Жизнь человека. «Бесконечный апрель» в Губернском театре
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Жизнь человека. «Бесконечный апрель» в Губернском театре

15 Июня 2015
Майя Фолкинштейн, «Страстной бульвар, 10», №8-178/2015.
«Бесконечный апрель» в Московском Губернском театре начинается уже в фойе, которое украшено черно-белыми, ставшими сейчас поистине раритетными фотографиями, запечатлевшими улыбающихся и смеющихся представителей разных поколений. И тут же две нарядно одетые особы, похожие на массовиков-затейников из советских Домов культуры, поют в сопровождении гармониста популярные песни второй половины XX века. Понятно, что при помощи подобного приема авторы премьерной постановки Московского Губернского театра пытаются приобщить нас к ее атмосфере. И пусть все это не ново и даже, увы, слегка раздражает, но свое назначение все же выполняет, настраивая на необходимый лад.

Лад этот преимущественно ностальгический. И хотя действие растягивается практически до наших дней, большинство эпизодов настоящего спектакля относится к так называемой эпохе «ретро» - от двадцатых до восьмидесятых годов ушедшего столетия. Включая и период блокады Ленинграда, где, собственно, и разворачиваются события. А если конкретнее, то театр предлагает нам «заглянуть» в старую питерскую квартиру. Вернее, в одну из ее комнат, где, кажется, замерло время, о чем красноречиво свидетельствует обстановка с множеством старых радиоприемников и продавленным диваном, который покрыт видавшим виды пледом. Для создания же ощущения камерности своего спектакля режиссер Анна Горушкина вместе с художником Александрой Ловянниковой зрительские места размещают прямо на сцене, отгораживая их от зала прозрачной пленкой.

Однако у этой пленки есть и другая, более важная задача. Она не только обозначает границы игровой площадки, а является еще и неким символом тонкой, едва ли не условной грани между реальностью и потусторонним пространством, куда постепенно переходят самые близкие герою люди - его мама и жена. Именно переходят, а не умирают, продолжая существовать в памяти этого человека, обыкновенного жителя города на Неве, которому судьба подарит долгую жизнь, позволив, по сути, остаться ребенком - чистым, наивным, светлым. Недаром в программке он назван не Вениамином Александровичем, а уменьшительным именем - Веня.

12_235

Пьеса молодого и уже известного драматурга Ярославы Пулинович (в Театре Наций идет ее «Жанна») построена как ряд разрозненных, почти не связанных между собой фрагментов биографии Вени, объединенных разве что календарной, апрельской общностью (не в этом ли секрет столь необычного и чрезвычайно поэтичного названия спектакля?). И это само по себе неожиданно и интересно. Правда, заранее несколько осложняет восприятие спектакля рядовым, не слишком подготовленным зрителем, больше привыкшим все-таки к ясным, строго повествовательным сюжетам.

Вероятно, поэтому режиссер Анна Горушкина чуть корректирует пьесу и переводит ее в иной контекст. В спектакле Горушкиной Веня в свой девяносто восьмой день рождения предпринимает своеобразное путешествие в прошлое, воспоминаниями о котором, несмотря на выпавшие на его долю многочисленные потрясения он очень дорожит. А в этот момент его дочь Люба занимается продажей привлекательных для современных любителей старины просторных отцовских «апартаментов».

Театралы со стажем, без сомнения, отметят некоторое сходство этой ситуации с центральной коллизией легендарной «Цены» Артура Миллера, в которой, как мы знаем, на фоне процесса оценки старой мебели члены семейства Франц переосмысливают свои поступки. Впрочем, сходство это ощущается исключительно на уровне ассоциаций. Вдобавок, пьеса Миллера - полноценная психологическая драма. А «Бесконечный апрель» Пулинович - нечто вроде драматургического этюда, в связи с чем естественным представляется определение жанра спектакля, решенного в стиле «драматической импровизации». В результате чего задействованные Анной Горушкиной артисты получают возможность ничего не играть в прямом смысле этого слова, а при помощи точных характерных жестов, речевых оборотов, деталей грима и костюмов как бы «примерить» на себя образы своих героев. И это оказывается очень кстати для исполнителей ролей Вени, Гали и Любы, которые, согласно авторскому замыслу Ярославы Пулинович, должны на протяжении полутора часов сценического времени предстать перед публикой в нескольких возрастных ипостасях - от детства и отрочества до молодости, от зрелости до старости. И Андрей Ильин, Елена Доронина, Елена Калабина органично передают разные душевные состояния своих персонажей, демонстрируя при этом еще и чуткое партнерство, столь необходимое тогда, когда дело касается сугубо семейных историй.

11_271

Режиссеру Анне Горушкиной вообще удалось сочинить чрезвычайно ансамблевое зрелище, где каждый участник находится на своем месте и каждый по-своему заметен. Выделять кого-то из них было бы не справедливо. Но, тем не менее, по праву исполнения главной роли хочется особо отметить Андрея Ильина. И в очередной раз отдать должное редкой интеллектуальной природе этого артиста, восхититься деликатностью, интеллигентностью его актерского «почерка». Если его партнерши по «Бесконечному апрелю» все же иногда перебирают с эмоциями, то Ильин неизменно безупречен, поражая умением тактично намекнуть на то, какие чувства в тот или иной момент испытывает его Веня.

А чувств здесь целая гамма. Это и страх перед неизбежностью находиться рядом с малообразованными, только недавно переехавшими из деревни соседями. И раздражительность, вызываемая назойливыми визитами резкой, грубой девочки Гали. И внезапно возникшая влюбленность в нее, переросшая в любовь. И мимолетное увлечение Женщиной в поезде (Ирина Токмакова), в которой угадал родственное существо. И постоянная тоска по кухарке Кате (одноименная песня в исполнении Петра Лещенко даже становится своеобразным музыкальным лейтмотивом спектакля), то ли приснившейся Вене, то ли и впрямь жившей в его доме. И непрекращающаяся мысленная связь с Мамой (Елена Киркова), когда-то научившей девятилетнего Веню вопреки всем странностям окружающей действительности стараться оставаться самим собой.

Это же Веня-Ильин посоветует Мальчику (Саша Беляев), которого спасет от голода в блокадном Ленинграде. Посоветует без ажиотажа и пафоса, адресуя данные, спасительные слова и своему случайному маленькому собеседнику, и, конечно, нам, зрителям. Все-таки и для нас способность сохранять в нравственной чистоте свой внутренний мир может обернуться подлинной панацеей от саморазрушения в нынешних обстоятельствах, совсем не располагающих к лучшим, честным и благородным проявлениям человеческой натуры.
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Казанова. Ars Vivendi
Комедия в 2-х актах
3 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
16+
Паша
Маргинал-сериал
1 час 30 минут
Подробнее
16+
Энергичные люди
Караоке-спектакль по повести В. Шукшина
3 ч 50 мин, один антракт
Подробнее
12+
Мой Лермонтов
Моноспектакль
1 час без антракта
Подробнее
12+
Приключения Фандорина
Детектив по роману Б. Акунина
2 ч 50 мин, один антракт
Подробнее
Последние статьи
Шарлотта Ивановна, покажите фокус! «Вишневый сад» в Губернском театре
19 Апреля 2022
Столько сказано о загадочной русской душе, о непостижимости её глубин, о метаниях и...
Розы-помидоры, медицинские маски и качель-лодочка: Московский губернский театр сыграл в Архангельске «Дядю Ваню» в постановке Сергея Безрукова
15 Апреля 2022
Единственный показ «Дяди Вани» МГТ на сцене архангельского театра драмы совпал с Эхом...
В Московском Губернском театре готовят поэтический спектакль об эмигрантах «Чужие берега»
10 Апреля 2022
Как можно оказаться во Франции или в Китае и одновременно в России? Московский...
Московский Губернский театр приехал с гастролями в Нижний Новгород
08 Апреля 2022
«Большие гастроли» снова на сцене Нижегородского театра «Комедия». В этот раз в...
Театр Сергея Безрукова приехал с гастролями в Нижний Новгород
08 Апреля 2022
Знаменитый театр Сергея Безрукова приехал в Нижегородский театр «Комедiя» ...
"Большие гастроли" Московского Губернского театра пройдут в Нижнем Новгороде 7-9 апреля
07 Апреля 2022
"Большие гастроли" Московского Губернского театра пройдут в Нижнем Новгороде 7-9...
Два подмосковных театра представят свои спектакли в рамках программы «ЭХО БДФ» в Архангельске
06 Апреля 2022
С 12 по 17 апреля года Большой Детский фестиваль представит лауреатов конкурса 2021...
Московский Губернский театр выступит в Нижнем Новгороде
04 Апреля 2022
С 7 по 9 апреля МГТ приедет в столицу Нижегородской области с «Большими гастролями»,...
Лариса Вильясте: «Любое искусство — это не воспитатель»
04 Апреля 2022
Большой детский фестиваль – один из немногих в мире и единственный в стране, жюри...
«Высоцкий. Рождение легенды» показали в Петербурге
03 Апреля 2022
В Санкт-Петербург с гастролями приехал Московский Губернский театр. Его художественный...
«НЕ НАДО ПОДРАЖАТЬ»: БЕЗРУКОВ О ВЫСОЦКОМ, ТЕАТРЕ И «МУЖСКИХ» РОЛЯХ
29 Марта 2022
Безруков долгие годы несёт за собой неглаcное звание «актёра, который может сыграть всё»....
С чего начинается театр? Доброе утро. Суббота. Фрагмент выпуска от 26.03.2022
26 Марта 2022
За кулисами Московского Губернского театра кипит работа более трех сотен людей...
Продолжение пути, начатого Тимофеем Докшицером
22 Марта 2022
18 марта в Большом зале РАМ имени Гнесиных состоялся концерт к 100-летию со дня...
«Высоцкий» приезжает из Москвы
17 Марта 2022
1 апреля в БКЗ «Октябрьский» Московский губернский театр представит спектакль «Высоцкий....
Большие гастроли. Интервью с Ларисой Вильясте. 360
14 Марта 2022
Большие гастроли. Интервью с директором Московского Губернского театра Ларисой Вильясте
Гастроли Московского Губернского театра пройдут в Петербурге с 26 марта по 1 апреля
10 Марта 2022
Жителей города ждут постановки "Остров сокровищ" и "Высоцкий. Рождение легенды" ...
Спектакль про Стива Джобса откроет серию показов лауреатов Большого детского фестиваля
07 Марта 2022
Постановку "Сочинение про Джобса" смогут увидеть зрители Московского Губернского театра ...
В федеральной программе «Большие гастроли–2022» примут участие три подмосковных театра
03 Марта 2022
28 февраля в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана, разработанного...
Три подмосковных театра примут участие в "Больших гастролях"
28 Февраля 2022
Красногорск. 28 февраля. ИНТЕРФАКС - Подмосковные театры примут участие в программе...
В федеральной программе «Большие гастроли–2022» примут участие три подмосковных театра
28 Февраля 2022
28 февраля в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана, разработанного...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре