«Вид с моста»: в чужой стране
Министерство Культуры Московской Области
Касса: +7 (495) 378-65-75
ПН-ВС, без перерыва: 11:00-20:00
Пресса
Московского
губернского
театра

«Вид с моста»: в чужой стране

14 Октября 2016
Светлана Кочерина, «Ревизор», 14.10.2016.

На малой сцене Московского Губернского театра состоялась премьера спектакля «Вид с моста» по одноименной пьесе Артура Миллера, шестьдесят лет назад написавшего социальную драму в жанре античной трагедии об иммигрантах-нелегалах

36065410n
Фото Светланы Кочериной

Темное пространство, пустое и гулкое. Решетка, лестница, уводящая вверх, – то ли верфь, то ли тюрьма, то ли инженерная конструкция, держащая Бруклинский мост. Тусклый желтый свет, обрисовывающий силуэты постоянно движущихся людей и только изредка освещающий лица. И бесконечные серые мешки с заморскими товарами, которые тащат грузчики из одной пустоты в другую, – когда во время пресс-показа журналистам разрешили подняться на сцену, то под ногами хрустели настоящие кофейные зерна, высыпавшиеся из грубой мешковины. Зыбкие сумерки, туман и даже дождь. Прекрасный фон для повествования о непростой жизни нелегальных иммигрантов – или же для современной трагедии о любви, предательстве и судьбе.

На сцене Московского губернского театра – премьера спектакля «Вид с моста» по одноименной пьесе Артура Миллера в постановке Анны Горушкиной, ученицы Л. Хейфеца, умеющей с удовольствием работать с драматургией ХХ века (среди ее постановок – спектакли «Зима» по пьесе Е. Гришковца, «C любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Бесконечный апрель» Я. Пулинович). Впервые пьеса была поставлена в 1955 году в театре Коронет на Бродвее как часть представления из двух одноактных пьес. Спустя год Миллер переписал её в двухактную пьесу. Именно эта версия и стала популярной среди зрителей – в режиссерской версии Питера Брука в Лондоне в 1956 год.

36067qy35
Фото Светланы Кочериной

Эта одна из наиболее успешных пьес американского драматурга (три премии «Тони», считающейся аналогом театрального «Оскара», три премии Лоуренса Оливье и т.д.) в Москве давно не ставилась на больших сценах. И вот сейчас, когда тема беженцев и гастарбайтеров одинаково актуальна и для Америки, и для Европы, и для России, снова востребованной оказалась история 50-х годов, разворачивающаяся в итальянском районе Нью-Йорка, где живет простой портовый грузчик Эдди Карбоне (Дмитрий Карташов). Он соглашается помочь своим родственникам, Родольфо и Марко, приехавшим в страну нелегально в поисках работы и счастливой доли. Они, по словам художественного руководителя театра Сергея Безрукова, «абсолютно бесправны и беззащитны в чужой стране, с чуждыми им традициями и законами».

Вроде бы есть все предпосылки для обычной социальной драмы с политической подоплекой и намеками на современность, но тут в белокурого Родольфо с внешностью и повадками эстрадной звезды (актер Антон Соколов признается сам, что отчасти похож на своего персонажа: так же приехал в столицу с амбициями и надеждами – покорять) влюбляется Кэтрин (Ирина Токмакова), любимая воспитанница Эдди, его единственная радость, тот самый луч солнца в темном царстве трущоб. И вот уже жанр спектакля склоняется к мелодраме, а затем, когда страсти неумолимо ведут героев к разрушению семьи, жизни и самих себя, загоняют их в тупик, в спектакле все более отчетливо начинают звучать мотивы античной трагедии, в очередной раз доказывающей слабость человека перед лицом Рока. Это сходство усиливается Анной Горушкиной, акцентирующей внимание зрителей на традиционном персонаже древнегреческой драматургии – на рассказчике, чьи функции выполняет адвокат Алфиери, выходящий из сценического пространства к микрофону. Он комментирует происходящее, обращается напрямую к зрителям, говорит, подчеркивая поэтичность и музыкальность своей речи. Он одновременно и эсхиловский корифей, ведущий хор, а подчас и сам хор. Психолог, врач, защитник, прокурор, судья – и автор, фиксирующий неумолимое движение истории к развязке. Но неизбежен ли такой финал? Режиссер, рассказывая о своих задачах, признается: «Хочется, чтобы люди, посмотрев спектакль, может быть, в какой-то момент попытались признать какие-то свои особенности, когда в какой-то момент ты перестаёшь быть правым, приняли себя и изменили ситуацию. Чтобы поняли, что неприятие себя может закончиться трагедией».

36069jphx
Фото Светланы Кочериной

Все самое бытовое и привычное в спектакле постепенно словно приподнимается над обыденностью, наполняется символами, подчиняется ритму. Вслушиваясь в диалоги, вдруг понимаешь, что воспринимаешь не каждое слово по отдельности как самостоятельную единицу, а разговор в целом, как единое смысловое целое. Когда и этого становится мало, режиссер по пластике Сергей Землянский, уже демонстрировавший в Театре им. Пушкина, Театре наций и в проектах Студии SounDrama свой стиль, названный им wordless («без слов») переводит экспрессивные реплики на язык жеста, пантомимы, танца, образный и символичный: завораживающе красиво и страшно решена, к примеру, сцена любви Родольфо и Кэтрин, где девушка оказывается словно пригвождена к решетке. Или же танец отчаяния жены Эдди Биатрис, осознавшей приближающуюся катастрофу.

За последние десятилетия режиссеры уже приучили зрителей к «осовремениванию» любых, даже самых хрестоматийных текстов, когда давно знакомые персонажи, скинув тоги, камзолы, сюртуки и смокинги, облачаются в одежду, взятую с последних парижских подиумов. Они легко меняют профессию, возраст и статус. Эпатажно приобретают модные пороки, и, наконец, обучаются сленговым словечкам. Подобный подход был бы вполне ожидаем – при такой остро актуальной теме. Но Губернский театр отнесся к пьесе Миллера крайне бережно, сохранив характеры персонажей, сюжет, язык. Режиссерская интерпретация коснулась только финальной сцены, где вместо итальянского убийства из мести – символического самоубийство. Само же пространство спектакля – вневременное. Костюмы, придуманные художником Алексеем Лобановым, в целом, современны, но все эти свитеры крупной вязки разных оттенков в природной гамме ненавязчиво ассоциируются с культовым изображением Хемингуэя 50-х годов – в вязаном свитере с высоким воротом. Сергей Безруков, общаясь с журналистами, подчеркнул, что для создателей спектакля было важно избежать конкретики – «чтобы это была человеческая история, рассказать о людях, которые приезжают в другую страну, показать их судьбы, их страсти, любовь».

360713j77
Фото Светланы Кочериной

Избежать конкретики удалось. И в первую очередь, удалось избежать упрощения самой истории, как это было в некоторых постановках и экранизациях, где Родольфо предстает расчётливым и циничным юношей, которому Кэтрин нужна исключительно как «мост»: женитьбы на ней даст ему возможность легализовать свое положение, получить гражданство и остаться в Америке. Соответственно, это оправдывает практически любой поступок Эдди, пытающегося спасти воспитанницу. В постановке Губернского театра все гораздо сложнее. Здесь нет правых и виноватых. В центре – исследование теневых сторон души. Порядочный, хороший человек Эдди вдруг обнаруживает в себе нечто неведомое, непонятное, и, подобно Эдипу, сопротивляющегося судьбе, тоже не хочет признаться себе в своих страстях, не принимает себя, а вместо этого ищет любых оправданий и простых объяснений, разрушая семью и самого себя. Актер Дмитрий Карташов, говоря о своем герое, сказал, что самым сложным и важным было показать, «слом такого цельного человека, когда внутри зарождается нечто, что его потом разрушает, – и это страсть».

