Бессонница разума: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Бессонница разума

18 апреля 2016
Сергей Безруков, журнал «Русский пионер» № 63, апрель 2016.

Совсем недавно Сергею Безрукову пришлось вплотную столкнуться с безумием, буквально смотреть ему в глаза и даже раздваиваться, будучи одновременно и режиссером, и исполнителем главной роли в новом спектакле Московского Губернского театра «Сон разума» по гоголевским «Запискам сумасшедшего». Работая в таком режиме, поневоле узнаешь о безумии много нового.

Bezrukov_63_OtkritiiUrok_720_1

Помню, было замечательное кино – «Этот безумный, безумный, безумный мир», комедия, которую я смотрел еще в детстве. Или помните, как у Пушкина: «Не дай мне бог сойти с ума, нет, лучше посох и сума, нет, лучше труд и глад». Безумие – отсутствие рассудка, но при этом человек-то себя чувствует абсолютно нормальным, разумным, считает, что он вполне адекватен, а ненормальны и враждебны как раз все остальные…

Тут такая тонкая грань: в чем норма, а в чем безумие? Я думаю, что, наверное, и наш сегодняшний мир изнутри чувствует себя абсолютно комфортно, но если взглянуть со стороны на происходящее, на то количество агрессии, вседозволенности, отсутствие моральных законов, – это ведь ненормально. Мне кажется, безумие и разумность – это те самые духовные границы, которые себе ставит сам человек. То есть разумность – это нечто, что не позволяет мне поступать так или иначе, некие рамки.

Для меня сейчас тема безумия довольно актуальна, потому что я играю в спектакле «Сон разума» по повести Гоголя «Записки сумасшедшего». Мой герой Поприщин сходит с ума на глазах у зрителя, и мы позволяем увидеть все происходящее как бы глазами сумасшедшего – таким, как его видит мой герой, Аксентий Иванович Поприщин. Так вот, в работе над этим спектаклем самое важное, конечно, было понять, отчего этот человек сходит с ума. И не дай бог когда-нибудь пережить в реальности то, что происходит с Поприщиным, потому что это очень драматический процесс – осознание своей собственной ничтожности и нежелание смириться с этим, которое заканчивается бунтом сознания против действительности. Ведь если уж разбирать по правде, с точки зрения адекватного, «нормального» человека, то, конечно же, Поприщин – нуль. В 42 года титулярный советник с нищенским жалованьем, не сделавший ничего полезного в этой жизни, одинокий человек, живущий в своих фантазиях, – это абсолютный нуль. Изначально у него есть огромная жажда достичь как раз всех благ этого мира. Он мечтает попасть в «высший свет», увидеть ту жизнь, которая кажется ему сказкой, несбыточной мечтой, – он хочет попасть в эту сказку. А потом поднимает бунт: почему кому-то можно, а кому-то нельзя? Его сводит с ума понимание собственной ничтожности. И парадокс в том, что, только потеряв разум, он начинает ощущать себя значимым, обретает чувство собственного достоинства и наконец объявляет себя королем. Теперь он, Поприщин, может противостоять и даже управлять этим безумным миром – миром, который свел его с ума. Но щелчком, поворотным моментом, конечно же, становится горькое понимание своей ничтожности, никчемности и несогласие с этим фактом. «Отчего я титулярный советник? И с какой стати я титулярный советник?» Несогласие с тем, что он действительно нуль и та, в кого он влюблен, на него никогда и не взглянет. Конечно, нельзя говорить, что человек ничтожен: какие бы титулы он ни носил, достиг или не достиг каких-то высот – он прежде всего Человек, создание Божие. Поэтому имеет право говорить то, что думает, пользоваться всеми благами жизни, имеет право любить и быть любимым. Но в глазах общества по законам того мира, в котором живет Поприщин, – да, он ничтожество, он нуль. Не выслужился, не приспособился, не достиг, взяток брать не умеет, не женился и так далее. А потому никаких ему прав и благ не положено. И тут возникает основной вопрос: с какой стати этот безумный мир создает свои собственные законы, по которым деньги решают все, а выигрывает тот, кто умеет льстить, изворачиваться и «устраиваться»? Хотя человек, который живет по правде, должен быть сильнее, но жизнь наша безумная доказывает обратное…

