Жизнь человека. «Бесконечный апрель» в Губернском театре
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Жизнь человека. «Бесконечный апрель» в Губернском театре

15 июня 2015
Майя Фолкинштейн, «Страстной бульвар, 10», №8-178/2015.
«Бесконечный апрель» в Московском Губернском театре начинается уже в фойе, которое украшено черно-белыми, ставшими сейчас поистине раритетными фотографиями, запечатлевшими улыбающихся и смеющихся представителей разных поколений. И тут же две нарядно одетые особы, похожие на массовиков-затейников из советских Домов культуры, поют в сопровождении гармониста популярные песни второй половины XX века. Понятно, что при помощи подобного приема авторы премьерной постановки Московского Губернского театра пытаются приобщить нас к ее атмосфере. И пусть все это не ново и даже, увы, слегка раздражает, но свое назначение все же выполняет, настраивая на необходимый лад.

Лад этот преимущественно ностальгический. И хотя действие растягивается практически до наших дней, большинство эпизодов настоящего спектакля относится к так называемой эпохе «ретро» - от двадцатых до восьмидесятых годов ушедшего столетия. Включая и период блокады Ленинграда, где, собственно, и разворачиваются события. А если конкретнее, то театр предлагает нам «заглянуть» в старую питерскую квартиру. Вернее, в одну из ее комнат, где, кажется, замерло время, о чем красноречиво свидетельствует обстановка с множеством старых радиоприемников и продавленным диваном, который покрыт видавшим виды пледом. Для создания же ощущения камерности своего спектакля режиссер Анна Горушкина вместе с художником Александрой Ловянниковой зрительские места размещают прямо на сцене, отгораживая их от зала прозрачной пленкой.

Однако у этой пленки есть и другая, более важная задача. Она не только обозначает границы игровой площадки, а является еще и неким символом тонкой, едва ли не условной грани между реальностью и потусторонним пространством, куда постепенно переходят самые близкие герою люди - его мама и жена. Именно переходят, а не умирают, продолжая существовать в памяти этого человека, обыкновенного жителя города на Неве, которому судьба подарит долгую жизнь, позволив, по сути, остаться ребенком - чистым, наивным, светлым. Недаром в программке он назван не Вениамином Александровичем, а уменьшительным именем - Веня.

12_235

Пьеса молодого и уже известного драматурга Ярославы Пулинович (в Театре Наций идет ее «Жанна») построена как ряд разрозненных, почти не связанных между собой фрагментов биографии Вени, объединенных разве что календарной, апрельской общностью (не в этом ли секрет столь необычного и чрезвычайно поэтичного названия спектакля?). И это само по себе неожиданно и интересно. Правда, заранее несколько осложняет восприятие спектакля рядовым, не слишком подготовленным зрителем, больше привыкшим все-таки к ясным, строго повествовательным сюжетам.

Вероятно, поэтому режиссер Анна Горушкина чуть корректирует пьесу и переводит ее в иной контекст. В спектакле Горушкиной Веня в свой девяносто восьмой день рождения предпринимает своеобразное путешествие в прошлое, воспоминаниями о котором, несмотря на выпавшие на его долю многочисленные потрясения он очень дорожит. А в этот момент его дочь Люба занимается продажей привлекательных для современных любителей старины просторных отцовских «апартаментов».

Театралы со стажем, без сомнения, отметят некоторое сходство этой ситуации с центральной коллизией легендарной «Цены» Артура Миллера, в которой, как мы знаем, на фоне процесса оценки старой мебели члены семейства Франц переосмысливают свои поступки. Впрочем, сходство это ощущается исключительно на уровне ассоциаций. Вдобавок, пьеса Миллера - полноценная психологическая драма. А «Бесконечный апрель» Пулинович - нечто вроде драматургического этюда, в связи с чем естественным представляется определение жанра спектакля, решенного в стиле «драматической импровизации». В результате чего задействованные Анной Горушкиной артисты получают возможность ничего не играть в прямом смысле этого слова, а при помощи точных характерных жестов, речевых оборотов, деталей грима и костюмов как бы «примерить» на себя образы своих героев. И это оказывается очень кстати для исполнителей ролей Вени, Гали и Любы, которые, согласно авторскому замыслу Ярославы Пулинович, должны на протяжении полутора часов сценического времени предстать перед публикой в нескольких возрастных ипостасях - от детства и отрочества до молодости, от зрелости до старости. И Андрей Ильин, Елена Доронина, Елена Калабина органично передают разные душевные состояния своих персонажей, демонстрируя при этом еще и чуткое партнерство, столь необходимое тогда, когда дело касается сугубо семейных историй.

11_271

Режиссеру Анне Горушкиной вообще удалось сочинить чрезвычайно ансамблевое зрелище, где каждый участник находится на своем месте и каждый по-своему заметен. Выделять кого-то из них было бы не справедливо. Но, тем не менее, по праву исполнения главной роли хочется особо отметить Андрея Ильина. И в очередной раз отдать должное редкой интеллектуальной природе этого артиста, восхититься деликатностью, интеллигентностью его актерского «почерка». Если его партнерши по «Бесконечному апрелю» все же иногда перебирают с эмоциями, то Ильин неизменно безупречен, поражая умением тактично намекнуть на то, какие чувства в тот или иной момент испытывает его Веня.

