Валерия Гуменюк, театральная Афиша, №2
Режиссер и хореограф Сергей Землянский выпустил на сцене Московского Губернского театра пластическую версию истории полубезумного тирана Калигулы, лишив слов всех до единого персонажей. Сюжет спектакля, однако, выходит за рамки одноименной драмы Альбера Камю, опираясь также на факты жизни Калигулы. Поэтому перед просмотром спектакля полезно хотя бы бегло ознакомиться с биографией одного из самых известных римских императоров, прославившегося изощренной жестокостью. Но и непосвященным зрителям сюжет будет вполне понятен благодаря ясной, четко выстроенной логике мизансцен и выразительному пластическому языку. В своем спектакле Сергей Землянский собрал целую россыпь звезд, среди которых не только артисты Губернского театра, но и балерины Большого театра Мария Александрова и Мария Богданович. Главную роль играют в разных составах Илья Малаков и Станислав Бондаренко из Театра имени Моссовета.
Темная сцена почти пуста, на ней лишь изредка возникает то ли трон, то ли саркофаг – символ нелегкого бремени власти. Легкая вуаль воздушного занавеса дымкой отделяет воспоминания главного героя от реальности его печального настоящего: Калигула перебирает события своей жизни, тщетно пытаясь найти смысл бытия, так внезапно утраченный после гибели его возлюбленной Друзиллы.
Огромная рамка с мелькающими в ней картинами, возникающими будто из подсознания Калигулы, трансформируется в гигантский диск недостижимой и величественной Луны, дотянуться до которой так романтично мечтал самый жестокий в истории император. Неслышным потоком движутся слуги, воины, патриции в длинных одеждах – их мерное деловитое кружение точно воссоздает душащую атмосферу придворных сплетен и слухов. Высокий, статный Калигула в исполнении Стаса Бондаренко излучает неспокойную, не находящую созидательного выхода силу, которую герой направляет на разрушение всего вокруг, в том числе и самого себя. Внутренняя неуспокоенность Калигулы движет не замирающий ни на мгновение ритм всего спектакля, влекущий к неминуемой апокалиптической развязке. Все действительно ясно без слов: стильная, чувственная, блестяще выстроенная постановка Сергея Землянского завораживает и не отпускает до самого финала.