В связи с этим я часто вспоминаю поэму «Черный человек» Сергея Есенина. Это тоже яркий пример того самого безумия, о котором мы говорим. Есенин говорит о том, что человек привыкает к раздвоенности, двуличию. То есть нам приходится подстраиваться под наши безумные человеческие законы, лицемерить, но внутри каждого сидит другой человек, который, как ни странно, говорит правду. Возникает конфликт с внутренним Я. И тут уже надо разобраться, кто говорит в тебе: Бог или дьявол? Бог, который пытается наставить тебя на путь истинный, или дьявол, который уничтожает твое сознание, показывая, что все окружающее лживо и в тебе самом нет ни капли правды?

В грозы, в бури, в житейскую стынь,
при тяжелых утратах и когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым –
самое высшее в мире искусство.

Bezrukov_63_OtkritiiUrok_720_2

Не «быть», а «казаться». Вот к чему стремятся слишком многие сегодня. Ложь. Лицемерие и ложь становятся главной силой в нашем безумном мире, помогают подстраиваться и «устраиваться», без них порой невозможно ничего достичь. Искренность же, наоборот, поднимается на смех и уничтожается, потому что рядом с искренностью ложь не может существовать, она разрушается. Но вот что страшно: стоит только разрешить себе ложь и лицемерие, разрешить себе жить по этим законам, как искренность постепенно теряется. Порой люди даже не могут уже отличить искренность от фальши. Примерно так же, как те, кто привык есть фастфуд, уже не могут оценить вкус нормальной здоровой пищи. Перестают работать рецепторы. Происходит подмена ценностей. Очень мало настоящего, все можно опошлить, все можно подменить.

Честно могу сказать: работая над спектаклем, я находился на грани легкого безумия, потому что сначала я работал как режиссер, руководя дублером, артистом, который ходил за меня по сцене. В этом спектакле очень много сложнопостановочных трюков, и поэтому за неимением времени – был всего месяц на постановку – мне приходилось требовать от артистов невозможного. Работали круглые сутки, решения сцен требовали огромных физических затрат. И когда ты сидишь в зале, то так просто сказать артисту: «Беги сюда, залезай на мост (а он огромный, высокий!), теперь иди туда, сюда, а теперь давайте подвесим его на лонже… Погоди, пока повиси, а я подумаю, как решить дальше эту сцену». Это я говорю о сцене, когда Поприщин объявляет себя испанским королем. Сергей Куницкий, мой дублер, висел довольно долго и уже начал было потихоньку стонать, пока я придумывал испанский корабль, выстраивал всю сложную пирамиду, которая возникает из-под мантии испанского короля, когда он взлетает и парит на высоте в этих цепях и с ошейником вместо короны на голове, – конечно же, это заняло какое-то время. Мы делали перерывы, я просил артистов: если будет уж совсем невмоготу, говорите. Но они терпеливо выполняли мои поручения.

Однако настоящее безумие началось, когда я буквально за три прогона до премьеры вошел внутрь спектакля. И честно говоря, я буквально сломал голову, потому что тяжело не видеть себя со стороны, не видеть, что делают партнеры, но при этом пытаться их контролировать. В то же время нужно попытаться воспроизвести мной же придуманный рисунок роли и при этом жить, быть органичным в этом рисунке. Это, скажу я вам, было на грани абсолютного безумия и сумасшествия! Но сейчас уже спектакль накатали, он развивается. И если поначалу режиссер Безруков подавлял артиста Безрукова, то сейчас я постепенно отвоевываю пространство, импровизирую, и главным уже становится актер.

Гоголь безумно мистический автор, и он время от времени преподносит неожиданные сюрпризы. Недавно в Петербурге я проводил экскурсию по гоголевским местам и сделал для себя небольшое открытие. Мы вместе с участниками экскурсии побывали в той квартире на Малой Морской, 17, где Гоголь прожил три года, где он написал «Записки сумасшедшего», «Ревизора», «Невский проспект» и многие другие произведения. Это было, пожалуй, одно из самых фантасмагорических событий, произошедших со мной в последнее время. Так сложилось, что по Петербургу я гулял много-много раз, но вот на Малой Морской я оказался впервые. Там, конечно, многое изменилось: в самих помещениях сделан евроремонт, по сути, остались только стены, и дом напротив надстроен, – но в целом дворик тот же, что и во времена Гоголя, и есть окно, из которого смотрел на двор Гоголь и, быть может, даже Пушкин, который приходил к нему в гости. Самое волнующее, что в эту квартиру и даже во внутренний дворик не каждый попадет: двор закрыт на кодовый замок, а у помещений есть хозяин – они им сейчас выставлены на продажу и обычно закрыты. Мне спонтанно пришла в голову идея: а можно ли заглянуть в эти комнаты? И нам это удалось, мы туда заглянули, для нас это было открытие.

Bezrukov_63_OtkritiiUrok_720_3

Вообще, если говорить о Гоголе, то он, скорее, разумно безумен – потому что сложно не сойти с ума, зная, как устроен мир. А он слишком хорошо знал этот мир и слишком много испытал сам. Все, о чем он писал, – это не только фантазии на тему, хотя он и был большим фантазером. То, что испытывают его герои, – это во многом его собственные эмоции, страхи и пороки, в нем самом есть и Хлестаков, и Башмачкин, и Поприщин – все это сам Гоголь. И если мы хотим понять, что есть Гоголь, нужно просто собрать воедино всех его героев – и получится сложный образ этого человека, абсолютно, может быть, безумного, потому что если такие персонажи живут в одном человеке, это, конечно, абсолютное безумие. Но это безумие – осознанное, потому что он сам оживлял эти страхи, пороки, как бы выдавливал их из себя, воплощая их в своих персонажей. Это такой изощренный вид психотренинга – вытащить из себя какую-нибудь мучающую душу гадость, сделать из нее целого персонажа и вынести на суд зрительский и читательский. Помните это его знаменитое «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!»? Гоголь давал тем самым возможность посмеяться над самим собой. А смех – исцеляет.

Мне кажется, люди, занимающиеся творчеством, искусством, все немножко безумны. Начнем с того, что заниматься искусством в наше прагматичное время – это безумие. Пытаться поднять наше, российское кино на уровень мирового; пытаться догнать западные технологии, которые давно ушли вперед, попытка делать кино «как они» – это такое легкое безумие. Зачем кого-то догонять? Надо делать свое. Мне кажется, нам надо возвращаться к авторскому кино, как это ни безумно звучит. Сейчас у нас в основном существует продюсерское кино – это когда смонтированный фильм пропускают через огромное количество фокус-групп, которые говорят, что вот это им неинтересно, это скучно, и растаскивают кино на какое-то непонятное лоскутное одеяло. Зритель – неоднородная масса, и поэтому угодить всем никогда не получится. Но тем не менее продюсерское кино пытается это сделать. Это – безумие! Если бы Андрей Тарковский, или Герман, или другие наши великие мастера советского кино пытались угодить зрительской аудитории, у нас не было бы этих великих фильмов. Мне кажется, нам нужно сейчас делать шаг навстречу художникам-личностям. Фильм может нравиться или не нравиться, но важен личный взгляд, видение. Кто-то будет говорить, что это безумие. Ну как же в нашем мире блокбастеров и технологий выходить в прокат с авторским фильмом, ведь надо отбивать деньги, надо зарабатывать. Сейчас вон кто-то смотрит Андрея Тарковского и говорит: «Это скучно». И это катастрофа. А разумно ли заниматься театром, который никогда не принесет больших денег? Театр – это вообще неокупаемая история. Безумие в нашу эпоху развлечений и потакания зрительским вкусам, испорченным непритязательными, низкопробными телешоу, ставить сложнопостановочные спектакли и говорить со сцены о душе. Поэтому, конечно, в этом безумном мире заниматься искусством – это безумие…

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
6+
Остров сокровищ
Приключения
2 часа 20 минут, антракт
Подробнее
12+
Колыбельная для одуванчика
Музыкальный спектакль
1 час 30 минут
Подробнее
16+
Энергичные люди
Музыкальная комедия
3 часа 50 минут, антракт
Подробнее
16+
Прекрасное Далёко
Мелодрама
2 часа 30 минут, антракт
Подробнее
16+
Без вины виноватые
Мелодрама из актерской жизни
2 часа с антрактом
Подробнее
Последние статьи
В ГУБЕРНСКОМ ВЫЯСНЯТ «КТО СИЛЬНЕЕ?»
03 декабря 2024
13 декабря в фойе большого зала Губернского театра состоится премьера психологического...
«Без вины виноватые» появились на сцене МГТ При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
19 ноября 2024
К артистам нужно относиться бережно В Московском Губернском театре очередная громкая...
«Евгений и Татьяна — штучные люди»: в Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Мой Онегин»
19 ноября 2024
Новый неожиданный взгляд на знаменитый роман Пушкина в стихах предложила режиссер Елена...
«Без вины виноватые»: Коллективное (со)переживание
18 ноября 2024
В Губернском театре – премьера по Островскому. «Без вины виноватых» постановщица Вероника...
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент
16 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» (12+). «Чудесно. На...
ОСТРОВСКИЙ КАК СИМВОЛ, ВИНА КАК ТРАВМА
15 ноября 2024
История пьесы «Без вины виноватые» на столичной сцене достаточно богата. Припоминаются и...
«Мой Онегин» в Московском Губернском театре: взгляд Елены Черной
14 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» Постановка "Мой Онегин"...
В СТОЛИЧНОМ ТЕАТРЕ ПРЕДСТАВИЛИ ПРЕМЬЕРУ ПО РОМАНУ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА
14 ноября 2024
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент, соединивший в одной постановке драму и...
«Мой самый главный учитель в профессии – отец» — актер Сергей Безруков
14 ноября 2024
11 ноября в Доме-музее К.С. Станиславского в рамках фестиваля «Биеннале театрального...
На сцене Губернского театра покажут премьеру спектакля "Мой Онегин"
13 ноября 2024
Постановку представит Фонд Сергея Безрукова МОСКВА, 13 ноября. /ТАСС/. Фонд Сергея...
Премьера спектакля "Мой Онегин" в постановке Фонда Сергея Безрукова: классика Пушкина в новом звучании
12 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представляет премьеру спектакля "Мой Онегин" 13 ноября в 19:00 на...
Сергей Безруков: «Артисты — такие же люди. И относиться к ним нужно бережно»
12 ноября 2024
Московский Губернский театр представил премьеру «Без вины виноватые». 10 ноября на...
ШЕКСПИРОВСКИЕ СТРАСТИ: В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ МОСКВЫ ПРЕДСТАВИЛИ СПЕКТАКЛЬ ПО ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО
12 ноября 2024
Александра Островского по праву считают «русским Шекспиром». Десятки его пьес до сих пор...
В Москве — премьера спектакля «Без вины виноватые»
11 ноября 2024
На сцене Московского Губернского театра премьера — спектакль «Без вины виноватые»....
"Без вины виноватые" – в Губернском театре
11 ноября 2024
Это уже третья премьера сезона и четвертая пьеса Островского в репертуаре. Спектакль...
Губернский театр представит премьеру спектакля "Без вины виноватые"
10 ноября 2024
В роли Елены Кручининой на сцену выйдет Ирина Безрукова МОСКВА, 10 ноября. /ТАСС/....
Ирина Безрукова сыграет Кручинину в премьере Губернского театра
04 ноября 2024
В Московском Губернском театре 10 ноября выходит премьера - спектакль "Без вины...
Олег Савостюк: «Безруков дал мне ценный совет»
28 октября 2024
«Сергей Витальевич посоветовал во время сцены перед казнью, когда мой герой стоит на...
Роли, которые мы выбираем: Московский Губернский театр приглашает на премьеру «Без вины виноватые»
28 октября 2024
10 ноября Московский Губернский театр приглашает на премьеру «Без вины...
ПРЕМЬЕРА МОНОСПЕКТАКЛЯ С БАРДОВСКИМИ ПЕСНЯМИ СОСТОЯЛАСЬ В ТЕАТРЕ МОСКВЫ
30 сентября 2024
В Московском Губернском театре состоялась премьера «Колыбельная для одуванчика». В...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре