«За стих о клеветниках России Пушкина порвали бы на британский флаг»: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

«За стих о клеветниках России Пушкина порвали бы на британский флаг»

10 июня 2014
Олег Кармунин, Известия, 9.06.2014.

Сергей Безруков — о юбилее главного русского поэта и возвращении страны в Серебряный век

Московский губернский театр под руководством Сергея Безрукова дал концерт «ПУШКИН. LIVE» в Государственном музее-усадьбе «Архангельское». Чтению стихов поэта не помешал даже проливной дождь. Люди сидели под зонтами и слушали бессмертную лирику.

Ведущий предлагал зрителям называть темы. «Любовь», «Отвага», «Месть» и «Скупость» были в лидерах. Актеры отвечали на зрительские заявки моментально — стихами Александра Сергеевича. Стало очевидно, что «наше всё» может ответить на любой вопрос, а также и то, что к юбилею поэта театр Сергея Безрукова подошел со всей ответственностью. Корреспондент «Известий» встретился с худруком.

— Ваши поэтические вечера вызывают огромный интерес, но в этом вы участие не приняли.

— В этот день я играл спектакль «Пушкин» в Екатеринбурге. Это постановка по пьесе моего отца «И жизнь, и слезы, и любовь», которая долгое время шла в Театре Ермоловой. Позже я сделал свою версию спектакля, и премьеру мы сыграли в Михайловском ровно 3 года назад, 5 июня.

Я помню тот день — мои артисты играли самозабвенно, с потрясающим вдохновением. И когда спектакль закончился за 20 минут до полуночи, мы поехали на Аллею Керн, праздновать день рождения Пушкина. Полыхала зарница, а мы читали в Михайловском стихи почти всю ночь напролет.

Я чувствую, что у людей появилась огромная любовь к слову. Именно поэтому сейчас мы подготовили большую программу, где наши артисты от души читают стихи Александра Сергеевича.

— Есть мнение, что Пушкин, конечно, классик, но уступает гениям европейской литературы. Что вы на это скажете?

— Прежде чем разбираться в иностранной литературе, нужно знать свою. У нас зачастую происходит наоборот — родное мы не ценим, не знаем, не разбираемся, но начинаем изучать и восхвалять зарубежное.

К великому сожалению, с 1990-х годов возникло расхожее мнение, будто всё отечественное — априори плохо, так как оно связано с Советским Союзом. На этом основана проблема всех наших бывших союзных республик, которые не принимают всё русское из-за негативных ассоциаций со Страной Советов. Но подождите, а как же Пушкин, Сумароков, Карамзин и вся наша история до 1917 года? Как можно ее забыть?

— Может, проблема в том, что охоту читать классику отбивают еще в школе?

— Да, преподавание в наше время порой бывает не на должном уровне. Когда я учился (а это было еще в советские времена и в период перестройки), у нас были очень хорошие учителя, которые замечательно преподавали русскую литературу. В Школе-студии МХАТ Инна Соломоновна Правдина рассказывала о писателях и поэтах так, что у тебя возникало живое восприятие их творчества.

Она давала возможность самому выработать точку зрения — подумать, поспорить с автором, не согласиться с ним или, наоборот, принять. Вокруг очень много книг, посвященных интерпретации самой разной литературы. Инна Соломоновна давала возможность каждому студенту пройти свой личный путь от ощущения к пониманию. Не пересказать Лотмана, а выразить мнение самостоятельно.

Пусть твои мысли будут не такими стройными, как у пушкинистов, зато у тебя появится живое восприятие поэта. Нужно стараться сделать так, чтобы «Пиковую даму», «Повести Белкина», «Капитанскую дочку» и «Евгения Онегина» люди воспринимали с чистого листа, а не пересказывали об этих произведениях чужое мнение. Это очень важно — нужно не только знать, но и чувствовать свою культуру.

— Как бы вы разрешили спор западников и славянофилов?

— Это вечный спор, в котором непонятно, кто прав. Сегодня многое идущее с Запада для нас неприемлемо, но, с другой стороны, есть определенные люди, которые отстаивают позицию западничества. Я думаю, в этом нет ничего страшного — пусть у каждого будет свое мнение. Спор консерваторов и либералов был во все времена.

В этом смысле Александр Сергеевич Пушкин — уникальная личность. Как вы помните, он дружил с декабристами, чудом уцелел после восстания на Сенатской площади, но тем не менее написал стихотворение «Клеветникам России».

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.

Если это стихотворение выложить сейчас без подписи в социальные сети, то будет ядерный взрыв комментариев различных провокаторов и троллей, которые набросятся на автора и порвут его на британский и американский флаги.

— Вам удается разрушить школьное представление о Пушкине?

— Я очень на это надеюсь. Спектакль «Пушкин» стоит хотя бы один раз увидеть. На него приходят самые разные люди, и у многих возникает желание перечитать забытые строки. Приходят поклонники сериалов, смотрят биографию Пушкина, возвращаются домой и берут с полки книгу. Если не верите, почитайте отзывы в соцсетях. Ну и самое удивительное: спектакль идет 4 часа 20 минут — возможно ли заставить молодежь столько времени смотреть на Пушкина? Всё происходит добровольно и на одном дыхании!

— Вы учите своих артистов чтению стихов?

— Мои артисты замечательно читают. Еще не все владеют авторским чтением, которому учили меня, но я только пришел в этот театр и буду постоянно делать вместе с ними поэтические вечера, устраивать разные мастер-классы.

Чтению меня учил мой отец, а моего отца — выдающийся мастер художественного слова Дмитрий Журавлев. Я горжусь тем, что я наследник таких мастеров.

— Современной поэзией интересуетесь?

— Во все времена люди любили слушать стихи, но именно сегодня появилось очень много современных поэтов и поэтесс, которые устраивают свои чтения в кафе, библиотеках и университетах. Быть может, мы возвращаемся в Серебряный век? Судя по кровавым событиям, очень похоже. Такое ощущение, что мы сделали круг и вернулись в ту же страшную ситуацию. Но вместе с беспокойством к нам вернулась любовь к слову.

— Губернский театр под вашим руководством заканчивает свой первый сезон. Каковы итоги?

— Я думаю, мы очень симпатично начали, потому что наши масштабные премьеры заслужили внимание не только простых зрителей, но и профессионалов. За этот короткий период времени, что мы работаем, нам уже есть чем похвастаться. Были и ошибки, но пока рано делать организационные выводы, потому что мы еще в начале пути.

— Тяжело?

— Конечно, не всё так просто. Команда утрясается, люди приходят и уходят, а впереди у нас следующий этап, когда к Губернскому театру присоединится Московский областной дом искусств. После этого у нас появится собственный оркестр.

