Борис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 24.02.2016.
23 февраля в Московском Губернском театре показали спектакль "Веселый солдат", в основу которого легла одноименная повесть Виктора Астафьева - одно из самых неоднозначных, пожалуй, произведений о Великой Отечественной войне.
Ход неожиданный, что уж там. Причем, со всех сторон. С одной, потому что идущие вразрез с официальной точкой зрения произведения о войне – огромная редкость. С другой, потому что их тем более никто не ждет от Губернского театра, возглавляемого Сергеем Безруковым. Безруков, между тем, выступил худруком спектакля по повести Виктора Астафьева «Веселый солдат» – произведения жесткого, откровенного, невероятно личного и противоречащего всему, чему нас учили школьные учебники.
Сам Астафьев ушел на фронт добровольцем в 1942 году, трижды был ранен и закончил войну солдатом. Он и становится главным героем спектакля, на протяжении более двух часов вспоминающим о военном времени и том, что было после него.
В роли престарелого писателя-фронтовика тут выступает Борис Галкин, знавший Астафьева лично. И, судя по тому, как произносит он свои монологи, отношение к астафьевскому тексту у него так же весьма личное.
Одетый то в растянутый свитерок и костюмные брюки со стрелками, по деревенской моде заправленные в высокие сапоги, то в военную форму времен Великой отечественной (художник по костюмам – Карина Автандилова), он невероятно трогателен, когда речь заходит о жертвах, и едва ли не взрывается от гнева, когда называет виновников этих жертв – не немцев, как стоило бы ожидать, а своих: от Сталина до ворюги и сволочи смершевца, от бессердечной главврачихи госпиталя до похотливого политрука, а, в целом – власть имущих.
Он обвиняет, сидя в своем рабочем кабинете – точно таком же, какой был в родном Астафьеву селе Овсянки (художник-постановщик – Екатерина Малинина): вот столик, вот панцирная кроватка, вот старенькие репродуктор на стене. Обвиняет, сидя на краю окопа, оплакивая умершую дочку на деревенском кладбище, трясясь в вагоне, в котором раненные едут с фронта, и стоя посреди дома в уральском городе Чусовом, где живет семья жены писателя Мили (Наталья Шклярук) и куда Виктор Астафьев приезжает после демобилизации. Обвиняет и другой Виктор Петрович Астафьев – еще молодой, сыгранный Ильей Малаковым. Последнему, кстати, приходится куда тяжелее на фоне именитого Галкина, из-за чего, возможно, он и смотрится помельче, чем стоило бы.
Обвинение – это и есть суть как повести, так и спектакля. Но обвинение не как самоцель, а как попытка разобраться и в себе, и в своем прошлом, и в истории своей страны. Недаром же, чтобы из прозы получилась сильная драматургия, режиссеры спектакля – Ричард Бондарев, Анна Горушкина, Евгений Гомоной, Елена Киркова – в инсценировку добавили воспоминания санитарок, анонимное письмо с угрозами Астафьеву, его интервью разных лет.
Зачем? В одном из писем Виктора Астафьева есть строки: «Я пишу книги о войне, чтобы показать людям, и, прежде всего, русским, что война – это чудовищное преступление против человека. И чем более наврешь про войну прошлую, тем скорее приблизишь войну будущую». Это и есть ответ: весьма болезненный для постановки, прошедшей 23 февраля, но, если разобраться, возможно, именно в этот день более всего своевременный.
Материал на сайте издания