Телеканал «Культура», Новости культуры, 28.09.2015
Московский Губернский театр показал первую премьеру нового сезона – «Сон разума». В основу спектакля легла повесть Гоголя «Записки сумасшедшего». Однако Сергей Безруков – режиссер постановки и исполнитель главной роли – предпочел оригинальному названию отсыл к знаменитой гравюре Гойи «Сон разума рождает чудовищ». Так зритель сразу получает и ключ к режиссерскому прочтению хрестоматийного текста, и точное представление о визуальном ряде спектакля.
Критики XIX века считали Гоголя реалистом. В XX веке филология нашла для классика более точное определение – фантастический реализм. Новый спектакль по Гоголю «Сон разума» говорит скорее на языке сюрреализма.
Для Сергея Безрукова «Записки сумасшедшего» – не история безумия, а опыт рефлексии героя. Поприщин спит и видит сны – на сцене мир его подсознания, в котором обнажаются страхи и внутренние монстры.
«Мне бы хотелось, чтобы зритель, с одной стороны, посмотрел бы сон нашего российского чиновника XIX века, с другой стороны, кто-то подумал бы, что, может быть, это та самая реальность, реальность этого человека, в которой он именно так все воспринимает», – говорит народный артист России Сергей Безруков.
Лебедка с электрическим мотором, сложная мобильная конструкция, система противовесов. Чтобы создать фантастическую реальность сна, где не действуют законы физики, к созданию спектакля привлекли цирковых постановщиков, чтобы спектакль был на высоте.
«Цирковая лонжа – так называется трос, на котором делается все подвеска через систему блоков, зацепляется карабин, у каждого артиста – свой пояс. И далее мы поднимаем на необходимую высоту», – объясняет постановщик трюков Денис Осипов.
Для спектакля написана специальная музыка. Перед композитором стояла сложная задача – найти звуковое воплощение фантасмагории.
«Там все есть. Там есть и XIX век, и XX, и XXI . И, временами, электронная музыка, и стилизация под романтизм, под импрессионизм. Все. Пытались сделать все вместе. Мне кажется, это и дает ощущение странное и интересное», – полагает композитор Александр Биллион.
У Сергея Безрукова-актера премьер в театре не было давно. Новая роль в непривычном амплуа – не романтический герой, а маленький человек. То ли в шутку, то ли всерьез артист говорит, что выдавливал из себя Поприщина по капле.