Телеканал «Культура», 28.01.2016.
В одном из писем Виктора Астафьева есть такие слова: «Я пишу книги о войне, чтобы показать людям, и, прежде всего, русским, что война – это чудовищное преступление против человека. И чем более наврешь про войну прошлую, тем скорее приблизишь войну будущую». Астафьевская военная проза – это «солдатская» правда против «генеральской», жестокая, кровавая, выстраданная. Не самый удобный материал для сцены. Но Сергей Безруков рискнул. Худрук Московского Губернского театра давно мечтал видеть в репертуаре спектакль по мотивам повести «Веселый солдат». Постановку доверил молодому режиссеру Ричарду Бондареву.
Появление на театральной сцене повести Виктора Астафьева «Веселый солдат» – уже событие. До сих пор к ней обращаться либо не решались, либо не хотели. Жесткий, реалистичный и даже натуралистичный рассказ от первого лица – солдата – «прошибает» с первых страниц.
«Прошлый год у нас был юбилейный – праздновали День Победы. И снова – «Ура, да здравствует!». Хотелось сказать о «некрасивой войне», как говорил Астафьев: «Сняли кино про войну, и сами же в нее поверили, которую сняли». А та война, которая по-настоящему была, некрасива, страшна», – рассказал художественный руководитель Московского Губернского театра, народный артист России Сергей Безруков.
Война, где смешались грязь, кровь, пот и слезы – это война глазами фронтовика Астафьева. Сценография решена так, что зритель, как рядовой солдат, смотрит этот спектакль из «окопов».
«Столько есть фильмов, спектаклей и представлений о том, что война – это тяжело. А на самом деле, – когда с этим начинаешь работать, когда начинаешь читать Астафьева и смотреть старые фильмы наши, где работали, действительно, участники, как «Баллада о солдате», к примеру, я с нее начал; – то понимаешь, что очень тяжело и даже страшно к этому всему прикасаться», – признается актер Илья Малаков.
Совсем молодые актеры играют с настоящим мастером – Борисом Галкиным. Заслуженный артист на театральной сцене не появлялся 35 лет. Приглашение Сергея Безрукова сыграть Виктора Астафьева почел за честь и подарок судьбы. Он был знаком лично с великим писателем.
«Память о нем очень цепкая. Он запоминается на всю жизнь и буквально въезжает в твое сознание, в твое сердце, он тобой владеет. Благодаря его открытиям творческим, человеческим, гражданским он постоянно бередит твое сердце», – считает заслуженный артист России Борис Галкин.
Чтобы из прозы получилась сильная драматургия, в инсценировку добавили воспоминания санитарок, анонимное письмо с угрозами Астафьеву, его интервью разных лет. В углу сцены – рабочий стол, как в родном селе Овсянка. Весь спектакль – это воспоминание о войне, с которой он «до сих пор не может вернуться».
Материал на сайте издания