Фото: Ирина Абдуллаева
Творчество одного из величайших классиков русской литературы Антона Павловича Чехова навечно вошло в мировую историю многоликим пластом искусства, в котором на примере разных судеб чутко и тонко отражена глубинная философия человеческих личностей.
Произведения Чехова переведены более чем на 100 языков, его пьесы ставятся во всех театрах столиц и провинций. Идут годы, сменяются эпохи и государственные устройства, но и сейчас, в 21 веке, произведения Чехова актуальны, интересны, остры, у каждого в душе оставляет свой уникальный отпечаток.
Одной из самых известных пьес Антона Павловича является «Вишнёвый сад». Каждый режиссёр, актёр и, конечно, зритель открывает в ней что-то своё.
2 и 3 декабря Московский Губернский театр представил премьеру спектакля «Вишнёвый сад», режиссёр-постановщик- Сергей Безруков. Пьеса написана Чеховым в 1903 году, на рубеже веков. «Вишнёвый сад» во многом стал символом уходящей эпохи, неизбежной утраты ценностей прошлого.
Мудрая пословица гласит, что театр начинается с вешалки, к сожалению, далеко не всегда об этом помнят. А ведь действительно - хрупкая атмосфера начинается с того момента, как зритель переступает порог храма искусства.
В Московском Губернском театре в каждом спектакле создают атмосферу не только на сцене, но уже до начала представления погружают публику в колорит будущего действия.
Перед спектаклем и в антракте в фойе зрителей развлекает еврейский оркестр, расположенный в резной беседке, созданной в стилистике начала 20 века. Благодаря компании с символичным названием «Вишневый СадЪ», в фойе Губернского театра установлена мебель той эпохи, среди которой есть книжный шкаф, на его полках лежат книги Великого Чехова.
Первое действие спектакля начинается с прохода Лопахина через зрительный зал, постепенно, ненавязчиво погружая зрителей в происходящее.
Создатели спектакля «Вишнёвый сад» посмотрели на всем известный Чеховский сюжет сквозь призму главного героя - купца Ермолая
Лопахина, его безответной искренней любви к помещице Раневской.
Сергей Безруков:
«Мне кажется, зритель немного подустал, разгадывая ребусы конструкций на сцене. Публика соскучилась по классическому театру. Атмосфера на сцене должна быть такой, какая написана в произведении. Действие происходит на природе. Это тоска по той самой Атлантиде и вопрос: нет ли в нас той следующей гибнущей цивилизации? Это спектакль не о гибели империи, а именно о гибели цивилизации. Я размышляю на тему, что будет с Вишнёвым садом, что будет с нашей цивилизацией? Я так понимаю, что Атлантида погибла не из-за природы, а что-то произошло в среде самих Атлантов. Может быть, пора задуматься? Природа останется, а наш мир, цивилизация? Мы тоже катимся к самоуничтожению. При обилии технологий, при красоте природы, которая пока ещё нами не до конца уничтожена, человечество погрязло в войнах, пороках, грязи и смраде. И мы рискуем погибнуть, исчезнуть, как Атлантида.
Это пьеса о несчастных людях, невзаимной любви. При внешней красоте, на фоне великолепной природы, красивые люди на сцене утопают в пороках, страстях. Чехов хотел, чтобы Лопахин был интеллигентным. Лопахина у нас играет Антон Хабаров – в нем есть и сила, и ранимость. Лопахин еще мальчишкой полюбил Раневскую, и спустя много лет продолжает ее любить, и ничего не может с собой поделать. Это история о человеке, который поднялся с самых низов и сделал себя сам, — и его вела не страсть к наживе, а огромная любовь к женщине, которую он боготворил всю свою жизнь и стремился стать достойным ее. Интеллигентный, чувствующий, по-настоящему любящий Лопахин любит чисто, платонически, как должен любить настоящий мужчина! Ему я сочувствую и сопереживаю. Раневская у Чехова 35 лет, и никак не больше (как многие считают). Но сколько страстей заключено в этой 35-летней женщине! Нашей Карине Андоленко, играющей роль Раневской, 30 лет. Мы старались, чтобы возраст актёров примерно соответствовал возрасту их героев. Очень хотел, чтобы персонажи были живыми, полными страстей! Совершенно неожидан образ Трофимова, которого всё время идеализировали. «Выше любви» или «ниже любви» - это не про любовь, это страсти, свобода и анархия. Ощущение отсутствия настоящей любви - вот проблема, которая действительно существует. В спектакле воссоздана атмосфера начала 20 века, соответствующие костюмы, музыка - Бах, Бетховен, романс «Дубинушка» тоже из того времени. Когда пьеса разложилась, каждый из исполнителей в точности попал в своего персонажа. Мне кажется, мы подошли очень уважительно к классике и в тоже время постарались в этой классике сказать своё. Спектакль - драма с элементами трагифарса. Наверное, эта пьеса потому и великая, что можно её открывать бесконечно!»
Энергия пьесы Чехова в постановке Московского Губернского театра передана на разрыв аорты. Героям веришь и сопереживаешь, понимаешь или осуждаешь, оригинальная сценография постановки придаёт неповторимый колорит и атмосферность.
«Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает…» «Вишнёвый сад» в Губернском театре пронзительно говорит о несовпадении любви. Меланхоличная грусть, фатальное одиночество, любовное томленье, нежное, непорочное, робкое и страстное одновременно. Лопахину, кажется, мало целой жизни, чтобы насладиться общением с Раневской, воплощением своей Мечты. А она, увы, не может понять и оценить это светлое чувство.
Хабаров в роли Лопахина демонстрирует всю гамму чувств и эмоций- от смущения и робости до обиды и разочарования.
Противоречивая Раневская в блистательном воплощении Карины Андоленко выглядит то жёсткой и властной, то страстной и порывистой, то ранимой и потерянной.
Всю жизнь жившая в достатке, ни дня не работавшая, привыкшая «сорить» деньгами помещица, не понимает, что барское время прошло, и рано или поздно придётся принять новый порядок. Ей всего 35 лет, но она разочаровалась в жизни, после гибели 7-летнего сына, как будто сама умерла, живёт словно по инерции, безрассудно. Неслучайно в сюжете пьесы есть отклик в Париж, где Раневская после предательства очередного кавалера, пыталась свести счёты с жизнью.
Но «Вишнёвый сад» - отнюдь не только история Лопахина и Раневской, в пьесе множество других героев. И каждый страдает от неразделённой любви, по-своему интерпретирует своё место в жизни, желания и мечты, находит или не находит ответ на вопрос: «Кто я? И зачем я?»
Каждый актёр демонстрирует полное погружение в своего персонажа, раскрывает конкретную личность.
Что важно: на сцене взаимодействует именно актёрский ансамбль, а не разрозненный набор героев. В роли брата Раневской, закостенелого Гаева, противника новизны и перемен - Александр Тютин.
В спектакле играют актёры Московского Губернского театра: Мария Дудкевич, Полина Галкина, Наталья Шклярук, Сергей Куницкий, Степан Куликов, Сергей Киса, Анна Горушкина, Анна Цанг, Сергей Вершинин, Александра Питиримова, Виктор Шутов, Даниил Иванов.
Известно, что Чехов мечтал о том, чтобы первым исполнителем роли Ермолая Лопахина стал сам Константин Сергеевич Станиславский – этот персонаж виделся ему тонким, ранимым, несмотря на низкое происхождение. Именно таким видится Лопахин Сергею Безрукову.
К. С. Станиславский в своих воспоминаниях об А. П. Чехове писал: «…В первую минуту я даже не понял, о чём идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук ё в слове «Вишнёвый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: «Ви?шневый сад» — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растёт и цветёт для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого».
Её величество Природа – один из главных персонажей всего действия!
Она воссоздана до мельчайших деталей. Согласно виртуозной концепции режиссёра, на сцене развернулся настоящий вишнёвый сад, простирающийся до горизонта, где вдали виднеется небольшой храм. А растёт этот сад не из деревянного сценического пола, как это чаще всего бывает в театре, а из настоящей зелёной травы, в гуще которой стрекочут кузнечики и цикады, шелестит настоящее сено и по утрам искрится хрустальная роса.
Перед зрителям проходит несколько месяцев – с мая по октябрь, публика почти физически ощущает лёгкую прохладу майских вечеров, летние раскаты грома и промозглый ветер октября.
Вишневый сад в процессе развития событий, словно живой организм, просыпается и засыпает, цветёт и увядает, а в финале исчезает из поля зрения.
Выкорчёвывая вишнёвый сад, уничтожают не великолепие природы, а искореняют многие пороки человечества, чтобы на их месте возродить чистоту, нежность и гармонию.
Один из монологов Лопахина говорит нам о том, что он искренне восторгается бескрайними просторами России:
«...Иной раз, когда не спится, я думаю: господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по?настоящему быть великанами…»
Но, увы, «прогрессивное» человечество не слишком стремится оберегать природу, а из века в век продолжает устраивать над ней опыты и эксперименты, которые нельзя назвать гуманными и милосердными.
На финальный поклон каждый из героев спектакля выходит с юными саженцами молодых деревьев, и это дарит надежду, что не всё ещё потеряно в этом мире, совершенствовать который надо не в рассужденьях и разговорах, а в действиях! Если каждый посадит пусть небольшой, но сад, он может подарить планете шанс на спасение. В данном контексте речь идёт также о совершенствовании своей собственной души! Ведь в наших силах бережно хранить в сердце не залежи пошлости, меркантильности, ханжества и злобы, а растить и приумножать побеги добра, милосердия, искренности, веры, надежды и любви!
Премьера, конечно, прошла с аншлагами! Уверены, прекрасный «Вишнёвый сад» на сцене Московского Губернского театра расцвёл надолго, и подарит незабываемые эмоции десяткам и сотням тысяч зрителей, заставит многое понять и, может быть, исправить в самих себе. Следующий показ спектакля 29 декабря.