Иные худруки выстраивают репертуар годами, а у меня нет времени долго запрягать. С меня требуют результатов уже сейчас, причем не министерство культуры Московской области, а зрители нашего Губернского театра. Они посмотрели премьеру, им понравилось, и им хочется еще и еще. Я всем говорю в театре: «Не расслабляемся!». Пятилетку мы должны пройти в кратчайшие сроки.
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Много шума из ничего
Комедия
2 часа 40 минут с антрактом
Подробнее
6+
Кентервильское привидение
Сказка
1 час 20 минут
Подробнее
12+
Высоцкий. Рождение легенды
Музыкальный спектакль
4 часа с антрактом
Подробнее
6+
Книга джунглей. Маугли
Приключения
2 часа, антракт
Подробнее
16+
Скамейка
Лирическая комедия
1 час 30 минут
Подробнее
Последние статьи
Театральная среда Вадима Верника Крупным планом. Гости: Олег Савостюк и Александра Лукьянова – актеры Губернского театра
08 января 2025
Слушайте материал по ссылке...
КАРИНА АНДОЛЕНКО: «МНЕ НУЖНО ХОТЬ НЕМНОГО ВЕРИТЬ, ЧТО Я МЕНЯЮ ЭТОТ МИР»
28 декабря 2024
В фильмографии Карины Андоленко более 60 работ в самых разных жанрах, в театре –...
Драма в стиле импрессионизм: чеховская «Дама с собачкой» выходит в Московском Губернском театре
27 декабря 2024
13 февраля в Московском Губернском театре состоится премьера спектакля А. П. Чехова «Дама...
В ГУБЕРНСКОМ ГОТОВЯТ ПРЕМЬЕРУ «ДАМА С СОБАЧКОЙ»
26 декабря 2024
13-14 февраля на малой сцене Губернского театра состоятся премьерные показы спектакля...
В ТЕАТРЕ СТОЛИЦЫ СОСТОИТСЯ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ ПО РАССКАЗУ АНТОНА ЧЕХОВА
25 декабря 2024
Постановка режиссера Аллы Решетниковой с новой стороны расскажет вечную историю о двух...
Встречайте Новый год в Губернском театре
23 декабря 2024
Магия музыки и искренность сердец, – что может быть лучше в ожидании новогоднего...
Шведские спички
17 декабря 2024
Да, это вам не наш Родион Раскольников… Но и другой, Игрек, надо сказать, тоже не подарок, у него свои скелеты в шкафу. То есть нам предлагают выбрать лучшее из худшего. Ведь по правилам игры, предложенной Стриндбергом, возможны только два финала: победа сильнейшего либо гибель одного из неприглядных героев. Соединяя эти пьесы, режиссер как бы сталкивает две психологии - мужскую и женскую. Одна дуэль женская, другая мужская. И никто здесь не виноват, и каждый виноват. Это, по сути, вызов дуальности как принципу нашей реальности. Звучит непривычно, выглядит абсурдно. И не каждый зритель будет готов к такой интерпретации.
В Губернском театре показали «Кто сильнее»
17 декабря 2024
В Московском Губернском театре состоялась четвёртая премьера сезона – спектакль «Кто...
КТО СИЛЬНЕЕ. Психологический детектив
16 декабря 2024
А.Стриндберг Кто сильнее Психологический детектив 12+ Режиссер –...
В театре Сергея Безрукова показали психологический детектив
16 декабря 2024
Первые зрители увидели спектакль «Кто сильнее» В Московском Губернском театре...
​ПРЕМЬЕРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДЕТЕКТИВА СОСТОЯЛАСЬ В ТЕАТРЕ МОСКВЫ
16 декабря 2024
В Московском Губернском театре состоялась премьера психологического детектива «Кто...
Играем Стриндберга: в Московском Губернском театре прошла премьера «Кто сильнее»
13 декабря 2024
Сверкающее роскошное фойе большого зала Губернского театра разделено бордовым тяжелым...
В ГУБЕРНСКОМ ВЫЯСНЯТ «КТО СИЛЬНЕЕ?»
03 декабря 2024
13 декабря в фойе большого зала Губернского театра состоится премьера психологического...
«Без вины виноватые» появились на сцене МГТ При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
19 ноября 2024
К артистам нужно относиться бережно В Московском Губернском театре очередная громкая...
«Евгений и Татьяна — штучные люди»: в Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Мой Онегин»
19 ноября 2024
Новый неожиданный взгляд на знаменитый роман Пушкина в стихах предложила режиссер Елена...
«Без вины виноватые»: Коллективное (со)переживание
18 ноября 2024
В Губернском театре – премьера по Островскому. «Без вины виноватых» постановщица Вероника...
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент
16 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» (12+). «Чудесно. На...
ОСТРОВСКИЙ КАК СИМВОЛ, ВИНА КАК ТРАВМА
15 ноября 2024
История пьесы «Без вины виноватые» на столичной сцене достаточно богата. Припоминаются и...
«Мой Онегин» в Московском Губернском театре: взгляд Елены Черной
14 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» Постановка "Мой Онегин"...
В СТОЛИЧНОМ ТЕАТРЕ ПРЕДСТАВИЛИ ПРЕМЬЕРУ ПО РОМАНУ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА
14 ноября 2024
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент, соединивший в одной постановке драму и...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре