Жизнь человека. «Бесконечный апрель» в Губернском театре
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Жизнь человека. «Бесконечный апрель» в Губернском театре

15 Июня 2015
Майя Фолкинштейн, «Страстной бульвар, 10», №8-178/2015.
«Бесконечный апрель» в Московском Губернском театре начинается уже в фойе, которое украшено черно-белыми, ставшими сейчас поистине раритетными фотографиями, запечатлевшими улыбающихся и смеющихся представителей разных поколений. И тут же две нарядно одетые особы, похожие на массовиков-затейников из советских Домов культуры, поют в сопровождении гармониста популярные песни второй половины XX века. Понятно, что при помощи подобного приема авторы премьерной постановки Московского Губернского театра пытаются приобщить нас к ее атмосфере. И пусть все это не ново и даже, увы, слегка раздражает, но свое назначение все же выполняет, настраивая на необходимый лад.

Лад этот преимущественно ностальгический. И хотя действие растягивается практически до наших дней, большинство эпизодов настоящего спектакля относится к так называемой эпохе «ретро» - от двадцатых до восьмидесятых годов ушедшего столетия. Включая и период блокады Ленинграда, где, собственно, и разворачиваются события. А если конкретнее, то театр предлагает нам «заглянуть» в старую питерскую квартиру. Вернее, в одну из ее комнат, где, кажется, замерло время, о чем красноречиво свидетельствует обстановка с множеством старых радиоприемников и продавленным диваном, который покрыт видавшим виды пледом. Для создания же ощущения камерности своего спектакля режиссер Анна Горушкина вместе с художником Александрой Ловянниковой зрительские места размещают прямо на сцене, отгораживая их от зала прозрачной пленкой.

Однако у этой пленки есть и другая, более важная задача. Она не только обозначает границы игровой площадки, а является еще и неким символом тонкой, едва ли не условной грани между реальностью и потусторонним пространством, куда постепенно переходят самые близкие герою люди - его мама и жена. Именно переходят, а не умирают, продолжая существовать в памяти этого человека, обыкновенного жителя города на Неве, которому судьба подарит долгую жизнь, позволив, по сути, остаться ребенком - чистым, наивным, светлым. Недаром в программке он назван не Вениамином Александровичем, а уменьшительным именем - Веня.

12_235

Пьеса молодого и уже известного драматурга Ярославы Пулинович (в Театре Наций идет ее «Жанна») построена как ряд разрозненных, почти не связанных между собой фрагментов биографии Вени, объединенных разве что календарной, апрельской общностью (не в этом ли секрет столь необычного и чрезвычайно поэтичного названия спектакля?). И это само по себе неожиданно и интересно. Правда, заранее несколько осложняет восприятие спектакля рядовым, не слишком подготовленным зрителем, больше привыкшим все-таки к ясным, строго повествовательным сюжетам.

Вероятно, поэтому режиссер Анна Горушкина чуть корректирует пьесу и переводит ее в иной контекст. В спектакле Горушкиной Веня в свой девяносто восьмой день рождения предпринимает своеобразное путешествие в прошлое, воспоминаниями о котором, несмотря на выпавшие на его долю многочисленные потрясения он очень дорожит. А в этот момент его дочь Люба занимается продажей привлекательных для современных любителей старины просторных отцовских «апартаментов».

Театралы со стажем, без сомнения, отметят некоторое сходство этой ситуации с центральной коллизией легендарной «Цены» Артура Миллера, в которой, как мы знаем, на фоне процесса оценки старой мебели члены семейства Франц переосмысливают свои поступки. Впрочем, сходство это ощущается исключительно на уровне ассоциаций. Вдобавок, пьеса Миллера - полноценная психологическая драма. А «Бесконечный апрель» Пулинович - нечто вроде драматургического этюда, в связи с чем естественным представляется определение жанра спектакля, решенного в стиле «драматической импровизации». В результате чего задействованные Анной Горушкиной артисты получают возможность ничего не играть в прямом смысле этого слова, а при помощи точных характерных жестов, речевых оборотов, деталей грима и костюмов как бы «примерить» на себя образы своих героев. И это оказывается очень кстати для исполнителей ролей Вени, Гали и Любы, которые, согласно авторскому замыслу Ярославы Пулинович, должны на протяжении полутора часов сценического времени предстать перед публикой в нескольких возрастных ипостасях - от детства и отрочества до молодости, от зрелости до старости. И Андрей Ильин, Елена Доронина, Елена Калабина органично передают разные душевные состояния своих персонажей, демонстрируя при этом еще и чуткое партнерство, столь необходимое тогда, когда дело касается сугубо семейных историй.

11_271

Режиссеру Анне Горушкиной вообще удалось сочинить чрезвычайно ансамблевое зрелище, где каждый участник находится на своем месте и каждый по-своему заметен. Выделять кого-то из них было бы не справедливо. Но, тем не менее, по праву исполнения главной роли хочется особо отметить Андрея Ильина. И в очередной раз отдать должное редкой интеллектуальной природе этого артиста, восхититься деликатностью, интеллигентностью его актерского «почерка». Если его партнерши по «Бесконечному апрелю» все же иногда перебирают с эмоциями, то Ильин неизменно безупречен, поражая умением тактично намекнуть на то, какие чувства в тот или иной момент испытывает его Веня.

А чувств здесь целая гамма. Это и страх перед неизбежностью находиться рядом с малообразованными, только недавно переехавшими из деревни соседями. И раздражительность, вызываемая назойливыми визитами резкой, грубой девочки Гали. И внезапно возникшая влюбленность в нее, переросшая в любовь. И мимолетное увлечение Женщиной в поезде (Ирина Токмакова), в которой угадал родственное существо. И постоянная тоска по кухарке Кате (одноименная песня в исполнении Петра Лещенко даже становится своеобразным музыкальным лейтмотивом спектакля), то ли приснившейся Вене, то ли и впрямь жившей в его доме. И непрекращающаяся мысленная связь с Мамой (Елена Киркова), когда-то научившей девятилетнего Веню вопреки всем странностям окружающей действительности стараться оставаться самим собой.

Это же Веня-Ильин посоветует Мальчику (Саша Беляев), которого спасет от голода в блокадном Ленинграде. Посоветует без ажиотажа и пафоса, адресуя данные, спасительные слова и своему случайному маленькому собеседнику, и, конечно, нам, зрителям. Все-таки и для нас способность сохранять в нравственной чистоте свой внутренний мир может обернуться подлинной панацеей от саморазрушения в нынешних обстоятельствах, совсем не располагающих к лучшим, честным и благородным проявлениям человеческой натуры.
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Безымянная звезда
Электродрама
3 ч с одним антрактом
Подробнее
6+
Путешествие Мармелана
Сказка обойных человечков
1 час 10 мин
Подробнее
16+
Весна
По рассказам Михаила Задорнова
1 ч 40 мин, без антракта
Подробнее
16+
Бесконечный апрель
Драматическая импровизация
1 ч 15 мин, без антракта
Подробнее
12+
Сирано де Бержерак
Героическая комедия
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
Последние статьи
В Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Много шума из ничего»
27 Ноября 2021
Знаменитая пьеса Шекспира впервые была поставлена еще 400 лет назад. Свой осовремененный...
В Губернском театре состоится премьера спектакля "Много шума из ничего"
27 Ноября 2021
МОСКВА, 27 ноября. /ТАСС/. Московский Губернский театр в субботу на Малой сцене...
Спектакль «Много шума из ничего» в Московском губернском театре
26 Ноября 2021
Фоторепортаж на сайте издания
Закрытие IV Международного Большого Детского фестиваля
23 Ноября 2021
22 ноября в Московском Губернском театре прошла церемония закрытия IV Международного...
Церемония закрытия IV Международного Большого Детского фестиваля прошла в Подмосковье
23 Ноября 2021
На сцене Московского Губернского театра завершил свою работу IV Международный Большой...
Названы лауреаты Международного Большого детского фестиваля
23 Ноября 2021
Стали известны лауреаты Международного Большого детского фестиваля. Об этом...
В Москве подвели итоги Большого детского фестиваля
23 Ноября 2021
В нем приняли участие более 90 творческих проектов  В...
В Московском Губернском театре подвели итоги Большого детского Фестиваля
23 Ноября 2021
Всего в мероприятии приняли участие 93 творческих проекта со всей России, из которых...
Объявлены лауреаты Большого детского фестиваля
23 Ноября 2021
У Международного Большого детского фестиваля жюри исключительно детское в двух...
Большой Детский театральный фестиваль. Итоги. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 23.11.2021
23 Ноября 2021
На сцене Московского Губернского театра прошла церемония награждения лауреатов...
В Московском Губернском театре прошла церемония закрытия IV Международного Большого Детского фестиваля
23 Ноября 2021
22 ноября 2021 года на сцене Московского Губернского театра завершил свою работу IV...
«Много шума из ничего»
22 Ноября 2021
Среди работ Анны Горушкиной драма «Вид с моста» Артура Миллера, «Бесконечный апрель»...
Сергей Безруков признался, что хотел бы изменить в России
22 Ноября 2021
Эксклюзивное интервью с художественным руководителем Московского Губернского театра ...
Безруков призвал поддерживать детские театры по всей стране
22 Ноября 2021
В Москве подводят итоги большого форума для самых маленьких зрителей. Сегодня...
Стали известны лауреаты Большого детского фестиваля
22 Ноября 2021
Лауреатов IV международного Большого детского фестиваля объявили в Москве МОСКВА, 22...
Стали известны победители Международного Большого Детского фестиваля
22 Ноября 2021
На сцене Московского губернского театра подвели итоги IV Международного Большого...
В Москве закончился Большой детский фестиваль
22 Ноября 2021
.videoWrapper { position: relative; padding-bottom: 56.25%; padding-top: 25px;...
Объявлены лауреаты Международного большого детского фестиваля
22 Ноября 2021
Победителем в номинации "Легенда театра для детей и юношества" стал заслуженный художник...
Церемония закрытия IV Международного Большого детского фестиваля пройдет в Подмосковье
19 Ноября 2021
РИАМО - 19 ноя. На сцене Московского губернского театра 22 ноября пройдет...
Участников Большого детского фестиваля наградят в 14 номинациях в Московском Губернском театре
19 Ноября 2021
Международный Большой детский фестиваль закроют в Московском Губернском театре 22...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре