивает свою правду, но если между этими людьми есть любовь, значит, на каком-то уровне они могут услышать и понять друг друга. Это очевидно, и мы сегодня тоже сталкиваемся с этим в жизни. Вопрос, что мы с этим будем делать, и как будем выражать свою позицию?

Мне кажется, сегодня очень важно уметь высказываться на злободневные темы, но делать это нежно, с любовью. Этой нежности очень много в тексте Лавренева, главное для нас — суметь ее сохранить. Мы не выступаем с лозунгами, мы говорим о мире чувственном. И не боимся сами себе задавать вопрос: а почему Марютка так поступила в финале? И эти ответы на одном спектакле могут прийти, а на другом – нет. Мог ли быть у этой истории другой финал, могла бы Марютка отпустить поручика? В русской литературе – пожалуй, нет. Мы так устроены, нам нужен этот удар, чтобы мы очнулись, сидя в зрительном зале. Это наша национальная идея, наша особенность, — ощутить страдание и боль другого человека и разделить ее. Для нас это важно, поэтому мы ищем эту боль на сцене, поэтому и театр у нас так популярен».
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Я, бабушка, Илико и Илларион
Лирическая комедия
1 час 45 минут
Подробнее
12+
Перевал
Космическая притча
1 час 10 минут
Подробнее
6+
Капитан Борщ
Кулинарное путешествие
45 минут
Подробнее
6+
Кошкин дом
Мюзикл для всей семьи
50 минут
Подробнее
12+
Семейная картина
Комедия
1 час 10 минут
Подробнее
Последние статьи
Сергей Жуков дебютировал на театральной сцене
21 октября 2025
Певец поразил зрителей новой гранью своего таланта. В Московском...
Театральный дебют солиста «Руки Вверх!»: о чем мюзикл Сергея Жукова «Ты у меня одна»
20 октября 2025
В Московском Губернском театре прошла премьера мюзикла Сергея Жукова. «Ты у меня...
Певец Сергей Жуков впервые вышел на сцену как актер в военном спектакле "Ты у меня одна"
20 октября 2025
Певец Сергей Жуков и его сын исполнили главные роли в мюзикле "Ты у меня одна". ...
Сергей Жуков стал композитором: премьера спектакля «Ты у меня одна»
17 октября 2025
Сергей Жуков представил первую композиторскую работу в Губернском театре. ...
Потому что есть Сережка: Жуков дебютировал в Губернском театре
17 октября 2025
Фронтмен группы «Руки вверх!» Сергей Жуков добрался до театральной сцены. Певец не...
«Вы все — мои дети. Потому что я люблю вас»
24 сентября 2025
18-19 сентября на большой сцене Губернского театра состоялась премьера спектакля «Старший...
От бытового анекдота до библейской притчи: премьера в Московском Губернском театре
22 сентября 2025
Начало театрального сезона в Москве изобилует множеством ярких премьер, и Московский...
"Старший сын" Вампилова в Губернском театре напоминает, чего отчаянно не хватает современному театру
22 сентября 2025
"Старший сын" Вампилова в Губернском театре напоминает о важности сопереживания ...
«Старший сын» - премьера в Московском Губернском театре
21 сентября 2025
Московский Губернский театр  открыл  новый сезон   постановкой   «Старший сын» по пьесе...
Афера по-советски: в Губернском театре поселился «Старший сын»
20 сентября 2025
Сергей Безруков открыл сезон знаменитой пьесой Александра Вампилова. ...
В московском Губернском театре – премьера "Старшего сына"
18 сентября 2025
Сегодня в театре дают комедию по знаменитой пьесе Александра Вампилова. История...
На сцене Московского губернского театра состоялась премьера спектакля «Старший сын»
18 сентября 2025
О том, как важно слушать и слышать близких. Большая премьера на сцене Московского...
Премьеру спектакля "Старший сын" представили в Московском Губернском театре
18 сентября 2025
Пьеса Александра Вампилова превращается в философскую притчу о человечности и...
Новый миф о Дон Жуане представили в Московском Губернском театре
18 марта 2025
В праздничные дни марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Дон...
Кто обнимет небо: премьера «Дон Жуан. Новый миф» прошла в Московском Губернском театре
17 марта 2025
Премьера «Дон Жуан. Новый миф» по пьесе Жана-Батиста Мольера состоялась на сцене...
Антон Хабаров: «Мне точно уже не интересно просто играть красавчика»
14 марта 2025
В дни, когда страна отмечала женский праздник, Московский Губернский театр порадовал...
«Дон Жуан»: Новый миф родился в Губернском театре
14 марта 2025
Острохарактерные герои, резкая смена тональности и раскрытие идей Мольера. 8 марта в...
СОБЛАЗНИТЬ СМЕРТЬ И ОБРЕСТИ ПОКОЙ
13 марта 2025
ПРЕМЬЕРА «ДОН ЖУАН. НОВЫЙ МИФ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ 8 марта Губернский театр...
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре (16+)
12 марта 2025
«Мы показали две энергии – грешного, заблудшего и несчастного персонажа, и доброго,...
Бросая вызов морали и небесам
12 марта 2025
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» Московский Губернский театр представил...
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре