Урзова Екатерина
31 мая 2024
Этот спектакль идет на малой сцене Московского Губернского театра. Пьеса Д. Привалова, по которой он поставлен, камерная, персонажей всего шесть. И вот такой подход приближает их к зрителям. Герои спектакля тепло одеты: телогрейки, шапки, валенки, видно, что там, где они есть, нешуточный мороз. Но где они есть? Что это за дом в заснеженном лесу? Почему тут собралась такая странная компания: блокадница тетя Таня, деревенская девушка Маруся, бывалый путешественник Саныч, солдат Тоха и рабочий человек Серега? Что может быть между ними общего?
Общее есть. Все эти люди уже не люди, а ангелы. Они умерли и попали в рай или в то место, что им кажется раем. Мороз щиплет за щеки, но в избе тепло, пахнет пирогами, в печке горят дрова. И, кажется, совсем не хочется уходить отсюда. Но только кажется. Все персонажи что угодно отдали, лишь бы вернуться туда, на волю, как они говорят. Ведь там жизнь, там есть завтра. Тут хорошо, тепло, сытно. Но будущего тут нет.
Спектакль П. Артемьева - вещь сложная и вот так сразу жанр его не определить. Скорее, это философская притча, но при этом автор легко переходит от философии к юмору, а лирическая сцена сменяет трагическую. Зрители то смеются, то плачут. Но, вероятно, такова жизнь: смерть и слезы рядом.
Мне сложно выделить какого-то одного актера, ибо все сыграли отлично. Более того, тут тот самый вариант, когда актеры не играют, а проживают жизни своих героев. Как хорошо подобраны типажи! Вот трое молодых мужчин: Серега, Тоха, Вася. Серега погиб где-то в середине XX века он, вероятно, прошел войну. И играет его В. Шмаков с сухим жестким, очень суровым лицом. Тоха, бесшабашный, легкомысленный и, похоже, малообразованный, ну гопник гопником, очень хорошо получился у К. Новышева, у которого лицо нервное, тонкое. Ну а А. Соколов прекрасно подошел на роль Васи, программиста, он более вальяжен и мягок. Елена Киркова стала Марусей. Вероятно, фотографии на сайте театра сделаны достаточно давно, сейчас у нее волосы короткие. Но вот это сочетание нежного лица и остриженных вихров создает впечатление полу-ребенка, совсем не успевшего пожить. Заслуженный артист России Ю. Колганов стал Санычем, единственным из шести, кто может ходить между локациями рая. Его герой кажется суровым, но до поры до времени, пока не поймешь, что он на редкость душевный человек. Ну а тетя Таня (Е. Петрова) - это тетя Таня. Она практически стала мамой для всей этой пестрой компании, и актриса Е. Петрова весьма убедительна в роли доброй и мягкой, хоть и недалекой тетушки.
Сценография и костюмы выполнены П. Гришиной и А. Новоселовой. Тут все лаконично и просто: стол, лавки, бревна, печурка. Но эта простота очень к месту, аскетичность подчеркивает то, что это не наш мир. Одеты герои так, как были в день смерти: Тетя Таня - в платье с белым воротничком, Маруся - в блузку и длинную юбку, Саныч - в свитер и длинный плащ (вот клянусь, такой же был у нас на даче), Серега - в военные галифе, сапоги, нательную рубаху и пр. И такое впечатление, что вещи не сшиты специально к спектаклю, что они подлинные.
Кстати, "Прекрасное далеко" - это уже немного ретро. Пьеса написана в 2006 и это очень чувствуется. Вот никогда бы не подумала, что мир настолько изменился. Но он изменился и это чувствуется.
Минусы. Спектакль практически идеален. На мой взгляд, недочет только один, но и тут претензия не к театру, а к автору пьесы. Как-то очень невнятно написано о том, где воевал Тоха. Ибо по смыслу получается, что это вторая чеченская. А по тексту...
Серега. А ты с кем воевал?
Тоха. А не знаю… Нам сказать забыли, а мы спрашивать не стали…
Это как? Ну и вообще сцена осознания Тохи и Васи какая-то странная, нереальная. Я понимаю, что упрекать спектакль, где действие происходит за гранью этого мира, как минимум странно. Но все остальное укладывалось в логические рамки. А вот это - нет.
Резюме. Очень хороший спектакль. Из тех, что смотришь, затаив дыхание, а потом много думаешь.