А чувств здесь целая гамма. Это и страх перед неизбежностью находиться рядом с малообразованными, только недавно переехавшими из деревни соседями. И раздражительность, вызываемая назойливыми визитами резкой, грубой девочки Гали. И внезапно возникшая влюбленность в нее, переросшая в любовь. И мимолетное увлечение Женщиной в поезде (Ирина Токмакова), в которой угадал родственное существо. И постоянная тоска по кухарке Кате (одноименная песня в исполнении Петра Лещенко даже становится своеобразным музыкальным лейтмотивом спектакля), то ли приснившейся Вене, то ли и впрямь жившей в его доме. И непрекращающаяся мысленная связь с Мамой (Елена Киркова), когда-то научившей девятилетнего Веню вопреки всем странностям окружающей действительности стараться оставаться самим собой.

Это же Веня-Ильин посоветует Мальчику (Саша Беляев), которого спасет от голода в блокадном Ленинграде. Посоветует без ажиотажа и пафоса, адресуя данные, спасительные слова и своему случайному маленькому собеседнику, и, конечно, нам, зрителям. Все-таки и для нас способность сохранять в нравственной чистоте свой внутренний мир может обернуться подлинной панацеей от саморазрушения в нынешних обстоятельствах, совсем не располагающих к лучшим, честным и благородным проявлениям человеческой натуры.
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
6+
Жили-были Пёс и Волк
Сказка
1 ч 10 минут
Подробнее
12+
Собака на сене
Комедия
3 часа с одним антрактом
Подробнее
6+
Маленький принц
Музыкальная сказка
1 ч 40 мин, один антракт
Подробнее
16+
Казанова. Ars Vivendi
Комедия в 2-х актах
3 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
16+
Много шума из ничего
Комедия
2 ч 40 мин, один антракт
Подробнее
Последние статьи
Москвичам рассказали, на каких столичных сценах можно увидеть постановку "Щелкунчика"
29 ноября 2023
Балет "Щелкунчик" для москвичей – одно из главных новогодних времяпровождений....
Пьеса, которая была под цензурой: в Москве покажут произведение Островского «Семейная картина»
18 ноября 2023
Губернский театр подготовил спектакль по произведению Островского. Ранее пьеса...
Премьера спектакля «Семейная картина» в Московском Губернском театре - колоритный музыкально-театральный вернисаж!
15 ноября 2023
12 апреля исполнилось 200 лет со Дня рождения великого драматурга Александра Николаевича...
Московский Губернский театр представляет премьеру комедии А.Н. Островского «Семейная картина»
14 ноября 2023
7 и 10 ноября Московский Губернский театр представит премьеру комедии А.Н. Островского...
Мои мечты постепенно осуществляются
13 ноября 2023
Рецензия на спектакль «Семейная картина» в Губернском театре
13 ноября 2023
7 ноября 2023 года Губернский театр в Москве презентовал спектакль «Семейная картина» по...
В ФОЙЕ ГУБЕРНСКОГО ТЕАТРА ПОЯВИЛАСЬ «СЕМЕЙНАЯ КАРТИНА»
13 ноября 2023
Губернский театр представил премьеру – режиссёр Ольга Матвеева выпустила спектакль по...
Семейная картина Ольги Матвеевой
11 ноября 2023
7 и 10 ноября Московский Губернский театр представит премьеру комедии А.Н. Островского...
Губернский театр поставил редкую пьесу Островского "Семейная картина"
10 ноября 2023
В Губернском театре вышла премьера "Семейная картина" - это спектакль Ольги Матвеевой по...
Московский Губернский театр показал премьеру комедии по пьесе Островского «Семейная картина»
09 ноября 2023
РИАМО - 9 ноя. Московский Губернский театр представил премьеру комедии по пьесе А.Н....
Премьера в Губернском театре
09 ноября 2023
В талантливой постановке первой пьесы 24-летнего литератора Александра Островского...
Семейный Островский в Губернском театре
08 ноября 2023
Это самая первая пьеса, написанная 24-летним автором. Ее редко ставят в театрах, а во...
Премьера спектакля "Семейная картина" состоялась в Московском губернском театре
08 ноября 2023
Московский губернский театр (МГТ) представил премьеру комедии Александра Островского...
Аргументы Недели → Культура  → Театры 13+ Губернский театр представил пьесу Александра Островского «Семейная картина» При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
07 ноября 2023
В новой постановке Губернского театра нет второстепенных героев. Все они — главные. Здесь...
В Московском губернском театре состоится премьера спектакля "Семейная картина"
07 ноября 2023
МОСКВА, 7 ноября. /ТАСС/. Московский губернский театр (МГТ) представит премьеру комедии...
Премьера спектакля «Семейная картина» пройдет в Московском Губернском театре 7 ноября
02 ноября 2023
Новый спектакль по пьесе Островского «Семейная картина» представят в Губернском театре 7...
Московский Губернский театр представит премьеру комедии по пьесе Островского «Семейная картина»
02 ноября 2023
В Московском Губернском театре 7 и 10 ноября состоится премьера комедии по пьесе А.Н....
Губернский театр представит спектакль по пьесе Островского «Семейная картина» 7 и 10 ноября
02 ноября 2023
РИАМО - 2 ноя. 7 и 10 ноября Московский Губернский театр представит премьеру комедии по...
ГУБЕРНСКИЙ ТЕАТР ВЫПУСКАЕТ ПРЕМЬЕРУ ПО ОСТРОВСКОМУ
02 ноября 2023
7 и 10 ноября Московский Губернский театр представит премьеру комедии по пьесе...
Московский Губернский театр показал на гастролях в Петербурге два спектакля
31 октября 2023
Это "Остров Сокровищ" по Стивенсону и спектакль-посвящение Олегу Табакову "На...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре