Жанна Ованесова, «В Подмосковье»
У этой известной сказки множество почитателей по всему миру. И их стало еще больше после премьеры в Губернском театре, где философскую притчу для детей читает Сергей Безруков.
В произведении Экзюпери «Маленький принц» мир устроен так непривычно сложно! Начинается история в пустыне, где, кроме бескрайнего песка и двух героев, никого нет. Главный герой – Маленький принц влюблен почему-то в растение – розу и много об этом говорит. Он живет в каком-то абстрактном мире: то путешествует с планеты на планету, то возвращается к другу-летчику, а в середине истории вдруг заводит себе нового друга – Лиса, который его учит жизни: «Если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...»
Эти слова сказочного героя Лиса воспитывают не только Маленького принца, но и несколько поколений людей на всей планете начиная с далекого 1943 года, когда сказка впервые увидела свет. С тех пор книга Антуана де Сент-Экзюпери неоднократно переиздавалась, переведена на 180 языков, экранизировалась, а ее герои воспевались в песнях.
Особая магия
Прочесть сказочную повесть детям так, чтобы они слушали, – для этого нужен особый душевный настрой. А чтобы удерживать детскую аудиторию в течение полутора часов, необходимы еще и недюжинный талант, артистизм, владение словом. И особая магия, без которой нельзя настроить всех без исключения зрителей – взрослых и детей на единую волну. У Сергея Безрукова это получилось. И не разобрать, чья в том больше заслуга – режиссера-постановщика или главного исполнителя роли чтеца. Безруков в этом спектакле выступил сразу в двух ипостасях. Важно, что зал на спектакле «Маленький принц» сидел, затаив дыхание, смеялся и плакал, и долго не отпускал чародея-сказочника со сцены.
Попытка вернуться в детство
В течение всего спектакля звучит живая музыка – Губернаторский оркестр исполняет музыку французских композиторов: Камиля Сен-Санса «Карнавал животных», ноктюрны Клода Дебюсси, известный «Вальс» и пьесу «Павана на смерть Инфанты» Мориса Равеля. Разнообразные, легкие для слуха сюиты и музыкальные зарисовки удачно ложатся на канву повествования. Сергей Безруков и здесь взял на себя ответственность: сам подбирал «нужную» музыку. Ему же принадлежит идея установить на сцене песочницу и использовать кукол, изображающих персонажей сказки, а все действо проецировать на большой экран. Играя с куклами, артист еще более завораживает зрителя.
«Для детей нужно создавать особенный, игрушечный мир, – говорит артист. – Я большой поклонник Резо Габриадзе (грузинский художник и режиссер известных спектаклей Театра марионеток. – Прим. автора). Для меня было важно создать ощущение живого мультфильма, который тут же, на глазах у всех, происходит. Мне кажется, это только добавляет игры. Это уже не просто чтение с оркестром. Это спектакль с большим количеством интересных нюансов: портретов, игрушек, книжек... Это попытка заглянуть в свое собственное детство, вернуться в него».
В спектакле минимум декораций. Есть большой ящик с игрушками, книжный шкаф, где висит детский и очень узнаваемый портрет главного идеолога спектакля, стоят на полке книги, среди которых есть и сказка Экзюпери. И всем зрителям, независимо от возраста, когда наступает антракт, так хочется погладить Лиса, разглядеть Маленького принца и самолетик, на котором прилетел автор повести.
Сергей Безруков, художественный руководитель Московского Губернского театра, народный артист России:
– Чарльз Диккенс говорил, что в прозаический век очень важно уделять внимание сказкам. То есть бережное отношение к сказкам – задача первостепенной важности. А сейчас век как раз прозаический: огромное количество негативных событий, агрессии. Я думаю, что вот такие сказки возвращают нас в светлое детство, напоминают, что мы все родом оттуда.
Сергей Пащенко, главный дирижер Губернаторского оркестра Московской области:
– Духовой оркестр прекрасно исполняет симфоническую музыку. Тут многое зависит от аранжировщика. В исполнении нашего оркестра в спектакле звучат великие французские произведения. Музыка максимально передает эмоции и чувства, которые Сергей Витальевич воспроизводит на сцене.
Цитаты из повести «Маленький принц»:
• Есть такое твердое правило... Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.
• Там хорошо, где нас нет.
• Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
• Среди людей тоже одиноко.
• Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.