Наталья Васильева, 05.12.2020, "Известия"
В программу вошли 74 проекта онлайн плюс живые открытие и закрытие
Илья Муромец прошел через металлодетектор, Шапокляк нервничала из-за длинной очереди на вход, почтальон Печкин прокатил Буратино на велосипеде, а Шляпник показал по телевизору Михаила Мишустина — III Международный Большой детский фестиваль (БДФ) завершал работу в сказочной атмосфере. Словно в сказке чувствовали себя и гости торжественного вечера — без масок и перчаток, а может, даже в уютных пижамах, они смотрели церемонию дома, онлайн. «Известия» тоже подключились.
Сказочная трансляция
К первому звонку я была во всеоружии: на столе — ноутбук, на ногах — домашние тапочки, в руках — чашечка ароматного чая. Раньше проходить в театр приходилось через рамки металлоискателя, в этот раз — по ссылке. Сначала было непривычно и немного обидно, что ехать никуда не пришлось. Но когда на экране появился Шляпник из «Алисы в Стране чудес» и показал, какая очередь стоит на вход в Губернский театр, сожаления как рукой сняло. На церемонию закрытия фестиваля в Кузьминки слетелись сказочные персонажи со всего мира — уж больно они соскучились по сцене. Даже Карлсон прошмыгнул по воздуху через шведскую границу.
Обстановка в вестибюле театра царила напряженная. Ссорились Илья Муромец и Шапокляк. Первый снимал с себя бесконечное количество оружия и металлических кольчуг, чтобы пройти через рамки. Вторая злилась, что стоит из-за него в очереди битый час, и требовала, чтобы сказочный коллега поторопился. Все-таки впереди красная дорожка — на это дефиле дамам никак нельзя опаздывать.
Предвосхищая домыслы о разыгравшейся авторской фантазии, отмечу, что она не моя, а труппы Сергея Безрукова. Весь этот спектакль артисты показали в онлайн-трансляции для тех, кого из-за 25-процентного ограничения заполняемости не смогли пригласить в зрительный зал. Так что еще непонятно, кому церемония показалась более зрелищной — конкурсантам фестиваля, которые ожидали начала концерта в буфете, или зрителям, наблюдавшим за слетом персонажей детских мультфильмов и сказок, сидя на домашних диванах.
Смесь форматов
Прозвенел третий звонок, и действие перенеслось на сцену. Там уже вовсю застольничали Шляпник, капитан Сильвер и почтальон Печкин. Последний завел беседу — предложил зачитать статистику. По ней в течение полутора месяцев в рамках Большого детского фестиваля показали лучшие драматические, кукольные и музыкальные спектакли, кино- и анимационные фильмы, цирковые и ледовые шоу. И всё это в онлайн-формате. Чтобы это реализовать, организаторы смотра помогли участникам создать качественные видеоверсии их конкурсных работ, о чем и сообщил почтальон Печкин.
«При поддержке фестиваля было создано 26 видеоверсий конкурсных проектов, за время смотра проведено 44 онлайн-трансляции. В конкурсной программе этого года 74 участника: 41 спектакль, 20 анимационных фильмов, четыре игровых фильма, девять цирковых номеров. Всего в конкурсной и внеконкурсной программах показали свои проекты 80 участников», — завершил свой отчет Печкин.
Шляпника такая статистика воодушевила — он решил подкрепить цифры авторитетным мнением и включил телевизор. На экране появился председатель правительства Михаил Мишустин: успехи Большого детского фестиваля он похвалил и всех его участников поздравил.
Во время двухчасовой трансляции сказочные герои наградили 11 победителей театрального смотра и вручили четыре специальных приза. Главную награду — за лучший драматический спектакль — детское жюри присудило постановке «Мой дедушка был вишней» воронежской театральной компании «Новый театр» (режиссер Виктория Шаламова). Не обошлось и без трогательных моментов. Председатель жюри 10-летний актер Марк-Малик Мурашкин, хваля фестиваль за вклад в развитие детского искусства, гарантировал, что благодаря ему он, став взрослым, непременно приведет в театр своих детей. Немногочисленный зал разразился аплодисментами.
В финале церемонии на сцену по традиции поднялся основатель фестиваля Сергей Безруков. Он отметил, что смотр задумывался как большой праздник для детей, а отбирать у детей праздник — это неправильно. Именно поэтому, несмотря на ограничения и пандемию, он решил целиком провести фестиваль в онлайн-формате.
«Мы смогли показать около 80 проектов, причем не только театральных, то есть смогли сделать фестиваль практически в полном объеме, как это было задумано», — обратился артист со сцены к реальным и визуальным гостям.
Худрук Губернского театра также отметил, что у него есть мысли сохранить частичный онлайн-формат смотра даже в том случае, если пандемия к следующей осени пойдет на спад. Ведь это поможет расширить географию: к фестивальным показам смогут подключиться дети и взрослые по всей стране.
Материал на сайте издания