Наталья Васильева, «Известия», 7.11.2016.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Губернский театр Сергея Безрукова поставил комедию Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». В интерпретации режиссера Гульнары Галавинской пьеса драматурга, написанная 162 года назад, заиграла новыми красками. Месседж спектакля обращен к современным игрокам – и дилетантам, как Кречинский, и настоящим профи – как бюрократ и коррупционер Варравин.
В авторском варианте эпопея с женитьбой героя представляет собой первую часть драматургической трилогии, в которую также входят пьесы «Дело» и «Смерь Тарелкина». Галавинская пошла на рискованный эксперимент – свела воедино все три части в одном спектакле. Продолжительность постановки увеличилась до трех часов, но не потеряла в качестве.
На сцене – весь спектр проблем современного общества: от коррупции до несовершенства бюрократического аппарата. При этом нельзя сказать, что действие напрямую перенесено в наше время. Герои рассуждают о балах, где так славно искать женихов и невест, и звонят в дверные колокольчики. В наш век зрителя возвращает лакей с салатово-оранжевой шевелюрой и динамичные монологи персонажей, зачастую переходящие в рэп.
Первое действие выдержано в жанре фарса. Туда-сюда снует Лидочка (Анна Цанг), что-то напевая себе под нос, Анна Антоновна Атуева (Галина Бокашевская) одновременно занимается тремя делами: спорит со стилистом – он же лакей Петрушка (Эдуард Айткулов), занимается йогой и маникюром. Отец Лидочки – Петр Константинович Муромский (Григорий Фирсов), утомленный домашним бедламом, с облегчением встречает гостя – с оглушительным звоном колокола в дом Муромских заявляется Кречинский (Антон Хабаров).
– Шарман! – в восторге от произведенного эффекта кричит тетушка Атуева. – Вот что значит светский человек!
Хабаров со своей многогранной ролью справляется превосходно. В гостях у Лидочки он самоуверенный обольститель, в своем одиноком жилище – спивающийся лентяй, растративший состояние на карточные долги. С приходом кредиторов наш герой превращается в жалкого труса. А вот он уже на грани сумасшествия – что-то бессвязно бормочет... «Совсем рехнулся», – переговариваются подельники.
Тем не менее у Кречинского уже рожден гениальный план: он не только женится на Лидочке и станет владельцем ее огромного состояния, но еще до свадьбы закроет все свои карточные долги, подложив ростовщику поддельную брошь.
Однако во втором акте соло переходит к блестящему актеру Сергею Куницкому, исполняющему роль бюрократа Варравина. Именно он, а не Кречинский, – профессиональный игрок и стратег. Только вместо игрального стола у него жизнь, а разменивает он не карты, а людские судьбы.
Варравин с присущим ему обаянием отправляет Муромского в могилу – исчерпав все возможные варианты спасти дочь от суда и обманутый, тот сводит счеты с жизнью.
Лидочка, оставшись сиротой, без денег и дома, не теряет надежды на то, что Кречинский действительно ее любит и непременно вернется. Но этого не происходит. «Я о тебе и твоем сердце буду теперь молиться», – произносит она и отправляется вслед за отцом в мир без страданий и боли.
На этой трагической ноте у зрителя впервые появляется возможность выдохнуть – до того события разворачивались настолько стремительно, что анализировать происходящее на сцене затруднительно. И не только на сцене – действие то и дело выходит за рамки подмостков: герои разыгрывают мизансцены прямо в зрительном зале.
Для понимания спектакля лучше заранее обзавестись программкой или прислушаться к худруку театра Сергею Безрукову. В беседе с «Известиями» он охарактеризовал новый спектакль как «вечную историю игрока, который буквально ходит по лезвию бритвы и блефует не только за карточным столом, но и в жизни».
– Мы с вами тоже живем в мире игроков. Блефуют у нас сейчас так, что по сравнению с реальными игроками герой Сухово-Кобылина отдыхает, – говорит о новой постановке Безруков.
Материал на сайте издания