Мария Ончукова, "Театр To Go", 22.10.2020
Фото: пресс-служба МГТ
«Вишневый сад», задуманный А.П.Чеховым как комедия, становится драмой с элементами трагифарса. В постановке
Сергея Безрукова на глазах у зрителей разворачивается несколько личных трагедий, но на первый план, как ни парадоксально, выходит история чистой и безответной любви Лопахина к Раневской.
Одно из самых известных произведений Антона Павловича Чехова имеет многолетнюю историю в театрах по всему миру. Различные интерпретации «Вишневого сада» ставили и в Германии, и во Франции, и в Японии, и в Англии… Однако никто и никогда не играл его в
Любимовке (ныне пушкинский район московской области), где и родился замысел пьесы. Именно здесь, в доме брата К.С.Станиславского, Антон Павлович отдыхал, гулял среди вишневых деревьев, ловил рыбу на берегу реки Клязьмы и представлял в голове прототипы будущих героев.
И вот, через сто с лишним лет, в июне 2017 года, на этом же месте задумки писателя воплотили в жизнь актеры
Московского Губернского театра. В естественных декорациях Лопахин оббегал сад, Раневская вместе со своим братом Гаевым въезжали на территорию Любимовки на фаэтонах, запряженными лошадьми, а Фирс проводил экскурсию для пришедших зрителей, увлеченно рассказывая обо всех деталях любимого имения.
Прошло полгода, и вишневый сад «расцвел» уже на сцене МГТ. Уходя от символизма и театральных условностей, режиссер
Сергей Безруков отдал приоритет реалистичности декораций. Постепенно цветущие, а затем опадающие деревья, аромат пачулей, сена, раскиданного по траве, щебетание птиц, кваканье лягушек со стороны речки и время от времени раздающийся где-то вдалеке шум проезжающего поезда, – все это воссоздает ту самую атмосферу Любимовки.
А.П.Чехов в своей пьесе показывает болезненный переход от одной эпохи к другой. На фоне этих перемен разворачивается личная трагедия Лопахина. Изначально по замыслу драматурга эту роль должен был играть сам
Константин Сергеевич Станиславский, но не сложилось. Учитывая историческую подоплеку, и режиссер, и актер ответственно подошли к созданию образа Ермолая Алексеевича, обратившись к письмам Антона Павловича. «Чехов ратовал за то, чтобы был не кричащий Лопахин, а интеллигент», – поясняет
Сергей Безруков. Поэтому в этом спектакле персонаж
Антона Хабарова предстает перед зрителями не «купцом», безжалостно вырубающим сад, а ранимым человеком, который безответно любит 35-летнюю Раневскую в изящном исполнении
Карины Андоленко. Когда-то в детстве она нежно назвала его «мужичком». Теперь тот самый «мужичок» всеми силами пытается помочь любимой женщине и придумать, как спасти ее от разорения. Для этого Лопахин презентует свой проект, согласно которому вишневый сад нужно поделить на дачные участки и регулярно получать с них доход. Но в ответ – только непонимание со стороны Раневской и ее инфантильного брата Гаева (
Александр Тютин).
Так же безрезультатно старается обратить на себя внимание Дуняши (
Наталья Смирнова) Епиходов (
Сергей Вершинин), пытающийся даже застрелиться от несчастной любви. В свою очередь симпатию последнему выражает Шарлотта Ивановна (
Анна Горушкина). Через маску клоуна и фокусника, через пьяные проделки и дурачества видны ее одиночество, потерянность и никому ненужность. Кажущаяся на первый взгляд комедией, пьеса скрывает в себе глубокую драму персонажей. И подобный симбиоз счастливого и грустного пропитывает весь спектакль.
Лопахин, Епиходов и Шарлотта Ивановна олицетворяют собой чистую платоническую любовь, которая неведома новому поколению в лице молодого лакея Яши (Данил Иванов) и вечного студента Пети Трофимова (Степан Куликов). «Мы выше любви!» – вот он, их девиз. Ведь Петя с Яшей сторонники свободных отношений, им необходимо утолять физиологические потребности без лишних обязательств. Таких последователей в революционное время станет немало, постепенно женщина утратит свой статус и будет восприниматься просто как товарищ. В последующем, в сталинский период начнут восстанавливать институт семьи как ячейки общества, поняв всю катастрофичность подобных потребительских отношений. Однако ни Трофимов, ни Яша, к сожалению, пока об этом не знают.
Тем временем наступает день торгов за имение Раневской. Лопахин едет на них подстраховать наивного Гаева, который ничего серьезного из себя не представляет, много говорит и мало делает. Конечно, его пятнадцати тысяч оказалось недостаточно, и Ермолай Алексеевич вынужденно покупает, как писал в своих письмах А.П. Чехов, «ви?шневый» сад. Лопахин не хотел этого делать, но проиграть Дериганову он не мог. Ведь это имение Любви Андреевны, оно не может оказаться в чужих руках.
Сложно любить чисто, но не взаимно. Еще сложнее причинять боль любимому человеку. Именно поэтому герой Антона Хабарова не радуется новому приобретению. В его голове полная неразбериха, он опустошен и свой монолог говорит на фоне веселой живой музыки сквозь слезы, теряясь в пространстве.
В конце концов, Лопахин не просто срубает деревья, а вырывает их, как и любовь к Раневской, с корнем.
В этой пустоте остался только забытый всеми Фирс (
Григорий Фирсов) – человеческий образ вишневого сада. Увядающий вместе с деревьями старичок одиноко сидит посреди пустой сцены и сетует на быстро прошедшую жизнь… Такое печальное завершение пьесы Сергей Безруков немного изменил, подарив в конце спектакля надежду на лучшее. Ведь на смену старому всегда приходит что-то новое.
Материал на сайте издания