Евгения Фомина
14 сен 2024
«Виноватый в вине, правый в правде, а всякому греху покаяние» (русская пословица).
В Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Капитанская дочка»! Аншлаговые два премьерных дня, билеты раскуплены на четыре месяца вперёд!
В мае я была на предпремьерном показе, и тогда спектакль, можно сказать, ошеломил, вызвав настоящее смятение чувств от необъятности своего воздействия.
И вот теперь, уже зная, что увижу постановку по оригинальной идее Сергея Безрукова, представившего классическую историю в виде спектакля-расследования по оригинальной инсценировке Анны Матисон, воплотившей на сцене используемый в кинематографе «Эффект Расёмона», я приехала на премьеру!
Ещё с предпремьерного показа я была под большим впечатлением от сценографии, света, музыки и костюмов, мир Губернской «Капитанской дочки» прекрасен, он удивляет и поражает воображение. Актёрский ансамбль спектакля великолепен, на поклонах хочется подарить десятки букетов и огорчает, что так не получается.
Пугачёв. Образ Пугачёва, как мне показалось, стал полнее и мощнее. Очень сильная роль Дмитрия Карташова. Его Пугачёв схваченный, но не побеждённый. Человек невероятной силы и энергетики, власть которого над другими людьми основана, в первую очередь, на личных качествах. Он непредсказуем и опасен, может быть жестоким и беспощадным, а может великодушным и благодарным. По режиссёрскому решению способен на раскаяние. По-христиански покаявшийся, но не отступивший от своей «казачьей правды».
В Гринёве Олега Савостюка больше всего поражает сочетание такого юного, по сути, мальчишеского возраста с несгибаемой твёрдостью и мужественностью характера. Волею жизненных обстоятельств недоросль-шалопай превращается в храброго и отважного офицера, и чем трагичнее и страшнее эти обстоятельства, тем его стойкость и самоотверженность крепнут всё больше. Гринёв в полной мере осознаёт грозящую ему смертельную опасность и тем не менее, в лицо Пугачёву говорит, что не будет делать того, что «противно чести моей и христианской совести». Браво Олегу Савостюку за эту роль! И я думаю, что подростки-школьники в зале были поражены, каким Человеком и настоящим Мужчиной, оказывается, может быть их ровесник. И, конечно, его любовь к Маше. Ради Маши Гринёв даже готов расстаться с жизнью. С современных позиций чувства между Гринёвым и Машей можно было бы посчитать проявлением юношеского идеализма и максимализма, когда первая влюблённость воспринимается как вечная любовь на всю жизнь, но душевная и духовная зрелость юных героев не позволяет так думать.
Капитанская дочка Маша Миронова – действительно офицерская дочь. При всей очаровательной трогательной детскости, внешней хрупкости и трепетности героиня Александры Лукьяновой поражает решительностью, силой духа и твёрдостью характера. Испытания, которые выпадет ей пройти ради спасения любимого человека представлены в спектакле гораздо страшнее, чем в повести. И с особой выразительностью, искренностью, сердечностью и чистотой образ Маши в спектакле звучит именно благодаря Александре Лукьяновой.
Гринёв, Маша и Пугачёв – это, если так выразиться, «три кита», на которых держится спектакль. Однако на премьере более ярко, чем на предпремьерном показе, на мой взгляд, раскрылся образ Швабрина. Начиная со своего эффектного появления и первых фраз на допросе, когда, попадая под обаяние Антона Соколова хотелось воскликнуть: «Нет, ну каков мерзавец, а?», ты следишь за персонажем, который, являясь соперником в любви и нравственным антиподом Гринёва, проходит свой путь падения. При этом в сцене решающего поединка я вообще увидела в Швабрине черты Сильвио из финала пушкинского «Выстрела». Ну и глаза Швабрина - Соколова во время гражданской казни это глаза человека, который уже сам вынес себе приговор.
Из актёров ещё отдельно хочется отметить Алексея Веретина и Наталью Шклярук, предстающих в роли актёров, скоморохов, четы Мироновых, Сергея Мудрицкого (офицер, скоморох) и парней-студентов ВГИКовцев Мастерской Сергея Безрукова (казаки-пугачёвцы).
А вообще Губернскую «Капитанскую дочку», конечно, невозможно описать в небольшом (да и в большом тоже) отзыве. Её надо увидеть, очутиться внутри разворачивающейся истории, испытать невероятные по диапазону и силе эмоции, и когда после оглушительных аплодисментов опустится занавес, понять, что ты хочешь приехать на этот спектакль снова.
Поздравляю Московский Губернский театр ! Поздравляю Сергея Безрукова и всю команду спектакля! С Премьерой! С рождением «Капитанской дочки»! СПАСИБО!