Роман Васюкович, «Народная воля» (Беларусь), 13.04.2015.
Через пару месяцев в прокат выйдет новый российский фильм «Временно недоступен». Одну из главных ролей в картине играет наша соотечественница – молодая актриса Вера ШПАК.
Начинающая актриса рассказала «Народной Воле», почему из Минского государственного лингвистического университета она ушла в Школу-студию МХАТ, как училась под руководством Константина Райкина и почему ей приходилось мыть сцену в театре.
С Безруковым на «ты»
– Вера, расскажите, о чем фильм и кого вы там играете?
– В этом фильме у меня одна из главных женских ролей – играю журналистку из провинциального города. Эта картина по сюжету напоминает «Ревизора» Гоголя, но история рассказана на современный манер.
–
Знаю, что вы снимались вместе с очень популярным Сергеем Безруковым. Как работалось с известным актером?
– Прекрасно! Все началось с недельной экспедиции под Тулу, в город Алексин. Там все успели узнать друг друга и подружиться. Работать с Сергеем Витальевичем, особенно для начинающих актеров, – это большая удача. Он большой профессионал, фанат в хорошем смысле слова своего дела. И самое главное – он запросто делится своим опытом. На съемочной площадке мы постоянно что-то обсуждали, придумывали…
– С Безруковым вы на «ты»?
– Сергей Витальевич – художественный руководитель театра, в котором я работаю, и там, конечно, субординация соблюдается. Но у наших героев в фильме «Временно недоступен» большая сюжетная история, и поэтому в процессе съемок мы перешли на «ты». Он, кстати, очень открытый в общении человек.
– Это ваша первая большая роль?
– Я недавно начала сниматься. В 2013 году я окончила Школу-студию МХАТ. Так что, да, это моя первая главная роль.
– Первая главная роль запоминается на всю жизнь…
– Безусловно. Для меня это очень важный жизненный этап. Ощущения кастинга, первых съемочных дней я никогда не забуду. Мне повезло работать в прекрасной команде: режиссер Миша Хлебородов, сценарист Андрей Кивинов (который работал над фильмом «Каникулы строгого режима»)… К тому же материал очень интересный – с тонким юмором. Коллектив – от режиссера до рабочих – был слажен, и каждый занимался своим делом. И, кстати, ассистентом по актерам на этом проекте была моя родная сестра Надежда. Так что с первых шагов я чувствовала колоссальную поддержку!
Стресс-диета
– Вера, а как вы оказались в Москве?
– В 2006 году я окончила школу и поступила в Минский лингвистический университет на факультет английского языка. Проучилась там полтора года и перевелась в Институт иностранных языков в Санкт-Петербург. В Питере я также проучилась полтора года. После трех курсов уехала поступать в театральный вуз в Москву.
– Решили, что переводчик из вас не получится?
– Я поняла, что нахожусь не на своем месте. К тому же детские мечты не давали мне покоя. Когда оканчивала школу в Минске, поддалась распространенному мнению, что актер – не профессия.
Жизнь в Питере помогла мне взглянуть на себя со стороны. У меня был молодой человек, учеба, работа, но в один момент я поняла, что это все совсем не то, что мне нужно. Пришло осознание – надо срочно что-то менять! Вот и выплыли все забытые желания... Я поступала в 20 лет, а для девушки это достаточно поздно. Но отступать я не захотела.
– И у вас все получилось.
– Мне очень повезло встретить в Петербурге девушку, которая помогла подготовиться. Она окончила режиссерский курс в Театральной академии в Питере. До поступления я ведь вообще не знала, как устроен творческий институт, какие требования к поступающим. Она подсказала, что нужно делать и как себя вести. На вступительных экзаменах я читала Пушкина, Толстого, Крылова, Достоевского...
– Как проходило поступление?
– Я приехала в Москву и сразу отправилась в Школу-студию МХАТ. Людей там было очень много. Бесконечная какая-то суета и волнение. На прослушивание я пошла практически в последней десятке. Все прочитали свои программы и вышли ждать результатов. Того, кто проходит на следующий тур, вызывают в аудиторию и дают какие-то советы.
Я очень хотела поступить именно в Школу-студию МХАТ. У меня не было четкого представления, чем один театральный вуз отличается от другого, но учиться я мечтала именно здесь. Когда вышли объявлять, кто прошел на следующий тур, из моей десятки назвали только одну фамилию, и то не мою. Прошло пару минут, за них я, кажется, похудела на несколько килограммов. (Смеется.) Но потом из аудитории выбежала девушка и сказала: «Мы забыли одну фамилию. Еще Вера Шпак прошла…»
– Учеба занимала все время?
– Шесть дней в неделю – занятия. Актерское мастерство по три часа утром и вечером. 45 минут перерыв до и после, и в промежутке между мастерством три пары: вокал, хореография, история, движение, языки и т.д.
Плюс обязательная домашняя работа. В воскресенье просмотр фильмов, репетиции, поход в театр. Я жила в общежитии, где постоянно мы с другими студентами что-то обсуждали, придумывали… Жизни вне института не было. На четвертом курсе стало чуть легче. Не все выдерживали такой ритм. Нас поступило 26 человек, а дипломы получили 22.
– Вы попали на курс Константина Райкина. Сложно с ним?
– С ним сложно, но не со знаком минус, а со знаком плюс. В первую очередь он очень требователен к себе и не меньшие требования предъявляет к студентам. Но все оправдывает личным примером. Этот человек живет театром и никогда не позволяет себе халтурить. У него колоссальная работоспособность, которой заражаются окружающие. Даже когда он сидит в кресле и кажется, что ничем не занят, это не так. В этот момент в его голове явно зарождаются какие-то творческие планы. Когда смотришь на таких людей, понимаешь, к чему нужно стремиться. Рядом с Константином Аркадьевичем невозможно остаться с холодным носом.
– Родители знали, что вы бросили изучение иностранных языков и поступили в театральный?
– Мои родители не живут вместе. Папа преподает в радиотехническом университете в Минске, а мама работает врачом в Санкт-Петербурге. Мне до конца не верилось, что есть шанс попасть учиться в Школу-студию МХАТ. Когда я поступала, об этом знали только мама, сестра и пара знакомых. И уже после зачисления в студию я позвонила папе. Конечно, для него это было неожиданно, но он меня поддержал. Родители рады, что я занимаюсь любимым делом. Очень важно чувствовать поддержку и знать, что у тебя прикрыты тылы. Мне в этом плане повезло.
Закулисная жизнь
– Белорусские актеры вынуждены искать себе подработку, одной зарплаты в театре на жизнь не хватает. Что может позволить на заработок начинающий актер в Москве?
– Однозначно не могу ответить. Многое влияет: в каком театре работаешь, сколько ролей играешь… В целом в театре платят немного.
Я живу на съемной квартире и добираюсь в театр на метро, как многие мои начинающие коллеги. Жилье в Москве – отдельная тема. Снимать квартиру для начинающих актеров – это очень большая статья расходов. Я рассчитываю на деньги, заработанные в кино. Прожить на одну театральную зарплату было бы сложно. Театр дает стабильный минимум. Если не позовут сниматься в кино, то денег хватит на оплату жилья и покупку еды.
– Руководство театра не препятствует съемкам в кино?
– В разных театрах по-разному. Я сейчас работаю в Московском Губернском театре под руководством Сергея Безрукова. Он считает, что актеру нужно сниматься в кино. Для этого делает два состава в спектаклях, чтобы кого-то можно было подменить, советует своих актеров знакомым режиссерам. Но, к сожалению, позиция Сергея Витальевича в меньшинстве. Во многих театрах руководство очень ревниво относится к съемкам в кино.
– А как выпускники театральных вузов устраиваются в театр?
– Это очень сложный период. В конце четвертого курса мы договаривались с художественными руководителями театров, приходили и показывали отрывки. Мне хотелось работать в хорошем театре. Константин Аркадьевич меня к себе не брал – к сожалению, а может, и к счастью. Ведь все, что ни делается, к лучшему. Я решила показаться Валерию Владимировичу Фокину, который руководит Александринским театром в Петербурге. И так получилось, что Фокин сразу взял меня работать к себе. Но через год я вернулась в Москву, и тут уже Сергей Витальевич пригласил меня в Московский Губернский театр.
– У вас есть какой-то специальный подход к роли?
– К разным спектаклям и ролям готовишься по-разному. Когда мы выпускали наш дипломный спектакль «Трамвай «Желание» (мы, кстати, до сих пор играем его), мне обязательно нужно было расставлять весь реквизит. Был период, когда я перед спектаклем мыла сцену – то есть к каждому спектаклю свой подход.
– Вера, вы белорусская или российская актриса?
– (Задумалась.) Я белоруска и никогда этого не скрываю. Люблю Минск, хотя и редко в нем бываю. Я белоруска, работающая в России. Предложений сниматься в Беларуси мне не поступало. На сегодняшний день в Москве много снимают, есть интересные проекты.
– Бывает, что вы недовольны собой на сцене?
– Постоянно. Никогда не говорю себе: «я прекрасна» или «я гениальна». И, если такое случится, я очень сильно испугаюсь. Нельзя говорить, что ты сделал все. Значит, больше некуда стремиться?!
Я, конечно, не грызу себя после каждого спектакля, но и не даю себе расслабляться. Над собой нужно работать постоянно.
– Вера, есть ли роли, играть которые вы отказались бы?
– (Задумалась.) Этого нельзя предсказать. Многое зависит от сценария, режиссера, команды. Ведь не бывает однозначно плохих или хороших ролей. Историю человека можно по-разному снять. Сейчас мне не приходит в голову такая роль, от которой я отказалась бы.
– У вас остается время на личную жизнь?
– Мой молодой человек тоже работает в театре. У нас у обоих мало времени, но мы стараемся находить его друг для друга.
– Он актер?
– Нет, но он хорошо знаком с театральной жизнью…
Материал на сайте издания