Касса: +7(939) 846-50-03, +7(495) 378-65-75
ПН-ВС 11:00-20:00 без перерыва и выходных
Спектакль режиссёра Сергея Безрукова стал одним из самых заметных событий Международного Рождественского фестиваля искусств. Его дядя Ваня — влюблённый, нелепый, шут гороховый, настоящий — за три часа очаровал собой, заставил смеяться и плакать, а потом уплыл на огромной лодке-маятнике в небытие, туда, где вечный покой и розы не оставляют царапин…
Выпускник Школы-студии МХАТ, ученик Олега Табакова, он, кажется, переиграл всех известных персонажей: 70 ролей в кино, больше 30 — в театре. Народный артист России, художественный руководитель Московского Губернского театра, председатель общественного совета федерального проекта «Культура малой родины», а ещё худрук Международного Большого детского фестиваля. Наконец, многодетный отец — в семье Сергея Безрукова и Анны Матисон в июле родился третий ребёнок.
Мы собрали для вас ответы на самые любопытные вопросы, которые зрители задавали на творческой встрече с артистом.
— Сергей Витальевич, среди ваших ролей такие разные персонажи — Иешуа Га-Ноцри в «Мастере и Маргарите», Александр Белов в «Бригаде», Сергей Есенин в кино и театре. Вы сами меняетесь со своими героями?
— Мне здесь несколько раз уже сказали: мы помним ваши роли. Иешуа вспоминают — хотя, казалось бы, край у вас такой, что без Саши Белова никак. Да и куда вся наша страна без Саши Белова в лихие 1990-е?! Я рад, что отмечают и моего Есенина, — спектакль «Хулиган. Исповедь» я привозил сюда несчётное количество раз, играл его на сцене ДКЖ, и каждый раз был полный зал, люди откликаются на есенинскую лирику. И роль Алексея Темникова, которого придумала моя жена Аня. Она специально на меня написала сценарий и как режиссёр сняла фильм «После тебя» — об артисте балета, вымышленном персонаже.
Каждый герой оставляет свой след. И роль Высоцкого с таким сложным гримом, когда у тебя из выразительных средств остаются только глаза и пластика, и через всё это нужно прорваться, прожить жизнь этого человека, кумира моего детства. Бывая в Новосибирске, я всегда иду к Владимиру Семёновичу Высоцкому, который стоит «по самому по краю» — очень хороший памятник здесь. Каждая персона оставляет рубцы. Я не умею играть — и каждую из своих ролей проживаю. И учителя меня этому учили — каждый раз тратиться, в этом и есть честность актёрская. Легче было играть Кравцова в сериале «Участок», потому что это такая деревенская история, светлая, почти шукшинская, с потрясающими партнёрами, великими артистами — Ниной Руслановой, Алексеем Булдаковым, Валерием Золотухиным и другими. Было ощущение душевности и особого счастья сниматься с ними рядом.
— Есть особенно любимые роли?
— На вопрос о любимых ролях отвечать не буду. Не хочу обижать своих персонажей, они давно живут отдельно от меня. У каждой из моих ролей есть поклонники. И все они по-своему сложные. Просто в каждой из них нет меня самого. Как сказал бы Михаил Александрович Чехов, это фантомы, которые я создаю.
— А какой вы в жизни?
— Я — Сергей Безруков, и мне интересно быть собой, а как актёр я способен нырять на самые разные глубины. Кто бы там что ни говорил, все мои роли — разные. Скучно играть одну и ту же роль. Каждый артист мечтает играть разные роли. Просто я могу выбирать, не у всех и не всегда есть такая возможность. Тем более в наше сложное время, или как в локдаун — шесть месяцев без зарплаты. Ведь я живу только этим — театром и кино, никакого бизнеса у меня нет. Да, я всегда много гастролировал, но сейчас из-за ограничений — 50 или 70 процентов заполняемости залов — прокатчикам это невыгодно, хотя я готов приехать. Мы свою премьеру «Дядя Ваня» выпускали при допустимых 25 процентах заполняемости. Правда, продали онлайн-показ и смогли хотя бы на этом что-то заработать, у нашего театра много поклонников по всему миру. Московский Губернский театр собирает полные залы, и я этим горжусь. Моему театру девятый сезон, когда я пришёл, было 20 процентов посещаемости (а в зале 750 мест), сейчас на наши хиты и премьеры — аншлаг.
— Есть такая роль, которую пока не сыграли, но хотите?
— Таких много, я о них говорить не буду. В то же время иногда предлагают роль, о которой ты и не мечтал. Я и не думал, что сыграю Эйхманиса, хотя очень хотел поработать с режиссёром Сашей Велединским. Откуда я мог знать, что в экранизации романа «Обитель» Захара Прилепина мне достанется эта сложная, непредсказуемая роль?! Или Борис Годунов — мне ведь не подарили эту роль, я участвовал в пробах, как все, и рад, что в моей актёрской судьбе появилась такая работа. Нужно было оживить образ преимущественно литературного героя, потому что мы о Борисе Фёдоровиче знаем в основном от Александра Сергеевича Пушкина по его трагедии в стихах «Борис Годунов», кто-то, возможно, ещё Карамзина читал. Я же старался создать образ, более приближённый к действительности, разрушить шаблон, поэтому много читал о Годунове. И надеюсь, много других ролей ещё впереди, загадывать в наше пандемийное время сложно. Сегодня для меня главное — театр, я считаю, что артисту важно каждый день выходить на сцену, ну или через день, чтобы чувствовать отдачу зала, его реакцию, в кино этого нет.
— Вы себя чувствуете больше актёром или режиссёром?
— Мне сейчас в большей степени интересна режиссура. Хотя я был режиссёром негласным — ещё работая в «Табакерке», и как ассистент режиссёра сам для своих ролей многое придумывал. Сейчас у меня как у режиссёра уже много спектаклей, я очень люблю работать в разных жанрах, но любимый среди них — трагифарс. И в нашей жизни трагичное и комичное всегда рядом. Среди моих постановок есть «Весёлый солдат» — социальная драма по Астафьеву, и музыкально-драматический спектакль «Высоцкий. Рождение легенды», который мы показываем на больших площадках, играли его на сцене Крокус Сити Холла и в Кремлёвском дворце. Я люблю меняться — так, после «Дяди Вани» мне захотелось яркого праздника, бурлеска, и родился спектакль «Казанова. Ars Vivendi». Недавно была премьера, может быть, приеду к вам с этим спектаклем. Сейчас сделаю паузу, потом начнутся репетиции «Маскарада», где я сыграю Арбенина, к этой роли я шёл давно — надеюсь, всё сложится.
— Как вы готовите своих актёров к роли?
— Мы разбираем всё очень подробно, каждую деталь, интонацию, так складывается особая партитура спектакля, в том числе музыкальная. Я работаю с моими артистами как режиссёр-педагог. Мне не раз предлагали начать преподавать, но было некогда — я занимался своими артистами: они заканчивали разные вузы, и мне хотелось подвести их к моей группе крови. Я — мхатовец, для меня важно не играть роль на сцене, а проживать её. Сейчас у меня очень хорошая труппа. Теперь, думаю, время пришло, и я с весны буду набирать актёрский курс во ВГИКе.
— Мало найдётся настолько востребованных актёров — театр, кино, режиссура. Зачем вам ещё и детский фестиваль?
— В 2017 году я выступил с инициативой партийного проекта «Театры — детям», потому что проблема детских театров в регионах стала для меня очевидна. Я сам в своём Московском Губернском театре занимаюсь детским репертуаром, но нам проще выжить, потому что мы театр для взрослых и ценовая политика на вечерние спектакли соответствующая, хотя цены у нас умеренные. Я понимаю, как тяжело выживать в наше время детским театрам, ТЮЗам, театрам кукол. Сколько семья в регионе может позволить себе потратить на походы в театр? Билеты на детские спектакли — от 150 до 300 рублей. Театрам приходится выживать, они существуют только благодаря вниманию губернаторов. Если взрослые думают, что на спектаклях для детей можно сэкономить, они сильно ошибаются. Театры должны быть оснащены современными технологиями, потому что у сегодняшних детей есть некая пресыщенность контентом в кинотеатрах. Поэтому для современных детей нужно ставить ярко, технологично, масштабно. Хотя детское жюри нашего фестиваля иногда оценивает и что-то очень простое, но важное по своей сути, оно их цепляет. Так вот, за время существования проекта «Театры — детям» на детские театры в регионах за 4 года выделено 4 миллиарда рублей. Они пошли на постановки, ремонт, оснащение, замену кресел, транспорт. Мы в Госдуме каждый год это финансирование отстаиваем. Кому-то может показаться: помогли и ладно, — но подрастает новое поколение. Детским театрам нужно помогать всегда — я на этом стоял и стоять буду.
— Как вы расслабляетесь, как снимаете напряжение?
— Стараюсь отвлекаться, переключать скорости, после иных спектаклей сложно заснуть. Особенно если у твоего персонажа трагический финал. Есть ли жизнь после смерти? В актёрской профессии она есть (смеется). Я во многих персонажах уже умирал. А потом возрождался, как птица Феникс, и это ощущение даёт возможность жить. Ещё переключает другая работа, съёмки. Семья меня бережёт, и всё равно утром встаёшь рано, в семь, жену подхватишь с двумя младшими и везёшь в детский садик. И эта роль папы мне нравится.
— И ночью можете встать к детской кроватке и укачать малыша?
— А как же! С детьми всё по-разному, но у меня есть рецепт — методика Харви Карпа, которая позволяет укачать малыша за несколько секунд, используя «белый шум». Правда, метод подходит для совсем маленьких — до полугода. Может и не сработать, но у меня получалось за 10 секунд. Когда ты знаешь, как делается, это уже настоящая, действенная помощь.
— В актёрской жизни плохой опыт для вас тоже опыт?
— Не скажу, что есть роли, за которые мне стыдно, просто есть не очень удачные проекты. Как, например, фильм «Мифы», по которому только ленивый не прошёлся. Я там сыграл актёра Сергея, который всех переиграл, самого себя, можно сказать. И мою работу, кстати, отмечали положительно, в отличие от фильма.
В этом году мы выпустили в прокат три серии «Бендера», где я сыграл отца — турецкоподданного Ибрагима Сулеймана Берта-Мария Бендер-бея. Это приквел, фантазия на тему, что могло предшествовать тем приключениям Остапа Бендера, которые описаны в «12 стульях» и «Золотом телёнке». Посмотрите эти серии просто ради развлечения, не нужно искать в них Ильфа и Петрова или что-то серьёзное — как никто не станет изучать Гражданскую войну по фильму «Неуловимые мстители». Зато на «Кинопоиске» рейтинг 9,3. Эта роль — настоящий подарок, бенефис; в одном персонаже сыграть всех, включая женщин. Смотрите в январские каникулы. И с Новым годом!