46 париков на сундук мертвеца: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

46 париков на сундук мертвеца

02 июня 2015
Светлана Наборщикова, «Культура»
Путешествие по «Острову сокровищ» (премьеру Московский губернский театр приурочил ко Дню защиты детей и старту школьных каникул) начинается задолго до представления.

Стены в фойе задрапированы гобеленами с изображениями шхун и морских карт. В буфет ведут ворота, охраняемые угрюмым пиратом. Кофе наливает бармен в тельняшке. На первое действие вас пригласят удары склянок, на второе — залпы пушек. Программку можно изучить, присев на бочку в центре фойе. Надоест читать — смотрите представление с ирландскими песнями и плясками. Исполнители — бойкие девушки — и лукавый персонаж с дредами, изящно, а-ля Джек Воробей, помахивающий кистью в кружевной манжете.

Поклонникам Сергея Безрукова, худрука Губернского театра и исполнителя одной из главных ролей, тоже далеко ходить не надо. Любимец публики здесь же, на почетном месте, в виде картонной фигуры главного пирата Джона Сильвера. К композиции прилагается капитан Флинт — гигантский сине-желтый попугай. Птица с длинным хвостом издает гортанные звуки. Ровно такая же, но уже бутафорская, будет сидеть на плече у героя Безрукова.

Без сомнения, народный артист предпочел бы играть с живым персонажем, но попугаю в спектакле отведен, можно сказать,  концептуальный возглас: «Пиастры, пиастры!» Его нельзя «затемнять» посторонними звуками. Возможно, постановщики учли негативный опыт прошлогоднего «Острова сокровищ» в Королевском театре Лондона. Попугай там оказался настолько говорливым, что временами заглушал партнеров.

Кстати, автор инсценировки и режиссер спектакля Алексей Серов заявил журналистам, что если губернский «Остров» и конкурирует с какой-то театральной постановкой, то только с этой британской (ее показывали в наших кинотеатрах). Действительно — конкуренция налицо. Во всяком случае, по части декораций и аксессуаров.

Лондонский «Остров» смотрится таинственнее (с задника не сходят мерцающие звезды) и брутальнее (оторванная рука весьма натуралистична). Российская постановка выглядит мощнее и масштабнее. 93 костюма. 46 париков. Тяжелые мушкеты, шпаги, сабли. Практически всю небольшую сцену занимает декорация-трансформер. В течение спектакля она становится трактиром, палубой, заброшенным фортом. А когда сверху спускаются кусты и деревья — непроходимой чащей. Общий вес декорации — шесть с половиной тонн. Поверхность — покатая. То есть навыки хождения по кренящейся палубе актеры освоили, не выходя в море. У британцев тоже есть корабль, но миниатюрнее и без уклона. Степень морской достоверности соответственно меньше.

Что касается концепции, то здесь о соперничестве речь не идет. Истории разные. «Остров» режиссера Полли Финдли — феминистская фантазия. Джим Хокинс превратился в Джимайму Хокинс, доктор Ливси — в пухлощекую докторшу. Кое-какие сцены с участием Сильвера и Джимаймы идут на грани фола.

Создатели московского «Острова» чтят заветы Стивенсона, который, опасаясь ненужной сентиментальности, лишил роман женских образов. Прекрасный пол в спектакле представлен достопочтенной матушкой Джима да танцующими горожанками. В остальном это в меру суровое, в меру шутливое мужское повествование с детально поставленными боями и потасовками. Свой вклад в здоровую мужественность вносит непредусмотренный оригиналом образ. В спектакле обнаруживается свой Джеймс Бонд в образе проникшего в ряды пиратов китайца Ляо Цзынь. Шпион Его Величества приводит на остров отряд королевской гвардии, который и забирает сокровища в государственную казну.

Но не одним приключением живет эта постановка. Книга Стивенсона, первоначально публиковавшаяся в детском журнале, — роман воспитания с характерной структурой: действия плюс размышления о трудностях становления человека. Зачем Джим бежит с пиратами на остров? Почему похищает корабль? «Действиями» это не объяснить, а «размышления» в инсценировках отходят на второй план. —

В Губернском театре данные ножницы не без изящества преодолели. Размышления отдали взрослому Джиму (молодой человек предстает в облике начинающего капитана), а действия — Джиму-ребенку. Соединили, так сказать, подтекст и текст. Прочие персонажи в подобных вмешательствах не нуждались. Для характеристики их достаточно пары слов. Капитан Смоллет — безупречный профи. Доктор и по совместительству судья Ливси — благородный прагматик. Сквайр Трелони — безобидный болтун. Новоявленный Робинзон Бен Ган — обаятельный трус. Герой же, к которому не применима однозначная оценка, всего лишь один. Джон Сильвер.

Сергей Безруков наделил своего персонажа изысканностью аристократа, коварством пирата и надеждами честного гражданина. Для чего ему, обеспеченному человеку, владельцу прибыльной таверны, плыть на остров и карабкаться по песчаным кручам? А потому, что с сокровищем, говорит Сильвер, «я смогу себе позволить жить как настоящий джентльмен и, может быть, даже могу избираться в парламент».

Увы, Сильвер, при всем уме и образованности («говорит как по книге», — восхищаются напарники), не усвоил главного. Того, что понял и сформулировал в финале капитан Джим: «Подлинное сокровище — не золото и бриллианты, а честное слово джентльмена и верные друзья». Слово Сильвер нарушил, друзей нет, а значит, сокровищ ему не видать. Хотя и для него не все потеряно. Безруков, любя героя, сам переписал финал. Сильвер не бежит с корабля, прихватив мешок с дукатами (опять обман), а волею судьи Ливси остается на острове. Обнимает на прощание полюбившегося ему плутишку Джима. Похоже, для Джона начинается личный роман воспитания. В финале которого, кто знает, может и взойдет он на своей деревяшке в парламент.
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
6+
Ты у меня одна
Музыкальный спектакль
2 часа
Подробнее
6+
Золотой ключик
Сказка
1 час 20 минут
Подробнее
16+
Энергичные люди
Музыкальная комедия
3 часа 50 минут, антракт
Подробнее
6+
Маленький принц
Музыкальная сказка
2 часа с антрактом
Подробнее
16+
Скамейка
Лирическая комедия
1 час 20 минут
Подробнее
Последние статьи
«Вы все — мои дети. Потому что я люблю вас»
24 сентября 2025
18-19 сентября на большой сцене Губернского театра состоялась премьера спектакля «Старший...
От бытового анекдота до библейской притчи: премьера в Московском Губернском театре
22 сентября 2025
Начало театрального сезона в Москве изобилует множеством ярких премьер, и Московский...
"Старший сын" Вампилова в Губернском театре напоминает, чего отчаянно не хватает современному театру
22 сентября 2025
"Старший сын" Вампилова в Губернском театре напоминает о важности сопереживания ...
«Старший сын» - премьера в Московском Губернском театре
21 сентября 2025
Московский Губернский театр  открыл  новый сезон   постановкой   «Старший сын» по пьесе...
Афера по-советски: в Губернском театре поселился «Старший сын»
20 сентября 2025
Сергей Безруков открыл сезон знаменитой пьесой Александра Вампилова. ...
В московском Губернском театре – премьера "Старшего сына"
18 сентября 2025
Сегодня в театре дают комедию по знаменитой пьесе Александра Вампилова. История...
На сцене Московского губернского театра состоялась премьера спектакля «Старший сын»
18 сентября 2025
О том, как важно слушать и слышать близких. Большая премьера на сцене Московского...
Премьеру спектакля "Старший сын" представили в Московском Губернском театре
18 сентября 2025
Пьеса Александра Вампилова превращается в философскую притчу о человечности и...
Новый миф о Дон Жуане представили в Московском Губернском театре
18 марта 2025
В праздничные дни марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Дон...
Кто обнимет небо: премьера «Дон Жуан. Новый миф» прошла в Московском Губернском театре
17 марта 2025
Премьера «Дон Жуан. Новый миф» по пьесе Жана-Батиста Мольера состоялась на сцене...
Антон Хабаров: «Мне точно уже не интересно просто играть красавчика»
14 марта 2025
В дни, когда страна отмечала женский праздник, Московский Губернский театр порадовал...
«Дон Жуан»: Новый миф родился в Губернском театре
14 марта 2025
Острохарактерные герои, резкая смена тональности и раскрытие идей Мольера. 8 марта в...
СОБЛАЗНИТЬ СМЕРТЬ И ОБРЕСТИ ПОКОЙ
13 марта 2025
ПРЕМЬЕРА «ДОН ЖУАН. НОВЫЙ МИФ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ 8 марта Губернский театр...
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре (16+)
12 марта 2025
«Мы показали две энергии – грешного, заблудшего и несчастного персонажа, и доброго,...
Бросая вызов морали и небесам
12 марта 2025
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» Московский Губернский театр представил...
Рецензия на спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025) в Губернском театре: как обнять небо
12 марта 2025
8 марта 2025 года на сцене Губернского театра в Москве состоялась премьера...
Небо в алмазах
11 марта 2025
На сцене Московского Губернского театра премьера – спектакль "Дон Жуан. Новый миф" по...
Танцы со смертью: Антон Хабаров сыграл Дон Жуана в комедии Мольера
11 марта 2025
Главную роль в постановке по комедии Мольера «Дон Жуан» режиссер Максим Меламедов...
АНТОН ХАБАРОВ: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»
10 марта 2025
— Я тут подумал: если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь....
«Дон Жуан. Новый миф» Губернского театра
10 марта 2025
В праздничные дни москвичей ждала премьера Губернского театра «Дон Жуан. Новый миф»....
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре