Невероятный «Сон разума» и тонко завуалированная реальная жизнь (+ ФОТО)
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Невероятный «Сон разума» и тонко завуалированная реальная жизнь (+ ФОТО)

11 октября 2015
Юлия Бурулёва, CityCelebrity.ru, 5.10.2015.

Глубокий спектакль Сергея Безрукова «Сон разума»

Николай Васильевич Гоголь и Сергей Витальевич Безруков... Имена этих феноменальных личностей прочно вошли в историю своим многоликим творчеством, уникальными талантами и только им присущей индивидуальностью. Гоголя одни читали в юном возрасте в рамках школьной программы – поверхностно, не пытаясь вникнуть в глубинные идеи и бесконечные аллегории и метафоры, другие – в течение разных лет жизни перечитывают этого автора снова и снова – с глубоким осознанием, тонким размышлением и философским подходом.



Для многих тысяч людей Николай Васильевич – любимый писатель, произведения которого сопровождают по жизни и в которых находят ответы на многие нравственные и моральные, социальные и духовные вопросы. Сергеем Безруковым восхищаются как театралы, так и любители кинематографа, его талант и неординарность признают как профессионалы, так и простые зрители. Этот Артист за годы своей карьеры благодаря многочисленным сыгранным ролям и разнообразным персонажам, воплощенным на театральной сцене, исполненным музыкальным композициям, поэтическим произведениям – стал близким и родным человеком миллионам людей, эталоном неиссякаемой энергии и творческих идей, духовности, искренности и вдохновения! Сергей Витальевич постоянно находится в движении, творческом полете! Каждую его работу публика всегда с нетерпением ждет в предвкушении новых эмоций и открытий...

В начале театрального сезона года литературы народный артист России, художественный руководитель Московского Губернского театра Сергей Безруков преподнес зрителям замечательный инновационный подарок: спектакль-фантасмагорию «Сон разума» по повести Н.В .Гоголя «Записки сумасшедшего», где не только исполнил главную роль, но и выступил как режиссер-постановщик. 26, 27 сентября на большой сцене Московского Губернского театра состоялась первая премьера сезона.



Главный герой постановки – титулярный советник Аксентий Иванович Поприщин дожил до 42 лет, но так и остался маленьким, незаметным служащим, до которого никому нет дела. Мучительное недовольство собой и своим местом в жизни все дальше уводит его из серой реальности в мир фантазий, лишая разума. Создатели спектакля предлагают увидеть мир глазами героя повести Гоголя.

Сергей Безруков о спектакле: «Для меня важно, что это именно фантасмагорический сон, а не бытовой театр: мне не интересно показывать во всех подробностях, как чиновник Поприщин постепенно сходит с ума. Мой Поприщин «спит» и видит сны. В этом состоянии сна разума и происходят все те невероятные вещи, которые описал Гоголь в своих «Записках..», и даже еще более невероятные – над этим работает целая команда специалистов по трюкам. Ведь во сне для нас все возможно! Спектакль для размышления и переосмысления». История сумасшествия чиновника Поприщина для Сергея Безрукова – это повод поразмышлять о свободе и несвободе человека. Разум делает человека несвободным, – ведь именно он источник всех страхов, недовольства, бесплодных стремлений, которые загоняют человека в ловушку.



Герои фантазий Попрощина – вроде мифически иллюзорны и вымышлены, но в то же время так земны и достоверны. Безрукову удалось зашифровать там настолько много, что каждый зритель почерпнет свое и воспримет происходящее на сцене индивидуально сквозь призму личного восприятия и ощущений. Где фантазия, а где реальность, и что скрыто за кажущимися на первый взгляд больными галлюцинациями чиновника? Уж не суровая ли действительность, тонко и изящна завуалированная умелым мастером с помощью метафор и олицетворений, сравнений, гротеска и конечно же, невероятных актерских-режиссерских находок, технических и световых эффектов?

Красной ниткой по всему спектаклю идет диссонанс внутреннего мира героя, благородного происхождения и воспитания, с его жалким нищенским существованием – неслучайно Поприщин часто повторяет: «Я – Дворянин!». Здесь априори читается ущемленное человеческое Достоинство личности, которая вынуждена терпеть унижения, но еще надеется, что все изменится, что сможет выбраться из этого замкнутого круга.



В одном из известных романов, не имеющих отношения к Гоголю, герои-дворяне произносят фразу: «Честь – это твое достоинство, как ты его понимаешь! И если ты видишь неуважение достоинства твоей личности, то это надобно пресечь...» Очевидно, что именно унижение чести и достоинства Поприщина, невозможность достичь своих целей в реальности и сводит его с ума, погружает в мир грез и фантазий, видений и галлюцинаций. Ведь если человек живет в гармонии с самим собой и окружающими и твердо стоит на ногах, то и разум его воспринимает действительность адекватно, не уходя в мир иллюзий. А если личности некомфортно и неуютно в окружающей реальности, то предпринимаются всевозможные попытки найти другой мир или создать его в своих фантазиях. Поэтому Поприщин и становится всемогущим непобедимым испанским королем в своем больном воображении... Это всего лишь попытка выйти из замкнутого круга. В спектакле очень тонко прослеживается хрупкая граница между сознательным и бессознательным, здравомыслящим и безумным... И как же порой сложно отличить одно от другого!

Возможно, интересом к тайным глубинам сознания и мироустройства и объясняется огромная популярность произведений Гоголя, для поклонников которого спектакль «Сон разума» – настоящий кладезь гоголевских персонажей, представленных в постановке в тех или иных обличьях. Здесь читается и «Вий», и «Нос», и «Шинель», и «Невский проспект», и «Ночь перед Рождеством», и много других произведений легендарного классика русской литературы. Именно перу Гоголя принадлежит ставшая крылатой цитата: «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». Для многих людей это аксиома, которая не требует доказательств и подтверждений, так как выражает их сущность.



Ритм «Сна разума» быстрый и динамичный, зрители находятся в постоянном напряжении и обостренном внимании, дабы даже на долю секунды не потерять хрупкую нить отличия реальности и бреда. Безруков признался, что спектакль очень энергозатратный. Энергия, которая идет со сцены, обладает магнетическим, буквально завораживающим действием. Главный персонаж постоянно меняет места дислокации, образы и лица, зрители наблюдают непрерывные трансформации Поприщина, которого сопровождают семь странных существ. Последние сами в свою очередь мгновенно меняют облики – то собаки, то слоны, то быки на корриде... Уж не семь ли смертных грехов символизируют эти бесы?

У Рэя Брэдбери есть мудрая цитата: «Если бы мы слушались нашего разума, у нас бы никогда не было любовных отношений. У нас бы никогда не было дружбы. Мы бы никогда не пошли на это, потому что были бы циничны: «Что-то не то происходит», или «Она меня бросит», или «У меня уже раз обжегся, а потому…». Глупость это. Так можно упустить всю жизнь. Каждый раз нужно прыгать со скалы и отращивать крылья по пути вниз». Сны Поприщева – его прыжок к свободе и неизвестности! Да, это обернулось трагедией, но ведь он попробовал хотя бы в мыслях что-то изменить...



Все происходящее на сцене выглядит очень зрелищно и ярко! Чтобы воплотить сюрреалистические фантазии Поприщина, к работе над спектаклем привлекли профессионалов: мастер визуальных эффектов, член президиума Российской ассоциации иллюзионистов, лауреат международных конкурсов Вадим Савенков работает над трюками, а специалисты из Цирка на Цветном бульваре обучают актеров основам воздушной эквилибристики. Сценография и костюмы, придуманные Николаем Горобцом, тоже становятся полноправными участниками невероятных событий и метаморфоз.

Следует выразить восхищение хореографу-постановщику спектакля Антону Крамару, виртуозная хореография и грациозная пластика персонажей поражает и удивляет своим профессионализмом и отточенностью линий. Конечно, отдельного внимания заслуживает музыкальное сопровождение постановки-композитора Александра Биллиона, который специально для «Сна разума» написал оригинальные музыкальные композиции в разных стилях, усиливающие яркость эффекта происходящего на сцене. Все музыкальное сопровождение «живое» – специально записанное для спектакля Губернаторским оркестром. Также в спектакле звучит фрагмент из вечерни Сергея Рахманинова «Всенощное бдение».



Синтез театра и циркового искусства, музыки и художественно-постановочных идей – все это представляет собой неразрывный организм, который прочно приковывает внимание публики, заставляет полностью погрузиться в события и забыть о происходящем извне. Зрители, находясь в зале, ощущают себя вовлеченными в сценическое пространство, эмоционально погружаются в сюжет и становятся участниками действия.

Непосредственный контакт со зрителем, каждый из которых по-разному реагирует на происходящее, еще больше добавляет уникальности постановке – тем самым создается неповторимая магическая энергетика, взаимообмен артистов и публики. Постоянно в спектакле появляется золотая рыбка, притом она плавает не только над сценой, но и в зрительном зале. Что же она символизирует? Окончательное безвозвратное помешательство или надежду на исцеление? Апогей безумия или светлый луч веры и надежды? На этот вопрос каждый зритель ответит сам, как и на все остальные проблемы не только человека, но и общества в целом, которые с разной степенью глубины и многоликих аллегорий прослеживаются на протяжении всего «Сна разума».



Столичная публика приняла новую постановку более чем благосклонно, под громкий оглушительный звук аплодисментов и криков браво! Безруков снова поразил и удивил публику, безграничный полет его фантазии и мастерства никого не оставил равнодушным! Очевидно, что после такого спектакля многие захотят перечитать произведения Гоголя, снова прийти на невероятную постановку, погрузиться в таинственную магию и волшебство и раскрыть все новые и новые детали и нюансы, которые так тонко и филигранно вплетены в весь «Сон разума». Каждый сам решит: а спит ли наш разум когда-нибудь или напротив, именно во сне, где возможно Все, где нет обязательств, норм, правил и стереотипов, он в полной мере вырывается на свободу, проявляет свою суть и парит над миром?

Фото Виктории Поплавской

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
6+
Знакомьтесь: Московский Губернский театр
Экскурсия
1 час без антракта
Подробнее
16+
Казанова. Ars Vivendi
Комедия в 2-х актах
3 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
16+
Дядя Ваня
Сцены деревенской жизни в двух действиях
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
12+
Поэтическое кафе «Луч»
Оттепель в стихах и мелодиях
2 ч 45 мин, один антракт
Подробнее
12+
Нашла коса на камень
Комедия в двух действиях
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
Последние статьи
«Фабричный» праздник театра
21 июня 2022
Сергей Безруков подвел итоги масштабного фестиваля, завершившегося в Москве ...
Сергей Безруков сыграл дядю Ваню на сцене челябинского театра
09 июня 2022
В понедельник, 6 июня, в Челябинском театре оперы и балета состоялся спектакль «Дядя...
Сергей Безруков представил свой спектакль
09 июня 2022
Чехов зазвучал по-новому. На челябинской сцене Сергей Безруков представил свой спектакль...
«ДЯДЯ ВАНЯ» МОСКОВСКОГО ГУБЕРНСКОГО ТЕАТРА – В ЕКАТЕРИНБУРГЕ
08 июня 2022
В постановка исполнитель главной роли Сергей Безруков раскрывается ещё и как режиссёр и...
Сергей Безруков сыграл Дядю Ваню в Челябинске
07 июня 2022
На сцене челябинского театра оперы и балета 6 июня прошел спектакль «Дядя Ваня»...
Харбин, Стамбул и Париж на сцене Губернского
02 июня 2022
Русскую поэзию показали с «Чужих берегов» В эти дни в Московском губернском театре...
Сергей Безруков: нет ничего востребованнее в театре, чем жизнь человеческого духа
01 июня 2022
В начале июня стартует Летний фестиваль губернских театров "Фабрика Станиславского",...
«Гори, сияй, моя звезда!»: Московский Губернский театр представил премьеру поэтического спектакля «Чужие берега»
31 мая 2022
Московский Губернский театр продолжает радовать публику многогранными спектаклями в...
Премьера поэтического спектакля «Чужие берега»
31 мая 2022
Московский Губернский театр представил очередную премьеру - художественный руководитель...
В Губернском театре представили поэтический спектакль об эмигрантах «Чужие берега»
30 мая 2022
Отбывающие пассажиры и провожающие, которые так и не решились покинуть родину после...
Премьера поэтического спектакля «Чужие берега»
30 мая 2022
Московский Губернский театр представил очередную премьеру - художественный руководитель...
«ЧУЖИЕ БЕРЕГА» — ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ МОСКОВСКОГО ГУБЕРНСКОГО ТЕАТРА (12+)
29 мая 2022
Спектакль «Чужие берега» продолжает поэтический цикл Московского Губернского театра,...
Премьера спектакля «Чужие берега» состоялась в Московском Губернском театре
29 мая 2022
Новая постановка обращает зрителя к истории ХХ века и богатейшему наследию русской...
"Чужие берега, полные слез": в Московском Губернском театре прошла премьера поэтического спектакля
29 мая 2022
Московский Губернский театр представил премьеру поэтического спектакля "Чужие берега"....
Московский губернский театр поставил поэтический спектакль "Чужие берега"
29 мая 2022
В 1933-ем году произошло событие исключительное, Нобелевскую премию по литературе...
Премьера поэтического спектакля «Чужие берега»
28 мая 2022
Спектакль «Чужие берега» продолжает поэтический цикл Московского Губернского...
Премьера спектакля «Чужие берега» состоялась в Губернском театре
28 мая 2022
В Московском Губернском театре состоялась премьера поэтического спектакля «Чужие берега»,...
Губернский театр представит премьеру поэтического спектакля "Чужие берега"
28 мая 2022
МОСКВА, 28 мая. /ТАСС/. В Московском Губернском театре в субботу состоится премьера...
Безруков рассказал подробности режиссерской постановки спектакля «Чужие берега»
27 мая 2022
РИАМО - 27 мая. Второго июня open-air версия спектакля «Чужие берега. Противостояние»...
В Губернском театре состоялась премьера спектакля «Чужие берега»
27 мая 2022
РИАМО - 27 мая. Премьера поэтического спектакля «Чужие берега» прошла в Московском...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре