Светлана Юрьева, API TV DANCE
Московский Губернский театр представил четвертую премьеру юбилейного сезона – комедию Лопе де Вега «Собака на сене» в постановке Александра Коручекова.
В роли Дианы – Вера Шпак и Наталья Качалкина, Теодоро - Андрей Исаенков и Евгений Сыркин.
Сумятица любовных сомнений, воспетая 400 лет назад испанским гением Лопе де Вега, будоражит воображение и кружит головы всем без исключения. Объяснения и слезы, борьба амбиций и интриги, расставания, нежные мечты и ревность, и, конечно, ее величество Любовь! Все это – мир героев комедийного спектакля «Собака на сене», созданный режиссером Александром Коручековым.
Надменная красавица Диана в смятении - она терзается сомнениями в выборе между достойными ее положению женихами и любовной страстью к безродному секретарю, ловеласу Теодоро, который, в свою очередь, не может решить, кто ему больше по сердцу - прелестная Марсела или властная хозяйка. Готов ли Теодоро отступиться от прекрасной графини, сумеет ли Диана побороть в себе это опасное чувство? Ведь статус велит соблюдать все правила приличия.
Рассказывая о новой постановке в репертуаре театра, художественный руководитель МГТ Сергей Безруков отметил: «С Александром Коручековым мы знакомы давно. Он замечательный мастер, художник, в театральном мире его спектакли очень ценятся. Мы давно договаривались, что он поставит у нас комедию, долго выбирали материал, и, наконец, он сделал выбор в пользу пьесы Лопе де Вега «Собака на сене». Коручеков великолепно работает в жанре комедии дель арте, у него совершенно потрясающие тренинги по работе с маской. В этом спектакле не так много сцен с масками, но для меня важно, что он работает не только как режиссер, но и как педагог, много дает актерам для развития, а это всегда очень ценно в нашей профессии –пробовать себя в новых жанрах и стилях, приобретать новые актерские навыки. В этом смысле у нас получился уникальный опыт в текущем сезоне - совсем недавно выпустил премьеру Иван Пачин, режиссер со своим особым видением и стилем работы, а теперь Александр Коручеков. Многим артистам повезло работать с обоими режиссерами.
«Собака на сене» - великолепная драматургия, кроме того, это пьеса в стихах, мне кажется, очень важно, уметь покорить стихотворный текст. Я рад, что в нашем репертуаре появился такой спектакль - это ярко, стильно, здесь замечательные актерские работы. Рад за Наталью Качалкину, для которой роль Дианы стала своего рода дебютом в новом для нее амплуа, рад за всех актеров. Для меня символично, что премьеры этого сезона составили своеобразную трилогию о любви в разных ее проявлениях. В моей постановке «Женитьба. Почти по Гоголю» мы говорим о том, что любви все возрасты покорны, неважно, сколько тебе лет. Затем «Сорок первый» Ивана Пачина, где встретились два человека из разных миров, которые полюбили друг друга вопреки всему. И вот теперь – «Собака на сене» Коручекова, где герои проходят сложный путь, для того чтобы завоевать право на любовь».
Работая над постановкой, авторы вдохновлялись знаменитой испанской архитектурой и итальянской комедией масок. Художник Евгения Шутина создает на сцене лаконичное, трансформирующееся игровое пространство, в котором угадывается сад дворца. Пространство-лабиринт, где свет создает причудливый узор, пробиваясь сквозь ажурные решетки беседок, где герои блуждают и мечутся в лабиринтах любви, где за каждым поворотом кипят нешуточные страсти и прячутся любопытные глаза.
Александр Коручеков, который любит работать в эстетике итальянской комедии дель арте, привнес некоторые ее элементы и в эту постановку.
«Итальянская комедия масок очень сильно повлияла на весь театр, она сформировала некие законы и правила существования артистов, особую природу игры. Недаром и фабулы многих знаменитых пьес 16-17 века очень похожи на канву, которую использовали в комедии дель арте. Драматурги позаимствовали у нее многие сюжетные узлы - и Лопе де Вега, и Шекспир, и и Мольер. Комедия дель арте - это природа театра того времени, которую вполне можно учитывать. Мы не работаем впрямую в стилистике комедии дель арте, хотя у нас есть эпизод с масками. Главное для нас – ухватить природу игры», - говорит режиссер.
Рассказывая о выборе материала, Коручеков отмечает: «Мне нравится эта пьеса, было интересно прикоснуться к тому, что там происходит. Это разговор о разных метаморфозах любви. Несмотря на легкость фабулы, мы рассматриваем отношения между героями как глубинные процессы: что с нами происходит, откуда все эти метаморфозы? Как это все зарождается? В «Собаке на сене» все начинается как игра, как что-то несерьезное. А потом мы заигрываемся, и все становится всерьез, и уже никуда не деться от любви, и непонятно, что с этим делать. Захотелось поплавать в этом океане, океане прихотей любви. В пьесе есть разные вариации этого чувства. Ведь слово «любовь» очень многозначно, у этого понятия тысячи разных оттенков и особенностей - один любит только для себя, а другой отдает себя, ничего не требуя взамен, кто-то любит только на уровне низа, кто-то наоборот – возвышенно, умозрительно. Словом, поговорим о странностях любви».
Делясь впечатлениями о работе над спектаклем, актеры рассказали об атмосфере на репетициях.
«Режиссер создал на репетициях особую атмосферу любви, нам очень повезло. Это прекрасное произведение, здесь очень интересные персонажи, и благодаря нашему режиссеру, мне кажется, мы все обогатились новыми знаниями в профессии», - сказала Вера Шпак.
Андрей Исаенков, исполнитель роли Теодоро, отметил: «Это не психологический театр, здесь игровая структура, мы играем в наших персонажей. Благодаря режиссеру мы прикоснулись к комедии дель арте, Александр Коручеков дал нам мастер-класс, обучал нас правилам и принципам этого театра, мы занимались масками. Много работали над тем, чтобы стихи перестали быть просто стихами, а стали органичным выражением мыслей наших персонажей, чтобы донести суть, не потеряв при этом мелодику стиха, ритм, рифму».
Рассказывая о своих героинях, актрисы Вера Шпак и Наталья Качалкина отметили, что несмотря на то, что пьесе уже 400 лет, образ Дианы понятен и близок сегодняшнему зрителю. «Моя героиня не знает, куда себя деть от одиночества. У нее есть все: статус, деньги, слуги, но нет любви. Она ищет ее и готова пойти на все, чтобы испытать это чувство взаимной любви», - поясняет Наталья Качалкина.
«Лопе де Вега написал историю, которая вне времени. Мы не ставили себе задачу сохранить историческую достоверность, здесь стилизованные костюмы и декорации, которые немного напоминают время и место действия пьесы, но все-таки мы рассказываем про людей, которые близки каждому человеку сегодня. Главная черта любой женщины в любые времена – это желание любить и быть любимой. Я рассказываю историю женщины, которая борется за свое женское счастье, - хотя по большей части она борется с самой собой, с теми условностями и представлениями о чести, общественном положении и статусе. Ведь и сейчас в обществе и внутри каждого из нас есть масса преград, правил, условностей, которые встают на пути любви. И главное - позволить себе любить, быть любимой, и не оглядываться на других», - делится Вера Шпак.
31 мая оpen-air версия спектакля «Собака на сене» будет представлена на открытииV Летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского» в Культурном центре «Усадьба Кривякино» (Воскресенск). На открытой площадке усадебного парка будут показаны фрагменты спектакля.
Следующие показы состоятся 11 июня и 2 июля.
Материал на сайте издания