Психологическая точность и сложность видна и в двух женских образах, изначально чуждых в жестком портовом мире, изображенном Артуром Миллером. Это юная Кэтрин, влюбленная, мечтательная, непосредственная. Она ждет счастья. И проходит тяжелый этап взросления, о чем говорит исполнительница этой роли Ирина Токмакова: «Как многие в ее возрасте, она – абсолютный максималист, и ей сложно понять, как получается, что хорошие люди вдруг становятся плохими. А принять эту перемену в родном человеке – еще сложнее». Другая героиня, литературная сестра Еврипидовской Медее и Федре, – Биатрис. Хрупкая, нелепая, стареющая от каждого слова и взгляда Эдди, слепнущая от слез и пытающаяся удержать свой мир, вымолить любой ценой его сохранность. По сути, это и есть воплощение концепции «человеческого театра», о котором часто говорит в своих интервью художественный руководитель театра.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Весна
По рассказам Михаила Задорнова
1 ч 40 мин, без антракта
Подробнее
16+
Бесконечный апрель
Драматическая импровизация
1 ч 15 мин, без антракта
Подробнее
16+
Скамейка
Эксцентрическая комедия
1 ч 30 мин, без антракта
Подробнее
16+
Веселый солдат
Драма
2 часа, без антракта
Подробнее
18+
Хулиган. Исповедь
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа, без антракта
Подробнее
Последние статьи
Сергей Безруков: «Мы за театр, где режиссер растворяется в актере»
25 Мая 2021
Худрук Московского Губернского театра рассказал о фестивале «Фабрика Станиславского» и...
Вместо психотерапевта – театр!
25 Мая 2021
Возглавив в 2014 г. Московский Губернский театр, Сергей БЕЗРУКОВ понимал, какой театр...
АНТОН ХАБАРОВ: «НЕ ЛЮБЛЮ ДИПЛОМАТИЮ В НАШЕЙ ПРОФЕССИИ»
22 Мая 2021
Художественный руководитель Губернского театра Сергей Безруков говорит, что идеальной...
В МГТ поделились планами на Большой детский фестиваль
11 Мая 2021
Фото: Денис Трудников Только в ноябре были подведены итоги III Международного...
БОЛЬШОЙ ДЕТСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРЕДСТАВИЛ НОВОЕ ЖЮРИ
01 Мая 2021
АНАСТАСИЯ ЕВТЕФЕЕВА IV Международный Большой Детский фестиваль пройдет с 1 сентября...
Безруков объявил о завершении отбора жюри для Международного большого детского фестиваля
30 Апреля 2021
Дарья Бунякова, Максим Беспалов Международный Большой детский фестиваль закрыл...
ВЕРЫ ВСЁ МЕНЬШЕ, А ГРЕХИ ВСЁ СТРАШНЕЕ
29 Апреля 2021
«ДЯДЯ ВАНЯ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ В рамках проекта «Журфак Театрала» – текст студентов...
Фестиваль «Фабрика Станиславского» представит театры из семи регионов
28 Апреля 2021
III Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского» пройдет в Москве и...
Заоблачно-головокружительный «Малыш и Карлсон» в Московском Губернском театре: «Фантазия, мечта и свет души!»
27 Апреля 2021
Московский Губернский театр – единственный взрослый театр, который уделяет такое...
Он вернулся! В Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Малыш и Карлсон»
26 Апреля 2021
Пестрый, музыкальный и очень живой спектакль «Малыш и Карлсон» вышел «из-под...
Карлсон и Электродрама на сцене Губернского театра
20 Апреля 2021
Московский Губернский театр с приходом весны радует хорошими новостями. На Большой...
«Дядя Ваня» в постановке Сергея Безрукова: пять пудов безответной любви
17 Апреля 2021
На сцене Московского губернского театра — премьера чеховского «Дяди Вани» В «Дяде...
ПОЭТИЧЕСКОЕ КАФЕ «ЛУЧ»: МИРУ – МИР!
15 Апреля 2021
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА «ЖУРФАК ТЕАТРАЛА» – О СПЕКТАКЛЕ В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ В...
Никита Пресняков получил главную роль в Московском Губернском театре
12 Апреля 2021
Москва, 12 апреля. Актер и музыкант Никита Пресняков был выбран на роль в спектакле...
Внук Пугачевой сыграет учителя астрономии
12 Апреля 2021
Никита Пресняков поймал "Звезду" В Никите Преснякове проснулись театральные гены:...
Никита Пресняков сыграет главную роль в спектакле театра Сергея Безрукова
12 Апреля 2021
29-летний внук примадонны Никита Пресняков получил главную роль в спектакле по пьесе...
Премьеру "Безымянной звезды" МГТ покажет осенью
08 Апреля 2021
МОСКВА, 8 апр - Пресс-служба Московского Губернского театра. Московский Губернский театр...
Галина Бокашевская: “Приглашение Безрукова восприняла как розыгрыш”
08 Апреля 2021
Недавно в московском Доме кино прошёл юбилейный вечер заслуженной артистки России...
В Московском Губернском театре представят свою версию «Безымянной звезды»
07 Апреля 2021
Ранее пьесу Михаила Себастьяна адаптировали в виде фильма с Анастасией Вертинской и...
Нос Сирано, настоящие ружья и кровавый раствор: В Губернском театре рассказали, как устроен мир «закулисья»
05 Апреля 2021
Сколько человек рисуют пиратские шрамы актерам спектакля «Остров сокровищ»? Где...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре